Судебная коллегия по гражданским делам апелляционной инстанции Самарского областного суда в составе:
председательствующего Желтышевой А.И.,
судей: Бочкова Л.Б., Плешачковой О.В.,
при секретаре Майдановой М.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе, Тальникова А.Ф. на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 15 апреля 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Тальникова А.Ф. к ГБУ СО "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Автозаводского района г. Тольятти" об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Бочкова Л.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тальников А.Ф. обратился в суд с иском к ГБУ СО "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Автозаводского района г.о. Тольятти" об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение.
В обоснование заявленных требований, истец указал, что он с 29.01.2008 г. включен в список учета региональных льготников, ввиду того, что он является ветераном труда, а также состоит на учете с диагнозом сердечнососудистое заболевание, аритмия. По состоянию здоровья и медицинским показателям ему необходима путевка в профильное учреждение. Истец указал, что он обратился к ответчику с соответствующим заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в санаторий "данные изъяты" В ответах Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области ему было сообщено, что предоставить путевку в указанный им санаторий не могут, так как данный санаторий не участвует в конкурсах и заключить с ним контракт не представляется возможным. Так же в дополнение к ранее представленным ответам было указано, что Министерством был направлен запрос в указанный санаторий о возможности заключения государственного контракта на приобретение санаторно-курортной путевки на 18 дней на общую сумму 25 182 руб. Из разъяснения руководства санатория следует, что заключить государственный контракт на предлагаемых Министерством условиях они не имеют возможности, так как не работают в данной ценовой категории.
Считая, что указанное обстоятельство нарушает его права как ветерана труда на получение путевки в указанный им санаторий на необходимое для его здоровья лечение, истец просил суд обязать ответчика предоставить ему путевку на санаторно-курортное лечение в санаторий "данные изъяты"
Судом постановлено вышеуказанное решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с решением суда, Тальников А.Ф. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, как постановленное с существенным нарушением норм материального и процессуального права, и постановить новое решение об удовлетворении исковых требований.
На данную апелляционную жалобу ГБУ СО "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Автозаводского района г.о. Тольятти" поданы возражения.
Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области подан отзыв на апелляционную жалобу Тальникова А.Ф.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Согласно представленным ходатайствам, истец Тальников А.Ф. и ГБУ СО "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Автозаводского района г.о. Тольятти" просят рассмотреть дело в их отсутствии.
Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
На основании пп. 1.1 п. 1 ст. 6.2 указанного закона, в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год (ст. 6.2).
В соответствии с п. 3.3 Приказа Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан", организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 3.9 указанного вышеуказанного Порядка, территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
Распоряжением Правительства РФ N 2103-р от 30.12.2009 г. утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Самарской области о передаче последнему осуществления части полномочия РФ по предоставлению мер социальной защиты отдельных категорий граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение.
В целях реализации указанного Соглашения Правительством Самарской области Постановлением Правительства Самарской области от 21.01.2010 N 11 утвержден Порядок предоставления мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также об оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно указанному Порядку организация предоставления гражданам путевок на санаторно-курортное лечение возложено на Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, а оказание услуг по приему документов на получение путевки на санаторно-курортное лечение, постановке граждан на учет, выдаче путевок возложено на государственные бюджетные учреждения Самарской области - центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в соответствии с Планом мероприятий.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области от 08.12.2005 N 210-ГД "Об
обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих в Самарской области, путевками на санаторно-курортное лечение", ветераны труда из числа лиц, указанных в статье 7 Федерального закона "О ветеранах", граждане, приравненные к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 20,04 года, у которых средняя величина денежного дохода на момент обращения за предоставлением путевки и месяц выдачи путевки на санаторно-курортное лечение не превышает полуторного размера величины прожиточного минимума, установленного в Самарской области для пенсионеров.
Согласно ч. 1 ст. 3 указанного Закона, государственные учреждения Самарской области, осуществляющие предоставление нестационарного социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам в соответствующем городском округе и муниципальном районе Самарской области, ведут учет граждан, нуждающихся в путевках, и ежегодно до 1 января представляют заявки о потребности в путевках по профилю заболеваний в орган исполнительной власти Самарской области, осуществляющий реализацию государственной политики в сфере социальной защиты населения, или в уполномоченное им государственное казенное учреждение.
В силу п.п. 1.1 Постановления Правительства Самарской области от 22.06.2012 N 289 "Об утверждении Положения о министерстве социально-демографической и семейной политики Самарской области", Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере социальной защиты, социального обслуживания населения и демографического развития региона, руководство системой социальной защиты области в целях реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение, государственную защиту семьи и детства на территории Самарской области.
В соответствии с п. 4 ст. 3 вышеуказанного Закона, выдача путевки гражданину, имеющему право на санаторно-курортное лечение, производится центром социального обслуживания по месту его проживания в соответствии со списком учета лиц, нуждающихся в предоставлении санаторно-курортного лечения, формируемым центром социального обслуживания на основании документов (сведений), представленных гражданином, указанных в пункте 3 настоящей статьи, в том числе документов о доходах и справки (заключения) лечебно-профилактической медицинской организации о нуждаемости гражданина в санаторно-курортном лечении в случае истечения срока действия ранее представленных документов.
Судом установлено, что Тальников А.Ф. является ветераном труда и включен в список учета региональных льготников ГБУ СО "ЦСО Автозаводского района г. Тольятти".
Из материалов дела следует, что Тальникову А.Ф. в 2014 г. и 2015 г. были предложены путевки по профилю его заболевания "Болезней органов кровообращения" в следующие санатории: "данные изъяты" от получения которых заявитель отказался, что подтверждается актами об отказе от 31.03.2014 г., 25.06.2014г., 15.09.2014г., 16.07.2015 г.
При этом причиной отказов послужило то обстоятельство, что Тальников А.Ф. изъявил желание пройти курс лечения в санатории "данные изъяты", что также следует из актов.
Согласно ст. 5 Закона Самарской области от 08.12.2005 N 210-ГД "Об обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих в Самарской области, путевками на санаторно-курортное лечение", орган исполнительной власти Самарской области, осуществляющий реализацию государственной политики в сфере социальной защиты населения, или уполномоченное им государственное казенное учреждение приобретает путевки в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
По результатам открытых конкурсов победителями определяются местные санатории, а также санатории, расположенные в других регионах Российской Федерации, принимавшие участие в Конкурсе.
Согласно представленных ответчиком документов, санаторий, указанный в обращении истца, в конкурсе участие не принимал.
В связи с чем, заключить контракт с данным санаторием не представляется возможным.
Из материалов дела также следует, что в 2015 г. Министерством был направлен запрос в санаторий "данные изъяты" о заключении государственного контракта на приобретение одной санаторно-курортной путевки на сумму 25 182 руб. для регионального льготополучателя - Тальникова А.Ф.
Однако руководство санатория отказалось от этого предложения в связи с тем, что стоимость путевки в санаторий "данные изъяты" составляет от 36 450 рублей (разница в 11 268 руб. или 44,7%).
Как указал представитель третьего лица, расчет стоимости начальной максимальной цены санаторно-курортной путевки, закупаемой по государственным контрактам, осуществляется на основании ценовых предложений (коммерческих предложений) от нескольких поставщиков санаторно-курортных услуг. По результатам торгов стоимость путевки снижается. Средняя стоимость путевки на санаторно-курортное лечение по профилю заболевания Тальникова А.Ф. ("Болезни органов кровообращения") исходя из цены путевки на санаторно-курортное лечение, закупленной по государственному контракту от 10 марта 2016 N 25/с, составляет 23 220 руб., что на 13 230 руб. ниже, чем стоимость путевки в санатории Нижегородской области. Таким образом, приобретение санаторно-курортной путевки, стоимость которой значительно превышает стоимость путевки на санаторно-курортное лечение, сформировавшуюся по итогам конкурсных процедур, является неэффективным расходованием средств областного бюджета, а, следовательно, у министерства отсутствует возможность приобретения путевки в данном санатории по предлагаемой им цене.
Доводы Тальникова А.Ф. о том, что он дважды отказавшись от предложенных санаториев, тем самым сэкономил для государства 50 000 руб., из которых он считает можно приобрести ему путевку в санаторий "данные изъяты", судом правильно отклонены, так как такой порядок действующим законодательством не предусмотрен. Кроме того, в случае отказа от получения путевки на санаторно-курортное лечение данная путевка выдается гражданину, следующему за указанным гражданином в соответствии с очередностью их постановки на учет для получения бесплатного санаторно-курортного лечения. При этом гражданин, отказавшийся от получения путевки на санаторно-курортное лечение, имеет право на получение другой путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с рекомендуемым профилем, сезоном и местом лечения, указанными в медицинской справке для получения путевки.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, с учетом вышеприведенных норм права, принимая во внимание, что истцу неоднократно предлагались путевки в санаторно-курортное лечение в санаториях по профилю заболевания, однако он отказался от данных путевок, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований предоставления истцу санаторно-курортной путевки в санаторий "данные изъяты", поскольку не исключает возможность лечения истца в других санаторно-курортных учреждениях аналогичного профиля и месторасположения, в связи с чем обязанность ответчика предоставить истцу санаторно-курортную путевку именно в санаторий "данные изъяты" не возникает.
Кроме того, указанное учреждение не принимало участие в конкурсе, и путевки в них не закупались.
Доводы истца о том, что он хотел бы проходить лечение именно в санатории "данные изъяты", суд правильно не принял во внимание, поскольку они опровергаются положением пп. "а" п. 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 864, согласно которому объем и условия оказания санаторно-курортной помощи, а также длительность пребывания граждан в санаторно-курортном учреждении в зависимости от заболевания устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития РФ, и только в санаторно-курортные учреждения, отобранные по конкурсу, при этом право выбора гражданами санаторно-курортного учреждения по своему усмотрению действующим законодательством не предусмотрено.
Суд правильно указал, что в данном случае отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение не происходило.
Право на получение путевки Тальниковым А.Ф. не утрачено и может быть реализовано в установленном порядке.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно отказал истцу в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что неправильная трактовка судом закона лишает его права на получение путевки в указанное им лечебное учреждение профилем которого является лечение болезней органов кровообращения, судебная коллегия отклоняет. Принимая во внимание, что истцу неоднократно предлагались путевки на санаторно-курортное лечение в санаториях по профилю его заболевания, однако истец отказался от данных путевок, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований предоставления истцу путевки на санаторно-курортное лечение в санаторий "данные изъяты", поскольку не исключает возможность лечения истца в других санаторно-курортных учреждениях аналогичного профиля. В связи с чем обязанность ГБУ СО "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Автозаводского района г.о. Тольятти" предоставить Тальникову А.Ф. путевку на санаторно-курортное лечение в указанный санаторий не возникает.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана судом первой инстанции с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не опровергают правильности выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены состоявшегося судебного решения.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 15 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тальникова А.Ф. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.