Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Набок Л.А.,
судей - Емелина А.В., Осиповой С.К.,
при секретаре Майдановой М.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хуснутдиновой М.С. к Администрации г.о. Самара, Администрации Куйбышевского района г.о. Самара, Департаменту градостроительства г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании права собственности на земельный участок,
по апелляционной жалобе Хуснутдиновой М.С. на решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 12 мая 2016 года, которым постановлено,
"В удовлетворении исковых требований Хуснутдиновой М.С. к Администрации г.о. Самара, Администрации Куйбышевского района г.о. Самара, Департаменту градостроительства г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара, о признании права собственности на земельный участок, отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Набок Л.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Хуснутдинова М.С. обратилась в суд с иском к Администрации г.о. Самара, Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании права собственности на земельный участок.
В обоснование исковых требований истец Хуснутдинова М.С. указала, что ДД.ММ.ГГГГ она, являющаяся ветераном Великой Отечественной войны, в соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 года N 94-ГД "О земле", обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предоставлении ей бесплатно земельного участка, общей площадью 1000,00 кв.м., категория земель -земли населенных пунктов, вид разрешенного использования ? для индивидуального жилого строительства, расположенного по адресу: "адрес" Однако, в предоставлении в собственность Хуснутдиновой М.С. испрашиваемого ею земельного участка фактически было отказано, поскольку Департамент градостроительства г.о. Самара отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, сославшись на то, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗКРФ. 08.02.2016 года ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" представлено Хуснутдиновой М.С. уведомление, из которого следует, что в границах испрашиваемого ею земельного участка, согласно представленной схеме, наземных (надземных) объектов капитального строительства, строений, сооружений не зафиксировано. Считают, что утверждение Департамента градостроительства г.о. Самара, о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами не соответствует действительности. Считает отказ в предоставлении земельного участка нарушает ее права и законные интересы, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в пределах границ муниципального района с численностью населения менее 100 тысяч человек, он свободен от прав третьих лиц и используется Хуснутдиновой М.С., земельный участок сформирован, огорожен забором, границы его определены, с соседними землепользователями согласованы.
Основываясь на изложенном, истец Хуснутдинова М.С. просит признать за нею право собственности на земельный участок площадью 1000,00 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилого строительства, расположенный "адрес"
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству в качестве соответчиков привлечены Администрация Куйбышевского района г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара. В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования привлечена ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ".
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Хуснутдинова М.С., ссылаясь на незаконность и необоснованность.
В заседании судебной коллегии представитель Хуснутдиновой М.С. - Хуснутдинов М.Х. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объёме.
Иные лица в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом.
На основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со статьёй 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований (п. 1). Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (п. 2).
Согласно части 2 статьи 9 Самарской области от 11.03.2005 года N 94-ГД "О земле" (ред. от 15.07.2013г., от 23.03.2015г.) земельные участки предоставляются в собственность граждан и юридических лиц бесплатно в порядке и при наличии оснований, предусмотренных частями 3, 4, 8,10, 12, 13 и 14 настоящей статьи.
В соответствии с п.п. "ж,г" части 3 статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 года N 94-ГД "О земле" (ред., от 15.07.2013г., от 23.03.2015г.), земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми, домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в пределах границ муниципальных районов (городских округов) с численностью населения менее 100 тысяч человек: инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны. Предоставление земельных участков в данном случае осуществляется в пределах границ муниципального района (городского округа), на территории которого постоянно проживают указанные граждане (п. ж); инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны. Предоставление земельных участков в данном случае осуществляется в пределах границ муниципального района (городского округа), на территории которого постоянно проживают указанные граждане (п. г).
Согласно части 4 статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 года N 94-ГД "О земле" (ред. от 15.07.2013г., от 23.03.2015г.), в муниципальных районах (городских округах) с численностью населения от 100 тысяч человек земельные участки предоставляются инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны, которые постоянно проживают на территории данных муниципальных районов (городских округов). Земельные участки в соответствии с настоящей частью предоставляются для целей ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства.
С 01.03.2015 к ведению органов местного самоуправления отнесены государственные полномочия в сфере градостроительной деятельности, в частности, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, когда распоряжение соответствующими земельными участками в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" должно быть осуществлено органами местного самоуправления (ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 3 Закона Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области").
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец Хуснутдинова М.С. является ветераном Великой Отечественной войны.
18.01.2016 года, основываясь на положениях статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 года N 94-ГД "О земле", Хуснутдинова М.С. обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением N СП-9/72 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 16.02.2016 года N РД-82 Хуснутдиновой М.С. отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка со ссылкой на то, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ. Разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного "участка (п.п. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ). Образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами (п.6 ст. 11.9 ЗК РФ). Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной. деятельности г.о. Самара, испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами. Образование, земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (п.п. 4 п.3 ст. 11.3 Ж РФ).
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что истец Хуснутдинова М.С. в нарушение ст. 56 ГПК РФ не предоставила надлежащих доказательств, подтверждающих возникновение у неё права собственности на спорный земельный участок.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, как основанном на исследованных в судебном заседании доказательствах и находящегося в соответствии с нормами действующего законодательства о земле.
Согласно статье 11.10 пункта 16 подпункта 3 Земельного кодекса РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьёй 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам.
В силу пункта 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ и другим федеральными законами.
Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г. о. Самара, спорный объект находится в территориальной зоне Ж-2 - зоне малоэтажной смешанной жилой застройки по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утверждённых Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 года, N 61. Использование объектов недвижимости в указанной зоне возможно в соответствии с градостроительными регламентами указанной зоны, установленными в статье 30 данных Правил.
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ, пункт 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам.
Согласно ИСОГД испрашиваемый земельный участок расположен в границах планировочной структуры многоквартирных домов (л.д. 39,40).
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утверждённым проектом межевания территории.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов; подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 41 данной главы Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (части 1 и 2 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
Исходя из приведённых норм, элементами планировочной структуры являются кварталы, микрорайоны и иные элементы.
Таким образом, в границах кварталов и микрорайонов, застроенных многоквартирными домами, образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утверждённым проектом межевания территории, в том числе в иных целях, не связанных с реализацией прав собственников помещений в многоквартирном доме.
С учетом изложенного, образование земельного участка на основании схемы расположения земельного участка законом не предусмотрено.
Согласно выписке из ИСОГД г.о. Самара границы испрашиваемого объекта налагаются на границы сложившихся землепользователей (л.д. 40).
Между тем, в силу части 3 статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 года N 94-ГД "О земле" (ред., от 15.07.2013г., от 23.03.2015г.), земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков.
Кроме того, пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ земельным участком признаётся часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить её в качестве индивидуально - определённой вещи, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктами 3,5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221 "О государственном кадастре недвижимости" земельный участок как объект недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить таклй земельный участок в качестве индивидуально-определённой вещи, существует после проведения его государственного кадастрового учёта.
Из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок не поставлен на кадастровый учёт, следовательно, не существует как объект гражданских прав и земельных отношений.
Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку на рассматриваемую территорию проект планировки (межевания) не утверждён, то утверждение схемы расположения испрашиваемого земельного участка не приведёт к нарушению пункта 2 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ судебная коллегия отклоняет как несостоятельные, поскольку в силу пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утверждённым проектом межевания территории.
Другие доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, направлены на иную оценку исследованных судом доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется, в связи с чем, данные доводы основанием для отмены правильного решения суда являться не могут.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 12 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Хуснутдиновой М.С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.