Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Сивохина Д.А.
судей : Лазаревой М.А. и Вачковой И.Г.
при секретаре: Майдановой М.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Шарипова А.Р. на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 27 мая 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления Шарипова А.Р. об обжаловании действий органа местного самоуправления - отказать".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шарипов А.Р. обратился в суд с заявлением мэрии г.о.Тольятти об обжаловании действий органа местного самоуправления, в обоснование указал, что 20.02.2016 года он обратился в мэрию г.о.Тольятти с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка примерной площадью 100 кв.м. с местом положения: "адрес" для размещения объекта временного использования - магазина.
К данному заявлению была приложена копия листа топографического плана с приблизительным схематическим расположением испрашиваемого земельного участка, однако 03.03.2016 года административным ответчиком было направлено уведомление об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по основаниям предусмотренным ст.39.11 ЗК РФ.
Считает действия мэрии г.о.Тольятти незаконными, поскольку мэрия г.о. Тольятти нарушила его право на предоставление в аренду испрашиваемого земельного участка в порядке, предусмотренном земельным законодательством РФ.
Ссылаясь на изложенное, просил признать отказ мэрии г.о.Тольятти в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, обязав утвердить схему расположения земельного участка примерной площадью 100 кв.м. с местом положения: "адрес" для размещения объекта временного использования -магазина.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Шарипов А.Р. просит решение суда отменить и принять в новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя по доверенности Королева Ю.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель мэрии г.о. Тольятти возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает следующее.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела усматривается, что 20.02.2016 года Шарипов А.Р. обратился в мэрию г.о.Тольятти с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка примерной площадью 100 кв.м. с местом положения: "адрес" для размещения объекта временного использования - магазина, приложив к нему топографический план со схематическим расположением испрашиваемого земельного участка.
Согласно уведомлению от 03.03.2016 года N1549/5 заявителю было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка по следующим основаниям: предусмотренный п.4 ст.39.11 Земельного кодекса Российской Федерации запрет на подготовку схемы расположения земельного участка заинтересованными лицами в случае образования земельного участка в границах населенных пунктов; несоответствие заявителя (получателя государственной услуги) требованиям (условиям), определяющим категории получателей государственной услуги и предусмотренным п. 1.3 Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", утвержденного приказом министерства строительства Самарской области от 30.06.2015 года N 264-и, в соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 2.11 Регламента.
На основании статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 данного Кодекса.
В случае предоставления земельного участка в аренду земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации), который по общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, заключается на торгах. Образование земельного участка, предоставление которого предполагается осуществить посредством проведения аукциона, а также само проведение аукциона могут быть инициированы как органами государственной и муниципальной власти (пункт 3 статьи 39.11 ЗК РФ), так и заинтересованными в приобретении земельного участка гражданами или юридическими лицами (пункт 4 статьи 39.11 ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В рамках процедуры образования земельного участка по инициативе заинтересованного лица первым шагом является подготовка им схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка (подпункт 1 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ).
При этом подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов (абзац 2 подпункта 1 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ).
Таким образом, образование земельного участка в границах населенных пунктов может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица только при наличии утвержденного проекта межевания территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 ЗК РФ, в редакции Федерального закона от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам (пункт 2 статьи 83 ЗК РФ).
Испрашиваемый земельный участок площадью приблизительно 100 кв.м. расположен в границах населенных пунктов.
Следовательно, подготовку схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка до утверждения проекта межевания территории заинтересованное лицо обеспечивать не вправе (пункт 5 статьи 11.10 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Согласно части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.
Как предусмотрено статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка и утверждение документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляется с учетом результатов публичных слушаний.
В этой связи образование земельных участков для целей проведения аукционов по инициативе гражданина или юридического лица исключительно при наличии утвержденного проекта межевания территории обусловлено тем, что именно в документации по планировке территории в значительной степени учтены все особенности существующей территории, в том числе с точки зрения образования новых земельных участков.
В ходе судебного разбирательства установлено, что проект межевания территории где расположен испрашиваемый земельный участок, не утвержден.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции законно и обоснованно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены судебной коллегией и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 27 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.