Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Подольской А.А.
При секретаре судебного заседания Шабер И.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а- 485/16 по иску Козыревой В.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка исходя их иной группы видов разрешенного использования,
УСТАНОВИЛ:
Козырева В.В. с учетом уточнения требований обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", - исходя из 13 группы вида разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов, по состоянию на 06.04.2016г. и, исходя из удельного показателя 1 кв.м. - 286,06 рублей, а именно в размере 954 010 рублей 10 копеек.
Свои требования административный истец обосновывает тем, что 06.04.2016г. вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N изменен с "для ведения личного подсобного хозяйства" на вид разрешенного использования - размещение объектов оказания услуг связи. Кадастровая стоимость указанного участка стала равна 3 812 305,20 рублей, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, рассчитанного для 5 группы вида разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Полагает, что в ходе определения группы видов разрешенного использования приняты во внимание недостоверные сведения, поскольку на земельном участке отсутствуют объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Просит заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного истца Баширин И.П., действующий на основании доверенности N., заявленные требования поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении, указав, что на спорном земельном участке построено временное антенно - мачтовое сооружение, и возможно размещение объектов связи. Зданий и сооружений для оказания услуг населению не имеется.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще, представил суду отзыв на исковое заявление, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Администрация сельского поселения Ерзовка муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области, Правительство Самарской области не направили своих представителей в судебное заседание, о времени месте слушания дела извещены надлежаще, отзывы на заявленные требования не представили.
В соответствии с положениями п. 4 ст. 247 КАС РФ суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования Козыревой В.В. подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Часть 1 статьи 245 КАС РФ определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", принадлежит на праве собственности Козыревой В.В. (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ г., запись в ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ г.)
Согласно кадастровой справке, кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена актом определения кадастровой стоимости земельных участков филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, в соответствии с приложением N 2 к постановлению Правительства Самарской области от 13.11.2013 года N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" по состоянию на 06.04.2016 года, в размере 3 812 305,20 рублей.
Акт определения кадастровой стоимости от 07.04.2016 г. земельного участка с кадастровым номером N утвержден на основании заявления об изменении разрешенного использования с "для ведения личного подсобного хозяйства" на "размещение объектов оказания услуг связи". Для расчета кадастровой стоимости использован удельный показатель кадастровой стоимости равный 1143,12 рублям за 1 кв.м., установленный постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013г. N 610 для 5 группы вида разрешенного использования- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Судом рассмотрены доводы административного иска о том, что при расчете кадастровой стоимости необоснованно использован удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка 5 группы видов разрешенного использования, в то время, как спорный участок должен быть отнесен к 13 группе видов разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов". Данные доводы нашли свое подтверждение.
В соответствии со статьей 24.15 Федерального закона N 135-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316, методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Во исполнение названного пункта 11 Правил, приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Согласно пункту 1.2 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется в разрезе определенных данными указаниями видов разрешенного использования, среди которых:
к группе 1.2.13. отнесены - "земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов",
к группе 1.2.5 отнесены - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
В соответствии с федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 года N 508, который является обязательным к применению при определении кадастровой стоимости (п.2), при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости оценщик должен руководствоваться дополнительными требованиями и (или) процедурами к проведению оценки, установленными настоящим Федеральным стандартом оценки, по отношению к требованиям и (или) процедурам, установленным федеральными стандартами оценки.
Пункт 16 закрепляет, что при определении кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки все объекты оценки, содержащиеся в перечне для целей проведения государственной кадастровой оценки, разбиваются на группы объектов оценки на основании анализа информации о рынке объектов оценки, обоснования модели оценки кадастровой стоимости, состава ценообразующих факторов и сведений о значениях ценообразующих факторов объектов оценки для каждого исследуемого вида объектов оценки. В набор ценообразующих факторов должны быть включены только те факторы, которые оказывают существенное влияние на стоимость объектов оценки и могут быть достоверно определены и объективно измерены.
Для проведения группировки обосновывается выбор показателей, значений или диапазона значений данных показателей для отнесения объектов оценки в соответствующие группы.
Согласно п. 2.3.2 приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
На земельном участке с кадастровым номером N какие-либо торговые здания и сооружения отсутствуют, что подтверждается проектной документацией ООО " "данные изъяты"" "размещение устройств радиорелейной и воздушной (подвижной) сети связи базовой станции стандарта на антенно-мачтовом сооружении связи в Самарской области", согласно которому на спорном земельном участке возводится некапитальное, движимое, временное антенно-мачтовое сооружение.
Согласно заключению кадастрового инженера ФИО2 с приложением топографического плана границ земельного участка, на спорном земельном участке антенно-мачтовое сооружение в составе -железобетонная опора, с оборудование связи, климатический шкаф, с размещенными внутри устройствами связи, являющиеся конструктивными элементами, необходимыми для эксплуатации устройства радиорелейной и воздушной (подвижной) связи. Объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания на участке не существует.
Из договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного между Козыревой В.В. и ООО " "данные изъяты"" также следует, что истец передает последнему в аренду земельный участок с кадастровым номером N для установления антенно-мачтового сооружения.
Из Правил землепользования и застройки сельского поселения Ерзовка муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области следует, что размещение земельного участка в зоне Ж1 - зоне застройки индивидуальными жилыми домами, предполагает, в том числе, возможность размещения объектов оказания услуг связи.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований применения для расчета кадастровой стоимости земельного участка удельного показателя по 5 группе видов разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" и необходимости применения удельного показателя по 13 группе видов разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов" в размере 286,06 рублей за 1 кв.м.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что требования Козыревой В.В. следует удовлетворить.
Руководствуясь ст.180, ст. 249 КАС РФ
РЕШИЛ:
Административный иск Козыревой В.В. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" исходя из 13 группы вида разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов, по состоянию на 06.04.2016г. и, исходя из удельного показателя 1 кв.м. - 286,06 рублей, а именно в размере 954 010,10 рублей.
Дата подачи Козыревой В.В. иска в суд - 27.06.2016г.
Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию Самарского областного суда.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 10.08.2016г.
Председательствующий: подпись
Копия верна.
Судья
Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.