Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего - Макоева А.А.
судей - Жернового Е.И. и Тхагалегова З.Т.
при секретаре - У.Ф.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н.З.З. к Федеральной службе исполнения наказаний России об оспаривании отказа в постановке на учет по получению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья,
по апелляционной жалобе УФСИН России по КБР на решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Жернового Е.И., объяснения представителя УФСИН России по КБР Т.И.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Н.З.З., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Н.З.З,. обратился в Нальчикский городской суд КБР с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России, в котором просил:
1) Признать незаконным и отменить решение комиссии ФСИН России протокол (выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГг. N) об отказе в постановке Н.З.З. на учет по получению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
2) Обязать комиссию ФСИН России поставить на учет Н.З.З. с составом семьи 5 человек по получению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи рапорта - с ДД.ММ.ГГГГг.
В обоснование своих требований истец указал следующее.
Истец является действующим сотрудником уголовно-исполнительной системы, состоит в должности начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике подполковник внутренней службы, выслуга лет в календарном исчислении более 21 года. В собственности жилья не имеет, в связи с чем согласно Постановлению главы местной администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ. N "О заселении 27-квартирного жилого дома УФСИН по КБР по "адрес"", ему было предоставлено служебное жилье, двухкомнатная квартира общей площадью 57,3 кв.м., находящаяся по адресу: "адрес", где по настоящее время проживает со своей семьей (супруга, сын и две дочери).
В соответствии с требованиями ст.4 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и п.5 гл.2 Постановления Правительства РФ от 24.04.2013г. N369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" (далее Правила), в связи с отсутствием в собственности жилья, истцом в территориальную подкомиссию УФСИН России по КБР ДД.ММ.ГГГГ. был подан рапорт с приложением всех необходимых документов для постановки на учет по получению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Подкомиссией УФСИН по КБР были приняты все жилищные документы и" направлены в комиссию ФСИН России (далее Комиссия) для принятия решения о постановке истца с семьей в количестве 5 человек на учет по получению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Однако, на основании решения Комиссии протокол (выписка из протокола) от ДД.ММ.ГГГГ. N истцу было отказано в постановке на учет по получению единовременной социальной выплаты для приобретения жилья, по причине отсутствия обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Данный отказ Комиссии истец считает полностью незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями п.7 гл.2 Правил на основании заявления и приложенных к нему документов Комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет по получению единовременной социальной выплаты либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом Комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения. В нарушение установленных требований закона поданный истцом ДД.ММ.ГГГГ. рапорт с документами Комиссией был рассмотрен лишь ДД.ММ.ГГГГ., то есть, вместо 3-месячного срока рассматривался около 2 лет, а решение об отказе в постановке на учет истцом был получен только ДД.ММ.ГГГГ., то есть, вместо 1 месяца более 5 месяцев со дня принятия решения об отказе.
Далее Комиссией в нарушение порядка оформления протоколов, установленных требованиями пункта 4.7 приказа ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы", протокол (выписка из протокола) Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N был составлен с многочисленными грубыми нарушениями, повлекшими искажение сведений, содержащихся в документах, предоставленных истцом: сведения о них указаны неверно, то есть, фамилии детей искажены: вместо Н, указано Насыров ( С., А., С.), что не соответствует действительности; сведения о месте жительства указаны неверно: вместо "адрес", что не соответствует действительности; сведения о предыдущем месте жительства указаны не полностью - "адрес", название самого населенного пункта не указано, сельское поселение Заюково; сведения о выслуге лет в календарном исчислении указаны неверно, вместо 19 лет указано более 14 лет. На основании п.21 гл.3 настоящих Правил от общей продолжительности службы в календарном исчислении зависит размер единовременной социальной выплаты сотруднику (от 14 до 15 лет - 1,2; от 15 до 20 лет-1,25). При расчете размера единовременной социальной выплаты применяется поправочный коэффициент с учетом общей продолжительности службы в календарном исчислении.
В резолютивной части протокола от ДД.ММ.ГГГГ N Комиссией не указана конкретная причина отказа в постановке истца на учет по получению жилья. Комиссия лишь сослалась на отсутствие обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, но при этом не указала, какой именно документ из установленных подпунктами (а, б, в, г, д, е, ж, з, и, к, л) пункта 5 настоящих Правил истцом не был предоставлен. Между тем, истцом были предоставлены все необходимые жилищные документы, что полностью подтверждаются документами, имеющимися в учетном деле от ДД.ММ.ГГГГ, и решением подкомиссии УФСИН России по КБР, по которому были приняты и одобрены все представленные истцом документы, приложенные к рапорту, и направлены в Комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке истца на учет.
Более того, Комиссией необоснованно указано, что несовершеннолетние дети истца (сын А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и две дочери С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения) по месту жительства "адрес" проживают без регистрации, что не соответствует действительности. На основании ч.2 ст.20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних детей, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей, то есть, родителей. В связи с этим, местом жительства несовершеннолетних детей истца соответственно является адрес его проживания. Кроме того, место проживания детей подтверждается представленными документами: выписка из Постановления главы местной администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О заселении 27-квартирного жилого дома УФСИН по КБР по "адрес""; справка о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ N; выписка из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ N; финансовый лицевой счет от ДД.ММ.ГГГГ N; дубликаты свидетельства о регистрации несовершеннолетних детей по месту жительства N N, N, N от ДД.ММ.ГГГГ, выданных Отделом N УФМС КБР "адрес".
Далее, Комиссией необоснованно указано, что до снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства постоянно было зарегистрировано 9 человек, копия финансового лицевого счета не представлена. При этом Комиссией не учтено, что в отличие от городов, в сельских поселениях, в том числе и в сельском поселении Заюково, где истец ранее проживал в доме отца со своей семьей, финансовые лицевые счета не ведутся или ведутся только похозяйственные книги, где указываются номер лицевого счета собственника земельного участка и жилого дома. Выписки из похозяйственной книги выдаются органом местного самоуправления, на территории которого ведется похозяйственный учет земельных участков. В выписке из похозяйственной книги указываются сведения об основаниях внесения записей о праве гражданина на земельный участок, о реквизитах книги, в которую были внесены записи о лицевом счете именно данного гражданина.
Администрацией сельского поселения Заюково Баксанского муниципального района были выданы справка от ДД.ММ.ГГГГ N на отца истца - Н.З.Х,, как собственника земельного участка, жилого дома и две выписки из похозяйственней книги N лицевой счет N от ДД.ММ.ГГГГ N N, N. Справки выданы: на 9 человек, зарегистрированных в доме отца (на отца, мать, брата, сноху, на семью истца - супругу, сына и двух дочерей), и отдельно на 4 человек (на отца, мать, брата, сноху), где указан номер лицевого счета и все сведения о зарегистрированных лицах. Также, отдельно на семью истца по месту жительства ( "адрес") был представлен финансовый лицевой счет от ДД.ММ.ГГГГ N и выписка из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ N, выданные ООО "Жилищно-эксплуатационная управляющая компания N" "адрес", где указаны все необходимые сведения о семье истца.
Таким образом, исходя из всех вышеизложенных обстоятельств, в нарушение требований ст.4 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пунктов 5, 7 главы 2 Правил, Комиссией не представлено никаких правовых оснований для отказа в постановке истца на учет по получению единовременной социальной выплаты для приобретения жилья. Более того, из-за формального подхода и ненадлежащего выполнения своих должностных обязанностей Комиссией были допущены нарушение установленного законом 3-месячного срока для рассмотрения рапорта истца и многочисленные грубые ошибки, повлекшие к внесению в протокол N от ДД.ММ.ГГГГ недостоверных сведений, что необоснованно лишило истца и его семью возможности реализовать право на получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Н.З.З. к Федеральной службе исполнения наказаний России удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вышеуказанным решением суда первой инстанции, считая его незаконным и необоснованным, УФСИН России по КБР подало апелляционную жалобу, в которой просило его отменить.
В жалобе ответчика указывается, что судом первой инстанции не в полном объеме исследованы все фактические обстоятельства по делу. Отказ комиссии ФСИН России в постановке истца Н.З.З. на учет по получению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является обоснованным.
Истцом в нарушение требований пункта 5 главы 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, не было представлено подтверждающих документов по регистрации несовершеннолетних детей по месту жительства ( "адрес" квартира) и копии финансового лицевого счета до снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства, где постоянно было зарегистрировано 9 человек.
Ответчик не согласен с выводами суда о том, что несовершеннолетние дети считаются зарегистрированными по месту жительства своих родителей и отсутствие регистрации несовершеннолетних детей по месту пребывания, не является препятствием, ограничивающим право заявителя на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилья, поскольку с учетом проживающих совместно с заявителем членов семьи устанавливается размер соответствующих выплат для приобретения жилья или строительства жилого помещения. Доводы суда о том, что выписка из похозяйственной книги является заменяющим документом, вместо выписки из домовой книги и копии финансово-лицевого счета считаю необоснованными, так как, согласно Приложению N приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении формы и порядка ведения нехозяйственных книг органами местного самоуправления поселении и органами местного самоуправления городских округов", похозяйственная книга является лишь документом, первичного административного учета сельского населения, подтверждающего наличия земли, жилых построек, скота и другого имущества, где ведется нехозяйственный учет земельных участков.
Не согласившись с доводами апелляционной жалобы, истец принес на них свои возражения, в котором просил решение Нальчикского городского суда КБР отставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела в соответствии с правилами ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части и в пределах указываемых в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в п. п. 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Н.З.З. с семьей, претендуя на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, на момент рассмотрения комиссией ФСКН России ( ДД.ММ.ГГГГ) его заявления о принятии на учет, был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: "адрес". Квартира служебная, двухкомнатная, общей площадью 57,3 кв.м.
В состав семьи Н.З.З. входит его супруга Н.Р.А. и трое детей: Н.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Н.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Н.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
До 2010 года истец проживал в доме отца Н.З.Х, по адресу: "адрес", с. "адрес", составом семью 9 человек (л.д. 87). Несовершеннолетние дети Н.З.З. были вписаны в Заюковскую похозяйственную книгу N.
В соответствии с Порядком ведения хозяйственных книг, утвержденных Приказом Минсельхоза РФ N от ДД.ММ.ГГГГ, ведение похозяйственных книг осуществляется в целях учета личных подсобных хозяйств (п. 1). В качестве членов хозяйства в книгу записываются лица, совместно проживающие с главой хозяйства (п. 14).
Судом обоснованно отвергнуты доводы представителя ответчика о том, что истцом не был представлен полный пакет документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий, а именно: отсутствовала выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета с его прежнего места регистрации: с. "адрес".
Истцом была представлена выписка из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ, в которой отражены сведения об общей площади жилого дома, праве собственности конкретного лица на домовладение, проживающие на данной жилой площади члены семьи собственника. Копией паспорта Н.З.З. подтверждаются сведения о периоде его регистрации в этом доме.
Представленные истцом в подкомиссию УФСИН России по КБР документы по истечении 15 рабочих дней не были ему возвращены, не было указано на наличие в них недостатков, истец не был предупрежден о продлении срока рассмотрения документов, что давало ему основания полагать о соответствии пакета документов перечню, установленному п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
В настоящее время дети истца проживают с ним по адресу: "адрес".
Регистрация по месту жительства не определяет права на жилое помещение, а выступает лишь обязательной формой учета места жительства или временного пребывания гражданина. Это вытекает из положений ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних детей, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Из материалов дела следует, что в настоящее время дети истца проживают с ним в квартире по адресу: "адрес" приобрели право пользования этим жилым помещением.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что истец имеет право на получение единовременной социальной выплаты, поэтому решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является незаконным.
В силу пункта 23 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 369 от ДД.ММ.ГГГГ, единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
Н.З.З. с составом семьи 5 человек должен быть поставлен на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ в порядке очередности, то есть, с даты подачи соответствующего рапорта.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают правильность его выводов, сводятся к иному пониманию исследованных норм материального права, поэтому не могут быть приняты в качестве основания к отмене постановленного решения.
Судом при рассмотрении дела правильно определены имеющие значение обстоятельства, применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, нарушения норм процессуального закона не допущено, в связи с чем предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу УФСИН России по КБР - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Макоев
Судьи Е.И. Жерновой
З.Т. Тхагалегов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.