Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи: Туровой Т.В.,
судей: Парамзиной И.М., Тихоновой Ю.Б.,
при секретаре: Шотт А.С.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Туровой Т.В. гражданское дело по иску Карнауховой ВМ к Администрации г.Красноярска, Администрации Советского района г.Красноярска, Администрации Центрального района г.Красноярска о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма, по апелляционной жалобе представителя ответчика - Администрации г. Красноярска - Овчинникова М.П. на заочное решение Советского районного суда г. Красноярска от 03 декабря 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Карнауховой Веры Михайловны удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Красноярска предоставить Карнауховой ВМ благоустроенное отдельное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное ранее занимаемому по договору социального найма непригодному для проживания жилому помещению - квартире по адресу: "адрес" взамен указанного непригодного для проживания жилого помещения.
В удовлетворении требований к остальным ответчикам отказать"
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карнаухова В.М. обратилась в суд с иском к Администрации г.Красноярска, Администрации Советского района г.Красноярска, Администрации Центрального района г.Красноярска о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма. Требования мотивированы тем, что занимаемое ею на основании ордера жилое помещение по адресу: "адрес", стало непригодным для проживания по причине пожара. Вместе с сыном и другими членами его семьи она вселена в жилое помещение маневренного фонда по адресу: "адрес" для временного пользования. Впоследствии её сыну, его жене и двоим детям взамен предоставлено жилое помещение по договору социального найма по адресу: "адрес" Карнаухова В.М. в состав лиц, которым было предоставлено такое жилое помещение, включена не была, ей жилье предоставлено не было, и она осталась проживать в жилом помещении маневренного фонда. В настоящее время она состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако, в список лиц, подлежащих обеспечению жильем во внеочередном порядке, не включена.
Судом постановлено приведенное выше заочное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - Администрация г. Красноярска - Овчинников М.П. просит решение отменить. Указывает, что судом первой инстанции в целях выяснения вопроса о наличии у истца внеочередного права на предоставление жилья не исследованы, имеющие значение для дела учетные дела Карнауховой В.М., её сына Каранухова А.Г. и его жены Карнауховой Е.Г., а также вопрос о проживании истца в жилом помещении, ставшем непригодным для проживания. Полагает, что у истца отсутствует право на предоставление ей жилого помещения во внеочередном порядке. Решением суда от 06.05.2009 на уполномоченный орган была возложена обязанность поставить истца на регистрационный учет по адресу жилого помещения, предоставленному для временного проживания её сыну, как члену его семьи. В связи с чем, истец могла реализовать свое право на жилище и вселиться также в жилое помещение, предоставленное впоследствии её сыну взамен временного.
В судебное заседание явились: истица Карнаухова В.М., её представитель Черкашина Л.В., представитель ответчика Овчинников М.П. Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалобы и представления извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав представителя ответчика Овчинникова М.П., поддержавшего доводы жалобы, истицу Карнаухову А.М. и её представителя Черкашину Л.В, полагавших решение суда законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1, статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со статьей 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 5 марта 2009 года N 376-О-П, пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает возможность предоставления жилых помещений на условиях социального найма малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, квартира по адресу: "адрес" (до адресации - "адрес" л.д.64) предоставлена Карнауховой В.М. с учетом члена семьи (сына Карнаухова А.Г. на основании ордера N от "дата"л.д.58-59).
Впоследствии трехкомнатная квартира по адресу: "адрес" (до адресации - "адрес" л.д.64) общей площадью 67.3 кв.м., жилой - 46.3 кв.м. вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Красноярска от 26 апреля 2007 года передана в собственность Карнаухову А.Г. КЕГ (супруге), детям - ФАР КМА по 1\4 доли (л.д.70-73).
Заключением межведомственной комиссии от "дата" указанный выше дом признан непригодным для проживания в связи с пожаром (л.д.13, 37).
"дата" администрацией г. Красноярска принято распоряжение об отселении граждан из указанного дома, семья Карнауховых признана нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения, поставлена на учет и выселена в помещение маневренного жилого фонда по адресу: "адрес" (л.д.33).
Истица в приватизации не участвовала, в состав семьи Карнауховой Е.Г. при постановке на учет включена не была, однако, продолжала проживать с семьей сына в качестве члена семьи, что подтверждено вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Красноярска от 06 мая 2009 года (л.д.15-17), на основании которого истица была поставлена на регистрационный учет по адресу: "адрес" (л.д.45).
В "дата" КЕГ на состав семьи из трех человек: муж КЕГ дети ФАР и КМА предоставлено жилое помещение - трехкомнатная квартира по адресу: "адрес", общей площадью 71.30 кв.м., жилой - 38 кв.м., которая, на основании договора от "дата", передана им в собственность (л.д. 65-69).
Распоряжением администрации Советского района Красноярска от "дата" Карнаухова В.М., признанная в соответствии с приказом УСЗН N от "дата", малоимущей, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, N очереди по единому списку - N (л.д.6, 7).
Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Красноярска от 16.10.2014 года администрации г. Красноярска в иске к Карнауховой В.М. о признании утратившей право пользования жилым помещением по адресу: "адрес", выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета отказано по мотиву того, что обязанность администрации по обеспечению ответчицы жилым помещением не исполнена (л.д. 18-19).
При указанных выше обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрация г. Красноярска обязана обеспечить Карнаухову В.М. жилым помещением, как лицо, чье ранее занимаемое жилое помещение признано непригодным для проживания (утрачено в результате пожара).
Судебная коллегия с учетом конкретных обстоятельств дела полагает возможным согласиться с данным выводом суда первой инстанции.
Доводы автора апелляционной жалобы о том, что Карнаухова В.М. должна была переселиться в квартиру "адрес" как член семьи сына, судебная коллегия не принимает как основание к отказу в иске, поскольку, указанная квартира предоставлена без учета Карнауховой В.М.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает неверным вывод суда первой инстанции о предоставлении Карнауховой В.М. жилого помещения, равноценного ранее занимаемому по "адрес", поскольку следует принять во внимание частичное обеспечение жильем семьи Карнауховых, в связи с чем, а также принимая во внимание состояние истицы на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и признании малоимущей, Карнаухова В.М. подлежит обеспечению жилым помещением по норме предоставления из расчета на одного человека в соответствии с Постановлением администрации г. Красноярска от 14 апреля 2005 г. N 192 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории г. Красноярска" (в ред. от 05.03.2012 г.), которым установлена норма площади жилого помещения для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда города Красноярска по договору социального найма (норма предоставления) - в размере 15 кв. м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, для одиноко проживающего гражданина - 18 кв. м. общей площади жилого помещения.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, а выражают несогласие с ними, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены состоявшегося судебного постановления, они сводятся к повторению правовой позиции, изложенной ответчиком в возражениях на иск и судебном заседании, которая была предметом исследования и оценки суда, и направлены на иную оценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, послуживших основанием для удовлетворения иска. Иное толкование заявителем жалобы норм права не свидетельствует о их неправильном применении судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Советского районного суда г. Красноярска от 03.12.2015 года изменить, исключив из резолютивное части указание на предоставление равноценного жилого помещения, указав на обязанность администрации г. Красноярска предоставить Карнауховой Вере Михайловне жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления. В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.