судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.
судей: Киселевой А.А., Сударьковой Е.В.
при секретаре: Золототрубовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску Иванова С.В к ГУ МВД России по Красноярскому краю о признании незаконным прекращение выплат, взыскании задолженности по пенсионным выплатам,
по апелляционной жалобе ГУ МВД России по Красноярскому краю
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 7 апреля 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным действия ГУ МВД России по Красноярскому краю, выраженное в прекращении с 01.11.2012 выплаты Иванову С.В пенсии за выслугу лет.
Взыскать с ГУ МВД России по Красноярскому краю в пользу Иванова С.В задолженность по выплате пенсии за выслугу лет за период с 01.11.2012 по 31.03.2016 в размере "данные изъяты"., индексацию - "данные изъяты" судебные расходы по оплате услуг представителя - "данные изъяты"., а всего "данные изъяты".
Обязать ГУ МВД России по Красноярскому краю возобновить выплату Иванову С.В пенсии за выслугу лет.
В удовлетворении остальной части иска отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванов С.В. обратился в суд с иском (с учетом уточнения) к ГУ МВД России по Красноярскому краю о взыскании задолженность по невыплаченной пенсии за период с 01.11.2012 по 01.04.2016 в размере "данные изъяты"., индексации за период с 01.11.2012 по 01.04.2016 в размере "данные изъяты"., расходов по оплате услуг представителя - "данные изъяты"
Требования мотивировал тем, что с 20.07.1978 по 05.07.1994 он проходил военную службу в вооруженных силах; с 10.08.1994 по 20.12.1996 проходил службу в органах внутренних дел; 24.12.1996 ему назначена трудовая пенсия за выслугу 20 лет в льготном исчислении. С 01.10.2012 выплата пенсии прекращена на основании того, что установленные законом условия для назначения пенсии за выслугу лет отсутствуют: при составлении расчета в 1996 году допущена ошибка - период службы с 21.08.1988 по 21.08.1989 был учтен дважды: фактически на дату увольнения со службы истец имел выслугу 18 лет 3 месяца 28 дней в календарном исчислении и 19 лет 8 месяцев в льготном исчислении. Решение о прекращении выплаты пенсии считает незаконным, поскольку все документы, в том числе расчет выслуги лет на пенсию, заключение о назначении пенсии за выслугу лет, отметки о продлении выплаты пенсии, в его пенсионном деле имелись в момент назначения пенсии по линии МВД РФ, о которых сотрудники пенсионного отдела ГУ МВД России по Красноярскому краю знали.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ МВД России по Красноярскому краю просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая на то, что суд необоснованно не принял во внимание доводы ответчика о необходимости зачета полученной истцом пенсии по инвалидности к сумме задолженности по выплате пенсии по выслуге лет. Считает, что поскольку истец в спорный период времени являлся получателем пенсии по инвалидности, оснований для установления ему пенсии за выслугу лет не имелось.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ГУ МВД России по Красноярскому краю Бедных О.В. (доверенность от 23.03.2016 года), поддержавшую доводы апелляционной жалобы, Иванова С.В., просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Иванов С.В. с 20.07.1978 по 05.07.1994 проходил военную службу, а с 10.08.1994 по 20.12.1996 - службу в органах внутренних дел. На основании приказа УВД г. Ачинска N 115 л/с от 23.12.1996 истец уволен из органов внутренних дел по п. "В" ст.58 (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию), с должности дежурного по ИВС УВД г. Ачинска. Согласно указанному приказу выслуга лет истца в календарном исчислении на 20.12.1996 составляла 20 лет 07 месяцев 23 дня.
В октябре 2012 года при проверки расчета пенсии было установлено, что в 1996 году при исчислении выслуги лет, дающей право на пенсию, истцу ошибочно дважды учтен период службы с 21.08.1988 по 21.08.1989; фактически на дату увольнения со службы истец имел выслугу 18 лет 3 месяца 28 дней в календарном исчислении, 19 лет 8 месяцев в льготном исчислении. В связи с выявленной ошибкой и отсутствием необходимого 20 летнего стажа ответчиком прекращена выплата пенсии за выслугу лет.
Судом установлено, что при расчете выслуги истца, дающей право на пенсию, подлежат учету следующие периоды:
- военная служба в качестве курсанта Ачинского военного авиационно-технического училища с 20.07.1978 по 04.07.1981;
- военная служба с 04.07.1981 по 30.11.1987 - в календарном исчислении;
- военная служба в отдаленных местностях Российской Федерации (Читинская область) с 30.11.1987 по 07.08.1988 (согласно приказу N 99 от 21.06.1989 истец проходил службу в отдаленной местности ст. Домна Читинской области с 30.11.1987 по 07.08.1988) - в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца;
- время нахождения в распоряжении командующего 73 ВА для последующего убытия в Республику Афганистан с 08.08.1988 по 21.08.1988 - в календарном исчислении;
- время военной службы на территории Республики Афганистан с 21.08.1988 по 29.01.1989 в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца;
- время нахождения в распоряжении командующего 23 ВА с 29.01.1989 по 16.03.1989 - в календарном исчислении;
- военная служба в отдаленных местностях Российской Федерации (Читинская область) с 16.03.1989 по 23.06.1989 - в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца;
- военная служба с 23.06.1989 по 05.07.1994 - в календарном исчислении;
- служба в органах внутренних дел с 10.08.1994 по 23.12.1996 - в календарном исчислении.
Указанные обстоятельства подтверждаются послужным списком истца, военным билетом, выписками из приказов войсковых частей.
Таким образом, на дату увольнения со службы выслуга лет истца составляла 18 лет 3 месяца 28 дней в календарном исчислении, 19 лет 8 месяцев 16 дней в льготном исчислении.
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Вместе с тем, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2016 N 1-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова, часть первая статьи 13 указанного Закона РФ признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 7, 18, 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предполагает безусловное прекращение выплаты гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, пенсии за выслугу лет, назначенной ему ошибочно в результате неправильного подсчета уполномоченным государством органом необходимого для возникновения права на данную пенсию стажа службы (выслуги лет), при том, что сам гражданин при приобретении статуса получателя пенсии за выслугу лет действовал добросовестно, - без учета продолжительности периода, прошедшего с момента ее назначения, продолжительности периода, недостаточного до достижения установленной законом выслуги лет, значимости для этого гражданина пенсии в качестве источника дохода и иных заслуживающих внимания обстоятельств - и тем самым не обеспечивает при исправлении допущенной ошибки соблюдение конституционных принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности), поддержания доверия граждан к действиям государства, а также баланса конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов.
При этом Конституционный суд указал, что по своему характеру стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел - это специальный стаж, приобретаемый именно в процессе службы. В качестве особого юридически значимого обстоятельства он подлежит учету в правоотношениях различной отраслевой принадлежности - как в отношениях по прохождению службы, так и в отношениях по социальному обеспечению уволенных со службы сотрудников. В частности, стаж службы продолжительностью 20 лет и более не только выступает условием, определяющим право на пенсию за выслугу лет лица, проходившего службу в органах внутренних дел, но и признается в качестве самостоятельного основания расторжения контракта и увольнения этого лица со службы (пункт 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт "в" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации). Соответственно, наличие стажа службы, дающего право на получение пенсии за выслугу лет, освобождает сотрудника от необходимости продолжения службы ...
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется пенсионными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, которые в силу статей 22 и 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" на основании представленных им документов, необходимых для назначения пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, оценивают фактические обстоятельства, обусловливающие возникновение у гражданина права на пенсионное обеспечение, соответствие представленных документов установленным законом требованиям, а также вправе проверить обоснованность их выдачи и достоверность содержащихся в них сведений.
В целях назначения сотруднику органов внутренних дел пенсии за выслугу лет стаж его службы (выслуга лет) исчисляется уполномоченными государством органами (кадровыми подразделениями и пенсионными органами по последнему месту службы) в порядке, установленном постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Согласно утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 3 ноября 1993 года N 480 во исполнение названного постановления Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, которая действовала в период увольнения со службы заявителя по настоящему делу, оформление документов для назначения пенсии лицам, увольняемым со службы, производилось кадровыми аппаратами воинских частей, подразделений внутренних дел; для этого проверялись данные о прохождении службы, уточнялись и подтверждались периоды, подлежавшие зачету на льготных условиях, после чего составлялся расчет выслуги лет, который согласовывался с пенсионными органами МВД, ГУВД, УВД и объявлялся лицу, оформляемому на пенсию; материалы о назначении пенсии представлялись кадровыми аппаратами в пенсионные органы на позднее 10 дней со дня увольнения военнослужащего или сотрудника со службы; выслуга лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях указывалась в приказе и объявлялась увольняемому со службы; на основании представленных кадровыми аппаратами документов пенсионным органом составлялось заключение о назначении пенсии, которое утверждалось руководителями ФЭУ (ФЭО) МВД, ГУВД, УВД; контроль за правильностью назначения, перерасчета и выплаты пенсий пенсионными органами осуществлялся Контрольно-ревизионным управлением и Финансово-экономическим управлением МВД России (пункты 2.1, 2.2, 2.4, 2.5, 2.7 и 4.1); правильность произведенного расчета выслуги увольняемого сотрудника проверялась руководителями отдела кадров и пенсионного органа и удостоверялась их подписями (приложение 2).
Таким образом, именно на основании действий уполномоченных органов, направленных на установление продолжительности стажа службы (выслуги лет), и подготовленных ими документов сотрудник органов внутренних дел получал (и в настоящее время получает) официальное подтверждение наличия или отсутствия у него права на пенсию за выслугу лет.
Соответственно, расторжение контракта и увольнение со службы в органах внутренних дел по выслуге лет на основании решений уполномоченных органов порождает у гражданина определенные законные ожидания относительно своевременного назначения пенсии за выслугу лет. В результате принятия пенсионным органом решения о назначении этому гражданину пенсии за выслугу лет он реализует свое субъективное право на пенсионное обеспечение, а у пенсионного органа возникает обязанность по своевременной и в полном объеме выплате ему сумм пенсии на весь срок установления, т.е. применительно к пенсии за выслугу лет - пожизненно.
Представленными в Конституционный Суд Российской Федерации материалами также подтверждается, что при принятии решения о прекращении выплаты Иванову пенсии за выслугу лет не были приняты во внимание ни отсутствие какой-либо вины этого гражданина в назначении пенсии за выслугу лет без законных оснований.
При таких обстоятельствах, учитывая, что прекращение выплаты пенсии было обусловлено ошибкой, допущенной сотрудниками кадрового обеспечения органов внутренних дел, а также принимая во внимание добросовестность действий со стороны истца, значительный по продолжительности период получения гражданином пенсии (16 лет), достигнутого на момент прекращения выплаты возраста и наличие инвалидности и незначительность по продолжительности периода, недостающего до 20 лет выслуги, с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение ответчика о прекращении выплаты пенсии является незаконным, в связи с чем требования истца о возобновлении выплаты пенсии с 01.11.2012 года подлежат удовлетворению.
Согласно представленному ответчиком расчету размер задолженности пенсии за выслугу лет Иванову С.В. за период с 01.11.20012 года по 31.03.2016 года составляет "данные изъяты". При этом ответчик правомерно при расчете надбавки за выслугу лет (25%) применил фактически имеющуюся у истца выслугу лет, поскольку возобновление выплаты пенсии с учетом восстановления конституционных прав истца на пенсионное обеспечение не свидетельствует о необходимости применения при расчете пенсии выслуги лет, превышающей по продолжительности фактически имеющейся у истца.
Между тем, судебная коллегия не считает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для зачета полученной истцом пенсии по инвалидности к сумме задолженности по выплате пенсии за выслугу лет.
Так, из материалов пенсионного дела Иванова С.В., последний состоит на учете в УПФР в г.Ачинске и Ачинском районе Красноярского края и ему в соответствии со ст.9 Закона N400-ФЗ установлена страховая пенсия по инвалидности с 23.04.2015 года по 30.04.2017 года.
В силу п.2 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст.7 Закона N4468-1 лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, за исключением случаев, предусмотренных абзацами 2-4 настоящей статьи и п.п.3,5-8 Федерального закона от 15.12.2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", к которым право на одновременное получение страховой пенсии по инвалидности и пенсии за выслугу лет не относится.
Таким образом, с учетом представленной УПФ РФ (ГУ) в г.Ачинске и Ачинском районе справке о размере выплаченной истцу пенсии по инвалидности за период с 23.04.2015 года по 31.03.2016 года, сумма пенсии составила "данные изъяты"
Таким образом, сумма задолженности по выплате пенсии за выслугу лет за период с период с 01.11.20012 года по 31.03.2016 года составит: "данные изъяты"
Судебная коллегия также не считает возможным согласится с выводом суда первой инстанции о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований Иванова С.В. о взыскании с ответчика суммы индексации задолженности выплаты пенсии в связи с обесцениванием денежных средств.
Так, судом первой инстанции при разрешении заявленных Ивановым С.В. требований в указанной части не принято во внимание, что спорные отношения по своему содержанию являются пенсионными, они регулируются специальными нормативными правовыми актами в сфере социального обеспечения, в том числе Законом РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..", в силу ст.43 которого для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию и ежемесячная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Иного механизма увеличения размера пенсии по выслуге лет в связи с инфляционными процессами, специальным законом не предусмотрено.
В указанной связи решение суда первой инстанции о взыскании с ГУ МВД России по Красноярскому краю в пользу Иванова С.В. суммы индексации "данные изъяты" подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в иске.
Поскольку в силу указанных выше положений закона Иванов С.В. по своему выбору имеет право на получение одной пенсии, а именно, пенсии по выслуге лет, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости прекращения выплаты Иванову С.В. страховой пенсии по инвалидности, осуществляемой УПФР в г.Ачинске и Ачинском районе Красноярского края.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Красноярска от 7 апреля 2016 года в части взыскания с ГУ МВД России по Красноярскому краю в пользу Иванова С.В индексации "данные изъяты" отменить, в удовлетворении указанных требований Иванову С.В. отказать.
Решение суда в части взыскания с ГУ МВД России по Красноярскому краю в пользу Иванова Сергея Витальевича задолженности по выплате пенсии за выслугу лет за период с 01.11.2012 года по 31.03.2016 года в сумме "данные изъяты" копеек изменить, уменьшив сумму взыскания до "данные изъяты"
Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в г.Ачинске и Ачинском районе Красноярского края прекратить выплату страховой пенсии по инвалидности Иванову С.В.
В остальной части решение суда - оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ МВД России по Красноярскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.