Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Полынцева С.Н.,
судей: Мирончика И.С., Андриишина Д.В.,
при секретаре: Становой У.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N26 по Красноярскому краю к Веревкиной ФИО9 о взыскании обязательных платежей и санкций с физического лица,
по апелляционной жалобе Веревкиной Г.А.,
на решение Кировского районного суда г. Красноярска от 08 июня 2016 года, которым постановлено:
"Административный иск удовлетворить в части.
Взыскать с Веревкиной ФИО10 в пользу Межрайонной ИФНС России N 26 по Красноярскому краю задолженность по земельному налогу в размере "данные изъяты" копейки.
Взыскать с Веревкиной ФИО11 в доход местного бюджета "данные изъяты" рублей в счет государственной пошлины".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МИФНС России N 26 по Красноярскому краю обратилась в суд с требованием о взыскании с Веревкиной Г.А. недоимки по земельному налогу за 2011 год в размере "данные изъяты" коп. и пени в размере "данные изъяты" коп., мотивировав тем, что инспекция произвела расчет и направила почтовой корреспонденцией налогоплательщику налоговое уведомление об уплате налога от 15.03.2012 года N 250319 с расчетом налога за 2011 год, о чем свидетельствует копия реестра отправки почтовых отправлений. В установленный НК РФ срок налог уплачен не был, налогоплательщику было выставлено и направлено требование об уплате налогов и пени от 23.11.2012 года N 22489. По состоянию на 24.10.2015 года оплата задолженности не произведена.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Веревкина Г.А. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что не получала требований об уплате налога на имущество по месту своей регистрации.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу начальник МИФНС России N 26 по Красноярскому краю Захарова С.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участники по делу не явились, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе были извещены надлежащим образом.
В удовлетворении ходатайства Веревкиной Г.А. об отложении судебного заседания суда апелляционной инстанции судебная коллегия считает возможным отказать в связи с тем, что отпуск и связанный с ним выезд за пределы Красноярского края Веревкиной Г.А. и ее представителя, не является уважительной причиной для отложения судебного заседания.
Судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в силу следующих обстоятельств.
В силу п. 4 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в ст. 194 и ст. 196 КАС РФ.
Согласно ст. 31 Налогового кодекса РФ в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом: налогоплательщику - индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.
Часть 1 ст. 48 НК РФ предусматривает, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ч. 2 этой же статьи НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
На основании ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).
Согласно ч. 1 ст. 287 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно быть оформлено в соответствии с требованиями части 1 статьи 125 настоящего Кодекса и подписано руководителем контрольного органа, от имени которого подано заявление. В административном исковом заявлении должны быть указаны: 1) сведения, предусмотренные пунктами 1 - 3, 5 и 8 части 2 статьи 125 настоящего Кодекса; 2) наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет; 3) положения федерального закона или иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату обязательного платежа; 4) сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке; 5) размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию; 6) сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.
В силу ч. 2 этой же статьи КАС РФ к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; документы, указанные в пункте 1 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса.
В силу п. 3 ст. 84 НК РФ изменения в сведениях о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также о нотариусах, занимающихся частной практикой, и об адвокатах подлежат учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы опеки и попечительства обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц, о фактах заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, о фактах установления и прекращения опеки и попечительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.
Согласно Письму Министерства по налогам и сборам РФ от 23.01.2003 г. N 04-4-09/1237-В558 "О взыскании с граждан сумм недоимки", налоговые уведомления и требования на уплату налога на имущество и земельного налога направляются налогоплательщикам, проживающим не по месту нахождению недвижимого имущества, по месту их жительства по почте заказным письмом с уведомлением о вручении налоговым органом, исчислившим эти налоги.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Как усматривается из материалов дела, административным истцом МИФНС России N 26 по Красноярскому краю требование N 22489 от 23.11.2012 года об уплате налога и пени направлено налогоплательщику Веревкиной Г.А. по адресу: "адрес" (л.д. 13).
Согласно сведениям УФМС России по Красноярскому краю Веревкина ФИО12, "дата" года рождения, с 23.06.1971 года зарегистрирована по адресу: г. "адрес" (л.д. 22).
Таким образом, доводы апелляционной жалобы Веревкиной Г.А. в части неполучения ею требований налогового органа в связи с направлением их не по ее адресу регистрации места жительства заслуживают внимания, так как подтверждены материалами дела.
При этом доказательств того, что со стороны административного истца, как налогового органа, перед обращением с административным иском в суд исполнена предусмотренная законом обязанность направления требования об уплате налога на имущество и пени по месту регистрации административного ответчика, не представлено, а потому судебная коллегия приходит к выводу о том, что административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административного спора.
При указанных обстоятельствах, независимо от остальных доводов апелляционной жалобы, по мнению судебной коллегии, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, а потому подлежит отмене, а административное исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения в связи с тем, что административный спор не может быть разрешен по существу по причине несоблюдения административным истцом досудебного порядка его урегулирования.
Руководствуясь ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Красноярска от 08 июня 2016 года отменить.
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 26 по Красноярскому краю к Веревкиной ФИО13 о взыскании обязательных платежей и санкций с физического лица оставить без рассмотрения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.