Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Полынцева С.Н.,
судей: Мирончика И.С., Пашковского Д.И.,
при секретаре: Становой У.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Советскому району г. Красноярска к Иванову ФИО10 о взыскании обязательных платежей и пени,
по апелляционной жалобе представителя ИФНС по Советскому району г. Красноярска Зайцевой Е.В.,
на решение Советского районного суда г. Красноярска от 11 апреля 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного иска ИФНС по Советскому району г. Красноярска к Иванову ФИО11 о взыскании транспортного налога за 2010 год и земельного налога за 2010 год - отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России по Советскому району г. Красноярска обратилась в суд с административным иском к Иванову С.Н. о взыскании недоимки и пени по налогам в сумме "данные изъяты".
Требования мотивированы тем, что Иванов С.Н. является плательщиком транспортного налога, так как в его собственности имеются транспортные средства "данные изъяты" Недоимка по транспортному налогу за 2010 год составила "данные изъяты" руб. в связи, с неуплатой налога в установленный законодательством срок в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени в размере "данные изъяты" руб. Кроме того, в собственности Иванова С.Н. имеется земельный участок, расположенный по адресу: "адрес". Недоимка по земельному налогу за 2010 год составила "данные изъяты" руб., в связи с неуплатой налога в установленный законодательством срок в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени в размере "данные изъяты" руб. Иванов С.Н. не исполнил обязательства по уплате налогов, в связи с чем, административный истец просит взыскать с Иванова С.Н. в порядке административного судопроизводства недоимку и пени по налогам в сумме "данные изъяты" руб.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ИФНС по Советскому району г. Красноярска Зайцева Е.В. просит решение отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на то, что судом необоснованно сделан вывод о пропуске срока обращения в суд.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился представитель административного истца ИФНС России по Советскому району г. Красноярска Туляева А.П.
Административный ответчик Иванов С.Н. не явился, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе был извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика Иванова С.Н.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ, выслушав представителя Туляеву А.П., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив приведенные доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 и п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Отказывая в удовлетворении административного иска в части взыскания недоимки по земельному и транспортному налогам за 2010 год, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом без уважительных причин пропущен срок на обращение в суд с требованиями о взыскании обязательных платежей и пени за указанный налоговый период.
Судебная коллегия соглашается с вышеприведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны при правильном применении правовых норм, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что налоговым органом не пропущен срок на обращение в суд с требованиями о взыскании недоимки по земельному и транспортному налогам и пени за 2010 год, судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.
Федеральным законом от 28 ноября 2009 года N 283-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 4 ст. 397 Налогового кодекса РФ был дополнен положениями, в соответствии с которыми направление налогового уведомления об уплате земельного налога налогоплательщикам - физическим лица допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, физические лица, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 28 ноября 2009 года N 283-ФЗ указанное изменение закона вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующим налогам, т.е. с 01 января 2010 года, соответственно, до 01 января 2010 года земельный налог подлежал уплате налогоплательщиками - физическими лицами на основании налогового уведомления за каждый налоговый период, учитывая, что Федеральным законом от 28 ноября 2009 года N 283-ФЗ не предусматривается возможность применения названных изменений законодательства к налоговым правоотношениям, возникшим до 01 января 2010 года.
До 01 января 2011 года статья 397 Налогового кодекса РФ не устанавливала срок уплаты земельного налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 2.3.1. Решения Красноярского городского Совета от 01 июля 1997 года N 5-32 "О местных налогах на территории города Красноярска" (в редакции, действовавшей в 2008 и 2009 годах) предусматривалось, что налогоплательщики - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают налог не позднее 15 сентября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 14 октября 2010 года N В-202 (ред. Решения Красноярского городского Совета депутатов от 13 октября 2011 года N В-271) в подпункт 2.3.2 пункта 2.3 внесены изменения, действие которых распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
В соответствии с указанными изменениями налогоплательщики - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, должны были уплачивать налог не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В случае не уплаты земельного налога, налоговый орган в соответствии с положениями ст. 69, п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ (в ранее действующей редакции) должен был в трехмесячный срок направить Иванову С.Н. требование об уплате налога, которое должно было быть исполнено налогоплательщиком в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (абз. 3 п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ).
При этом в силу п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Пунктом 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ) предусматривалось, что исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 324-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" в статью 48 Налогового кодекса РФ внесены изменения, в соответствии с которыми в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает "данные изъяты" рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила "данные изъяты" рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила "данные изъяты" рублей (абзац 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила "данные изъяты" рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Из вышеприведенных положений ст. 48 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 324-ФЗ) следует, что если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица не превысила "данные изъяты" рублей налоговый орган был вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования.
При этом в силу п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 324-ФЗ действие статьи 48 Налогового кодекса (в редакции данного Федерального закона) распространяется на правоотношения по взысканию налогов, сборов, пеней, штрафов, требования об уплате которых были направлены после дня вступления в силу указанного Федерального закона, т.е. после 03 января 2011 года.
Из положений НК РФ, действующих с 04 апреля 2013 года, следует, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования общая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила "данные изъяты" рублей, налоговый орган вправе в течение шести месяцев обратиться в суд с заявлением о взыскании лишь со дня, когда указанная сумма превысила "данные изъяты" рублей. Если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица не превысила "данные изъяты" рублей, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев лишь со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования.
При этом под общей суммой налога, пеней понимается сумма, указанная во всех требованиях об уплате определенного налога, по которым истек срок исполнения. Суммы различных налогов, даже если они включены в одно требование об уплате налога, суммированию не подлежат. Для разных налогов установлены различные правила, определяющие порядок и сроки их уплаты; соответственно, и право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки за счет имущества физического лица по каждому из налогов возникает самостоятельно.
Таким образом, статья 48 НК РФ в редакции Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 324-ФЗ, действующей с 03 января 2011 года до 04 апреля 2013 года, содержала аналогичные положения, за исключением того, что установленная законом сумма составляла не "данные изъяты" рублей, а "данные изъяты" рублей.
Как указывалось выше, с 01 января 2010 года законодательно была установлена возможность направления налогового уведомления об уплате земельного налога налогоплательщикам - физическим лица за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, а также уплаты названными лицами данного налога за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии пунктом 2.3.1. Решения Красноярского городского Совета от 01 июля 1997 года N 5-32 "О местных налогах на территории города Красноярска" (в редакции Решения Красноярского городского Совета депутатов от 14 октября 2010 года N В-202 и Решения Красноярского городского Совета депутатов от 13 октября 2011 года N В-271), с 01 января 2010 года налогоплательщики - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, должны были уплачивать земельный налог не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, земельный налог за 2010 год должен был быть уплачен Ивановым С.Н. не позднее 01 ноября 2011 года.
Что касается транспортного налога за 2010 год, то на основании ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с указанным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 1 ст. 363 НК РФ, действовавшими до 01 января 2015 года, срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не мог быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании положений статей 52 и 396 Налогового кодекса РФ налоговый орган был обязан не позднее 30 дней до наступления срока платежа исчислить налог и направить Иванову С.Н. налоговое уведомление.
В случае не уплаты земельного и транспортного налогов, налоговый орган в соответствии с положениями ст. 69, п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ (в ранее действующей редакции) должен был в трехмесячный срок направить Иванову С.Н. требование об уплате налога, которое должно было быть исполнено налогоплательщиком в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (абз. 3 п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ).
Более того, п. 6 ст. 69 НК РФ предусматривает, что в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как следует из материалов дела, в представленном налоговым органом требовании N 16706 от 20.04.2012 года Иванову С.Н. указывалось на его обязанность по оплате транспортного налога в сумме "данные изъяты" руб. и пени "данные изъяты" руб., а также земельного налога в сумме "данные изъяты" руб. и пени "данные изъяты" руб., установлен срок для добровольного исполнения до 14.05.2012 года, то есть 24 дня.
С учетом изложенного, судебная коллегия учитывает, что исковое заявление о взыскании с Иванова С.Н. недоимки по земельному налогу за налоговый период - 2010 год в случае своевременного направления требования (не позднее 01 февраля 2012 года) могло быть предъявлено в суд налоговым органом до 31 августа 2015 года (01 ноября 2012 года + 3 месяца + 6 дней + 24 дня + 3 года + 6 месяцев).
Вместе с тем, согласно имеющемуся штампу на конверте следует, что административное исковое заявление направлено в суд через почтовое отделение связи 10 ноября 2015 года и поступило в суд 13 ноября 2015 года, что подтверждается отметкой входящего номера.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Иванова С.Н. земельного и транспортного налогов и пени за 2010 год.
При этом суд обоснованно указал на то, что ходатайство налогового органа о восстановлении срока не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств уважительности причин пропуска срока не представлено.
Вопреки утверждениям апелляционной жалобы, несвоевременное направление налоговым органом налогоплательщику требования об уплате земельного и транспортного налогов само по себе не изменяет порядок исчисления установленного законом срока на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки.
Учитывая, что в материалах дела не имеется данных об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд, судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы о незаконности решения в части отказа в удовлетворении административного иска о взыскании недоимки по земельному и транспортному налогам за 2010 год.
Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда не противоречат фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, вопреки утверждениям апелляционной жалобы, нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Красноярска от 11 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ИФНС по Советскому району г. Красноярска Зайцевой Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.