Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Полынцева С.Н.,
судей: Мирончика И.С., Андриишина Д.В.,
при секретаре: Становой У.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. административное дело по административному исковому заявлению Горшковой ФИО12 к Управлению учета и реализации жилищной политики об оспаривании решения органа власти, протокол N4 от 25.02.2016 года,
по апелляционной жалобе Горшковой А.В.,
на решение Ленинского районного суда города Красноярска от 17 мая 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления Горшковой ФИО13 к Управлению учета и реализации жилищной политики об оспаривании решения органа власти, протокол N 4 от 25.02.2016 г. - отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горшкова А.В. обратилась в суд с административным иском к Управлению учета и реализации жилищной политики, в котором просит признать незаконным решения жилищной комиссии при администрации г. Красноярска (протокол N4 от 25.02.2016 г.), обязать Управление учета и реализации жилищной политики признать ее семью участником и включить в список мероприятия.
Требования мотивирует тем, что она не согласна с отказом Управления учета и реализации жилищной политики во включении в список участников мероприятия "Субсидии бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья" подпрограммы "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края" на 2014-2017 гг. государственной программы Красноярского края "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем Красноярского края", поскольку в квартире по адресу: г. "адрес", она и ее сын имеют по 1/3 доли, но совместно с ними проживают иные сособственники долей: ее сестра Зенченко В.Г. и брат Зенченко И.Г., которые также имеют по 1/3 доли в праве собственности на квартиру. В указанной квартире проживают 3 семьи, каждая из которой занимает свою площадь. Пользоваться и распоряжаться всей квартирой Горшкова А.В. не имеет возможности.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Горшкова А.В. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на аналогичные доводы, что и в административном исковом заявлении, и указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения, выслушав Горшкову А.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии со ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением оснований, установленных данным Кодексом.
Часть 2 ст. 52 ЖК РФ устанавливает, что состоять на учете качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан (малоимущие либо относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определен ст. 51 ЖК РФ, в силу которой, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с ч. ч. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения, устанавливаемой органом местного самоуправления, является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как следует из пп. 14 п. 1 Порядка реализации мероприятий подпрограммы 2 "Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан" муниципальной программы "Социальная поддержка населения города Красноярска" на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов в части предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение или строительство жилья", утвержденного Постановлением администрации г. Красноярска от 01.03.2012 года N 86, управление учета и реализации жилищной политики администрации города (далее - управление учета и реализации жилищной политики) - уполномоченный орган администрации города Красноярска, выполняющий в рамках реализации жилищных программ функции, в том числе:
-в период с 1 января до 1 июля года, предшествующего планируемому, осуществляет прием заявлений молодых семей на участие в государственной жилищной программе;
-в период с 1 июля до 30 ноября (включительно) года, предшествующего планируемому, осуществляет прием заявлений молодых семей об участии в муниципальной жилищной программе и включении в список изъявивших желание получить муниципальную социальную выплату в планируемом году.
Постановлением администрации г. Красноярска от 14.04.2005 г. N 192 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории г. Красноярска" для постановки на жилищный учет граждан РФ, постоянного проживающих на территории г. Красноярска, учетная норма площади жилого помещения установлена в размере менее 12 кв.м общей площади помещения на 1 человека.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Горшкова А.В. является собственником 1/3 доли в квартире, общей площадью 62,6 кв.м, расположенной по адресу: г. "адрес"
Согласно выписке из домовой книги от 31.08.2015 г. на регистрационном учете по вышеуказанному адресу состоят: Горшкова А.В. - собственник, Зенченко В.Г.- сестра, Зенченко И.Г.- брат, Горшков В.В.- сын.
Распоряжением администрации Ленинского района Красноярска от 21.09.2015 г. N 1104 Горшкову А.В. и ее сына Горшкова В.В. признали нуждающимися в жилом помещении и имеющими достаточные доходы для участия в жилищных программах, исходя из расчета по 1/3 доли в жилом помещении, находящихся в собственности у административной истицы, фактически рассчитывая норму на нее и ее сына.
10.02.2016 г. Горшкова А.В. подала заявление в администрацию г. Красноярска о включении в список молодых семей - участников мероприятия "Субсидии бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья".
На данное заявление администрация г. Красноярска направила ответ Горшковой А.В. в форме письма от 26.02.2016 г. N Г-1148 об отказе в признании участником мероприятия "Субсидии бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья" подпрограммы "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края" на 2014-2017 гг. государственной программы Красноярского края "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем Красноярского края" в связи с неполным представлением документов, а также несоответствия требованиям участия в мероприятии.
На заседании жилищной комиссии при администрации г. Красноярска (протокол N4 от 25.02.2016 г.) семье Горшковой А.В. отказали в признании участниками мероприятия "Субсидии бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья" подпрограммы "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края" на 2014-2017 гг. государственной программы Красноярского края "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем Красноярского края", мотивируя отказ тем, что при определении нуждаемости семьи Горшковой А.В. для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях для участия в жилищных программах необходимо исходить из общей площади жилого помещения 62,7 кв.м, в котором семья Горшковой А.В. проживает, а не из имеющейся 1/3 доли, находящейся в ее собственности.
Кроме того, Горшковой А.В. отказано в связи с неполным представлением документов, необходимых для признания ее семьи участником мероприятия, поскольку заявление о признании семьи Горшковой А.В. участником мероприятия в управление учета и реализации жилищной политики администрации г. Красноярска не поступало, участником мероприятия указанная семья не признавалась.
Разрешая административные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что решение, отраженное в протоколе N 4 от 25.02.2016 года, являлось законным и обоснованным, поскольку семья Горшковой А.В. не могла быть признана участником мероприятия, так как не отвечала предусмотренным законодательством требованиям участия в мероприятии.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку судом первой инстанции дана надлежащая и объективная правовая оценка обстоятельствам по делу, решение суда не противоречит требованиям закона, регулирующего настоящие правоотношения.
Проанализировав обстоятельства дела, судебная коллегия находит, что доводы апелляционной жалобы о нарушении процедуры принятия оспариваемого решения жилищной комиссии своего подтверждения в ходе судебного разбирательства как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции, не нашли, в связи с чем, не могут являться основаниями для отмены решения суда.
Более того, доводы апелляционной жалобы о неправильном исчислении жилищной комиссией приходящейся общей площади на одного члена семьи Горшковой А.В. подлежат отклонению, как необоснованные, поскольку в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при определении нуждаемости семьи Горшковой А.В. для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях для участия в жилищных программах необходимо исходить из общей площади жилого помещения, а не из имеющейся 1/3 доли у Горшковой А.В. в праве собственности на квартиру.
Судебная коллегия полагает, что рассматривая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции правильно установилхарактер спорных правоотношений между сторонами и применил закон, их регулирующий.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку фактически сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом тщательного исследования и проверки судом первой инстанции и обоснованно им отклонены. Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу, судом установлены правильно, в связи с чем, решение суда является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы, которая не содержит доказательств, опровергающих выводы суда.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 17 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Горшковой А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.