Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Доценко Е.В.
судей Богониной В.Н., Литвиновой А.М.,
при секретаре Пыхановой К.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайцевой Е.И. к Администрации Борисовского района о признании незаконным и отмене решения о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и возложении обязанности восстановить во внеочередном списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях
по апелляционной жалобе Зайцевой Е.И.
на решение Борисовского районного суда Белгородской области от 16 мая 2016 года
Заслушав доклад судьи Богониной В.Н., объяснения представителя Зайцевой Е.И. - З.., поддержавшего доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представителя Департамента строительства и транспорта Белгородской области Шеховцовой Н.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Зайцева Е.И., "данные изъяты" года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны. На праве собственности Зайцева Е.И. имела жилой дом N "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м., расположенный по адресу: "адрес", в отношении которого "данные изъяты" прекращено права собственности (л.д. 51-52). Кроме того истица имела на праве собственности по "данные изъяты" доли земельного участка и расположенного на нем жилого дома N "данные изъяты" по "адрес" (л.д. 49-53), общей площадью "данные изъяты" кв.м., в том числе жилой площадью "данные изъяты" кв.м. (л.д. 47). Сособственником другой "данные изъяты" доли вышеуказанного недвижимого имущества являлась Е.
На основании договора купли-продажи от "данные изъяты" (л.д. 110-111) Зайцева Е.И. и Е ... продали данный земельный участок с расположенным на нем домовладением З ... (сыну Зайцевой Е.И.), переход права собственности зарегистрирован "данные изъяты". В договоре купли-продажи указано на сохранение за Зайцевой Е.И права пользования данным жилым помещением пожизненно (л.д. 125).
"данные изъяты" З. подарил данное недвижимое имущество своему сыну - З ... (внуку Зайцевой Е.И.) (л.д. 127).
В настоящее время в данном домовладении проживают и зарегистрированны: Зайцева Е.И. - с "данные изъяты"; собственник З.., его жена З ... - с "данные изъяты", их несовершеннолетние дети З.., "данные изъяты" года рождения (л.д. 66) - с "данные изъяты"; З.., "данные изъяты" года рождения (л.д. 68) - с "данные изъяты"; З.., "данные изъяты" года рождения (л.д. 67) - с "данные изъяты" (л.д. 130-132).
Зайцева Е.И. (истица), полагая, что является нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, в "данные изъяты" года обратилась в жилищную комиссию при администрации Борисовского района по вопросу постановки на жилищный учет.
Распоряжением администрации Борисовского района от "данные изъяты" N "данные изъяты", истица была принята на учет и внесена в общий список граждан - жителей Борисовского района, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (л.д. 19).
На основании решения комиссии по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, распоряжением администрации Борисовского района от "данные изъяты" N "данные изъяты" истица включена во внеочередной список граждан - жителей Борисовского района, нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с действующим законодательством (л.д. 18).
Решением жилищной комиссии при администрации Борисовского района от "данные изъяты" и распоряжением администрации Борисовского района от "данные изъяты" N "данные изъяты" истица снята с учета граждан, жителей Борисовского района, нуждающихся в жилых помещениях на основании пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ (л.д. 29).
Зайцева Е.И. обратилась в суд с иском к администрации Борисовского района о признании незаконным и отмене решения о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и возложении на администрацию Борисовского района обязанности восстановить во внеочередном списке граждан нуждающихся в жилых помещениях. В обоснование своих требований Зайцева Е.И. сослалась на то, что отчуждение домовладения на х "адрес" фактически состоялось в "данные изъяты" году, сведения о наличии недвижимости предоставлялись в администрацию Борисовского района (ответчик), ничего истица не скрывала. Считает, что ответчик при решении вопроса постановки ее на жилищный учет надлежащим образом не проверил наличие у нее недвижимости, нарушив требования статьи 52 ЖК РФ.
В судебном заседании представитель истицы Зайцевой Е.И. - З. поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика администрации Борисовского района Шумеев Э.А., исковые требования не признал.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Зайцева Е.И. просит решение отменить полностью, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований, указывая на то, что при вынесении решения неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся как в апелляционной жалобе, а так же в поданных на нее возражениях, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона "О ветеранах" от 19.01.1995 N5-ФЗ меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Как следует из пункта 2 статьи 23.2 названного Закона средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (пункты 4, 5 статьи 23.2).
Согласно пункту 11 статьи 23.2 указанного Закона определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 7.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" определена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ по договорам социального найма в установленном ЖК РФ порядке.
Из материалов дела следует, что Зайцева Е.И. распоряжением администрации Борисовского района от "данные изъяты" N "данные изъяты" была принята на учет и внесена в общий список граждан - жителей Борисовского района, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а решением комиссии по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, распоряжением администрации Борисовского района от "данные изъяты" N "данные изъяты" она включена во внеочередной список граждан - жителей Борисовского района, нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 18-19). Решением комиссии по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении от "данные изъяты" и распоряжением администрации Борисовского района от "данные изъяты" N "данные изъяты" истица снята с учета граждан, жителей Борисовского района, нуждающихся в жилых помещениях на основании пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Основанием для принятия такого решения послужило то, что истица не представила сведений о том, что ей принадлежал жилой дом по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м., право собственности на него прекращено лишь "данные изъяты", т.е. на момент принятия решения о постановке ее на учет в "данные изъяты" году не истек пятилетний срок с момента отчуждения ею жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности (статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации) (л.д. 42, 43).
В этой связи довод в жалобе о том, что оспариваемое постановление администрации Борисовского района от "данные изъяты" не содержало оснований для снятия истицы с учета, со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, не обоснован.
Отвергая доводы представителя истицы о том, что сделка по продаже истицей указанного жилого дома П. фактически состоялась в "данные изъяты" году, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что согласно статье 556 Гражданского кодекса Российской Федерации передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту. Пунктом 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Доказательств, отвечающих требованиям статей 59 и 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтверждающих отчуждение истицей указанного выше недвижимого имущества до "данные изъяты" года, в материалы дела не представлено. При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что до "данные изъяты" года истица являлась правообладателем домовладения, расположенного по адресу: "адрес". Как следует из показаний свидетеля П.., налоги за указанный выше дом он стал платить лишь после "данные изъяты" года.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что заявитель принят на учет нуждающихся в жилых помещениях в "данные изъяты" году, без законных оснований, в связи с чем, решение комиссии по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении от "данные изъяты" и распоряжение администрации Борисовского района от "данные изъяты" N "данные изъяты" о снятии Зайцевой Е.И. с учета нуждающихся в жилых помещениях являются правомерными, ввиду чего решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно части 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Согласно материалам дела, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним представлена в комиссию "данные изъяты", а обжалуемое решение состоялось "данные изъяты", т.е. в пределах тридцатидневного срока со дня выявления обстоятельств, свидетельствующих о наличии у истицы жилого помещения до "данные изъяты" года.
В этой связи довод в жалобе о том, что распоряжение принято по истечении срока, установленного статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, не состоятелен.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, а также сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Борисовского районного суда Белгородской области от 16 мая 2016 года по делу по иску Зайцевой Е.И. к Администрации Борисовского района о признании незаконным и отмене решения о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и возложении обязанности восстановить во внеочередном списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях оставить без изменения, апелляционную жалобу Зайцевой Е.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.