Судья Приморского краевого суда Королева Е.В., рассмотрев жалобу защитника ООО " ... " Сарапуловой А.И. на решение судьи Красноармейского районного суда Приморского края от 20 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью " ... ",
установила:
постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах департамента лесного хозяйства Приморского края - государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Приморского края Макарова А.Н. N 188, 189, 190-02/2015 от 25 марта 2016 года ООО " ... " признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере ... рублей.
Решением судьи Красноармейского районного суда Приморского края от 20 июня 2016 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника ООО " ... " Сарапуловой А.И. - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, защитник юридического лица Сарапулова А.И. подала жалобу в Приморский краевой суд, в которой просит отменить решение судьи, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав объяснения главного специалиста-эксперта департамента лесного хозяйства Приморского края Бышевской Н.В., прихожу к следующим выводам.
За использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, частью 4 статьи 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 52 и частью 1 статьи 53 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности, в том числе предупреждение лесных пожаров. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством РФ.
Согласно частям 1 и 2 статьи 53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7 статьи 53.1 Лесного кодекса РФ).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 марта 2014 года N 161 утверждены виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов.
Как следует из материалов дела, ООО " ... " осуществляет использование лесов на территории Рощинского филиала КГУП " ... " по договорам аренды лесных участков для заготовки древесины от 1 декабря 2008 года N 190/29, N 191/29 и N 193/29, заключенным между ООО " ... " и управлением лесным хозяйством Приморского края.
В период с 16 по 31 марта 2015 года на основании требования Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры от 20 февраля 2015 года в отношении ООО ... " была проведена выездная внеплановая проверка требований лесного законодательства.
В ходе проверки установлено, что при использовании лесных участков в кварталах NN 43-46, 51-53, 58-61, 64, 66 Голубичного участкового лесничества Рощинского лесничества в проекте освоения лесов от 2013 года раздел 4 "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" пункт 4.1 "Мероприятия по противопожарному обустройству лесов" таблицы 4.1.3 "Сведения о наличии и потребности в пожарной технике, оборудовании, снаряжении и инвентаре на лесном участке" и 4.1.4 "Потребность в средствах пожаротушения в местах проведения работ по заготовке древесины" не соответствуют положениям приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 марта 2014 года N 161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов" (далее - Приказ N 161); в кварталах NN 1-10, 12-17, 20-55, 67-70, 72-76, 81-85 Измайлихинского участкового лесничества, кварталах NN 1-4 Голубичного участкового лесничества и в кварталах NN 128-130, 135, 136, 142, 143, 145-151, 157-159 Восточного участкового лесничества Рощинского лесничества в проекте освоения лесов от 2013 нормативы обеспечения средствами предупреждения и тушения лесных пожаров не соответствуют требованиям нормативов обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующих леса, предусмотренные приложением 2 Приказа N 161 от 28 марта 2014 года.
Установленные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО " ... " к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях в соотвествии с постановлением от 25 марта 2016 года.
Проверив правильность установления обстоятельств дела, оценив представленные доказательства, судья районного суда согласилась с законностью и обоснованностью привлечения юридического лица к административной ответственности и назначения ему наказания.
Вместе с тем, судьёй не было учтено следующее.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение закреплённых в статье 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях сроков давности привлечения к административной ответственности.
В силу положений статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок давности по делам об административном правонарушении в области охраны окружающей среды и природопользования составляет один год. При длящемся правонарушении срок исчисляется со дня его обнаружения.
Правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является длящимся, так как выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Привлекая ООО " ... " к административной ответственности 25 марта 2016 года, должностное лицо административного органа и судья, согласившийся с законностью вынесенного по делу постановления, исходили из того, что датой обнаружения правонарушения следует считать дату составления акта проверки N 04-08-07/15 - 31 марта 2015 года.
Между тем, в материалах дела имеется справка, составленная в рамках проверки, проведенной должностными лицами административного органа в сроки с 16 по 31 марта 2015 года, согласно которой все обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, стали известны должностным лицам 19 марта 2015 года, в день составления названной справки.
Таким образом, датой обнаружения правонарушения, совершенного ООО " ... " по части 4 статьи 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, следует считать 19 марта 2015 года и именно с этой даты исчислять течение срока давности привлечения к административной ответственности.
При таком положении срок давности привлечения ООО " ... " истек 19 марта 2016 года, что исключало привлечение общества к административной ответственности 25 марта 2016 года.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях наличие обстоятельства, предусмотренного пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является основанием для отмены вынесенных в отношении ООО " ... " постановления начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах департамента лесного хозяйства Приморского края Макарова А.Н. N 188, 189, 190-02/2015 от 25 марта 2016 года и решения судьи Красноармейского районного суда Приморского края от 20 июня 2016 года и прекращения производства по настоящему делу.
Оснований для прекращения производства по делу по иному основанию, на чём настаивает в жалобе защитник ООО " ... ", не имеется, поскольку обществом допущено нарушение обязанностей по противопожарному обустройству лесов, предусмотренных подпунктами "з" пунктов 11 договоров аренды.
Нарушение любого из условий договора образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решила:
постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах департамента лесного хозяйства Приморского края - государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Приморского края Макарова А.Н. N 188, 189, 190-02/2015 от 25 марта 2016 года и решение судьи Красноармейского районного суда Приморского края от 20 июня 2016 года, вынесенное в отношении ООО " ... " по части 4 статьи 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить по пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ о административных правонарушениях.
Судья Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.