Судья Приморского краевого суда Тымченко А.М., рассмотрев в судебном заседании жалобу администрации Приморского края на постановлением и.о. начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю от 04 февраля 2016 года, и решение судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 09 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением и.о. начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю от 04 февраля 2016 года администрация Приморского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 09 июня 2016 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе представитель администрации Приморского края по доверенности Еращенко ... просит постановление о привлечении к административной ответственности и решение судьи отменить, ссылаясь на отсутствие в действиях администрации вины в совершении правонарушения.
В судебное заседание Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении извещен надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, объяснения представителя администрации Приморского края по доверенности Еращенко ... , прихожу к выводу об имеющихся основаниях для отмены оспариваемого постановления и решения судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 09 июня 2016 года.
Согласно статье 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1).
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).
В соответствии с частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, административным правонарушением признается неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что решением Фрунзенского районного суда города Владивостока вступившим в законную силу 02 июня 2014 года на администрацию Приморского края возложена обязанность предоставить ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пределах города Владивостокского городского округа, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 16 кв.м. и не более 36 кв.м общей площади жилого помещения.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю от 01 июля 2014 года в отношении администрации Приморского края возбуждено исполнительное производство N N
Требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения (5 дней), администрацией Приморского края в добровольном порядке не были исполнены, что в соответствии со статьей 112 Закона об исполнительном производстве послужило основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем 06 марта 2015 года постановления о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 5000 рублей.
01 июня 2015 года в связи с неисполнением должником содержащихся в исполнительном документе требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем 10 марта 2015 года, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и составления протокола об административном правонарушении от 15 мая 2015 года, в отношении администрации Приморского края было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ к административному штрафу в размере 30000 рублей.
Также 01 октября 2015 года в связи с неисполнением должником содержащихся в исполнительном документе требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем 15 мая 2015 года, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ к штрафу, и составления протокола об административном правонарушении от 17 сентября 2015 года, в отношении администрации Приморского края было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ к административному штрафу в размере 50000 рублей.
Обжалуемым по настоящему делу постановлением должностного лица службы судебных приставов от 04 февраля 2016 года администрация Приморского края привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ за неисполнение требований исполнительного документа в срок до 19 января 2016 года, установленный судебным приставом-исполнителем в требовании от 18 сентября 2015 года, и составление протокола об административном правонарушении 20 января 2016 года, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает наличие законных оснований для применения административного наказания.
В силу пункта 1 статьи 26.1 КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения.
Объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, является неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемое постановление о назначении административного наказания от 04 февраля 2016 года было вынесено в связи с неисполнением должником - администрацией Приморского края требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем в требовании от 18 сентября 2015 года. При этом последнее административное наказание в виде штрафа за неисполнение требований исполнительного документа на администрацию Приморского края было наложено постановлением должностного лица службы судебных приставов от 01 октября 2015 года, вынесенным по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Таким образом, по настоящему делу администрация Приморского края была привлечена к административной ответственности за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем до наложения на должника административного штрафа постановлением, вынесенным 01 октября 2015 года.
Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях администрации Приморского края состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, и как следствие, об отсутствии правовых оснований для привлечения администрации Приморского края к административной ответственности в соответствии с указанной нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме этого согласно договору найма жилого помещения N 105 от 04 апреля 2016 года, требования исполнительного документа исполнено администрацией Приморского края.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7, части 3 статьи 30.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 названного Кодекса, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах постановление начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю от 04 февраля 2016 года и решение судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 09 июня 2016 года подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю от 04 февраля 2016 года и решение судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 09 июня 2016 года, вынесенные в отношении администрации Приморского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Приморского края прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.