Судья Приморского краевого суда Римский Я.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу председателя правления Товарищества собственников жилья "Уют-5" Пчельникова Ю.Ю. на решение судьи Арсеньевского городского суда Приморского края от 28 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя руководителя инспекции - начальника Арсеньевского территориального отделения государственной жилищной инспекции Приморского края N от ДД.ММ.ГГГГ председатель правления Товарищества собственников жилья "Уют-5" (далее - ТСЖ "Уют-5") Пчельников Ю.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере - ... рублей.
Решением судьи Арсеньевского городского суда Приморского края от 28 апреля 2016 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба председателя правления ТСЖ "Уют-5" Пчельникова Ю.Ю. - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, председатель правления ТСЖ "Уют-5" Пчельников Ю.Ю. подал жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения судьи и принятия по делу нового решения.
Председатель правления ТСЖ "Уют-5" Пчельников Ю.Ю. в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении слушания дела не ходатайствовал, уведомлён о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. С учётом изложенных обстоятельств, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие заявителя.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, считаю решение судьи законным и обоснованным.
Ответственность по статье 7.22 КоАП РФ наступает за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировку жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
В соответствии со статьёй 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и в отношении которого проведён государственный кадастровый учёт, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок под многоквартирным домом не сформирован, он находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под домом. В свою очередь, собственники помещений дома вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
Таким образом, собственники жилых помещений в многоквартирном жилом доме обязаны содержать земельный участок под многоквартирным домом, фактически находящийся в их пользовании, даже если он не сформирован и не поставлен на кадастровый учёт.
При этом в силу статьи 161 ЖК РФ свою обязанность по содержанию общего имущества собственники жилых помещений в многоквартирных жилых домах реализуют посредством управления многоквартирным домом, которое должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Как следует из части 2 указанной статьи одним из способов управления жилыми многоквартирными домами является управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 24 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" к работам по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома, в холодный период года отнесены: очистка придомовой территории от наледи и льда.
В силу пункта 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила N 170), организации по обслуживанию жилищного фонда несут обязанность по содержанию, чистке и уборке придомовой территории.
Согласно пункту 3.6.1 Правил N 170 уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда.
Согласно пунктам 3.6.21, 3.6.22 указанных Правил участки тротуаров и дворов, покрытые уплотнённым снегом, следует убирать в кратчайшие сроки, как правило, скалывателями-рыхлителями уплотненного снега. Сгребание и уборка скола должна производиться одновременно со скалыванием или немедленно после него и складироваться вместе со снегом. Снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок. При отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела N, в ходе проведения прокуратурой города Арсеньева Приморского края проверки в отношении ТСЖ "Уют-5" на предмет соблюдения законодательства в сфере жилищного коммунального хозяйства установлено, что ТСЖ "Уют-5" не обеспечило своевременную очистку придомовой территории многоквартирных домов "адрес" от снега и наледи.
Основанием для привлечения председателя правления ТСЖ "Уют-5" Пчельникова Ю.Ю. к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ явился факт нарушения правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Отказывая в удовлетворении жалобы председателя правления ТСЖ "Уют-5" Пчельникова Ю.Ю. судья городского суда обоснованно исходил из того, что фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, оценёнными в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ распечаткой с сайта "Реформа ЖКХ", протоколом N общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом N заседания правления товарищества собственников жилья "Уют" от ДД.ММ.ГГГГ и приложенными фотоматериалами.
Доводы жалобы в части необоснованного рассмотрения жалобы в отсутствие председателя правления ТСЖ "Уют-5" Пчельникова Ю.Ю. и его представителя являются безосновательными, поскольку в материалах дела имеется ходатайство председателя правления ТСЖ "Уют-5" Пчельникова Ю.Ю. о проведении предварительного судебного заседания в его отсутствие, в месте с тем, действующим законодательством не предусматривается проведение предварительного судебного заседания по делу об административном правонарушении.
В связи с чем, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенного решения, в ходе рассмотрения жалобы судьёй допущено не было.
Наказание назначено в соответствии с законом и соответствует характеру и степени общественной опасности административного правонарушения.
Оснований для удовлетворения жалобы председателя правления ТСЖ "Уют-5" Пчельникова Ю.Ю. не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Арсеньевского городского суда Приморского края от 28 апреля 2016 года оставить без изменения, жалобу председателя правления Товарищества собственников жилья "Уют-5" Пчельникова Ю.Ю. - без удовлетворения.
Судья Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.