Судья Приморского краевого суда Римский Я.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - директора ... Петрова А.И. на решение судьи Шкотовского районного суда Приморского края от 25 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением инспектора ОГИБДД МО МВД России "Большекаменский" N N от 09 марта 2016 года должностное лицо - директор ... Петров А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере - 2 000 рублей.
Решением судьи Шкотовского районного суда Приморского края от 25 мая 2016 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба директора ... Петрова А.И. - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, должностным лицом - директором ... Петровым А.И. подана в Приморский краевой суд жалоба, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу постановления и решения по мотиву их необоснованности, а также о прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника должностного лица - адвоката ФИО10, поддержавшего жалобу, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены решения судьи.
В соответствии с пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:
содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;
информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;
принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Статьёй 12.34 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, а объективная сторона заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих правила содержания дорог, дорожных сооружений в частности, в невыполнении обязанности по обеспечению содержания дорог и дорожных сооружений в состоянии, соответствующем ГОСТу.
Государственный Стандарт РФ ГОСТ Р 50597 - 93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населённых пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пунктом 3.1.6. ГОСТ Р 50597 - 93 предусмотрен предельный срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населённых пунктов с учётом их транспортно - эксплуатационных характеристик - не более 6 часов.
Субъектами правонарушения по статье 12.34 КоАП РФ являются как должностные лица, ответственные за состояние дорог, так и юридические лица независимо от форм собственности.
Частью 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии со статьёй 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ ... и ... заключён муниципальный контракт N N на выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений в границах городского округа Большой Камень на период с ДД.ММ.ГГГГ.
По условиям муниципального контракта N ... обязуется: обеспечить качественное выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений на схеме автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений, согласно действующим нормам и требованиям; гарантировать качество выполняемых работ в соответствии с действующей нормативно - технической документацией и возможностью безаварийной эксплуатации объектов автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений; вне зависимости от плана (графика) работ постоянно поддерживать надлежащее состояние всех объектов в соответствии с требованиями нормативных документов, указанных в техническом задании.
В ходе проверки, проведённой Большекаменской межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ установлено нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, расположенных на землях общего пользования и других дорожных сооружений на территории городского округа Большой Камень, а именно по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ асфальтобетонное покрытие дорог города имело снежный накат и обледенение проезжей части: по ул. Горького, по ул. Аллея Труда, по ул. Приморского Комсомола, по ул. Маслакова, по ул. Блюхера, по ул. Карла-Маркса, по ул. Гагарина, по ул. Академика Крылова, по ул. Ленина, по ул. Русецкого; имелся неубранный снег, а также снежный накат и гололёд, зимняя скользкость не ликвидирована, покрытие - лёд.
На основании решения единственного участника ... N от ДД.ММ.ГГГГ, приказа ДД.ММ.ГГГГ Петров А.И. является директором ...
Поскольку в предельно допустимый срок для очистки автомобильных дорог от снега ... , принявшее на себя обязательства по надлежащему содержанию дорог и дорожных сооружений на территории городского округа Большой Камень, не выполнило, руководителем ... необходимых мер к исполнению условий муниципального контракта принято не было, в связи с чем должностное лицо - директор ... Петров А.И. правомерно привлечён к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ.
Таким образом, указанные действия Петрова А.И. правильно квалифицированы по статье 12.34 КоАП РФ.
Вина Петрова А.И. в совершении данного правонарушения подтверждается материалами дела, а именно: постановлением Большекаменской межрайонной прокуратуры о возбуждении дела об административном правонарушении от 28 января 2016 года, актами комплексного обследования участков автомобильных дорог от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицами к акту проверки ДД.ММ.ГГГГ, муниципальным контрактом N.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судьёй правильно установлены все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дана правильная юридическая оценка действий должностного лица - директора ... Петрова А.И., на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд пришёл к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьёй 12.34 КоАП РФ, и виновности Петрова А.И. в его совершении.
Довод автора жалобы о том, что причиной ненадлежащего исполнения муниципального контракта послужили чрезвычайные обстоятельства, связанные с обильным снегопадом является необоснованным, поскольку суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, указав, что выпадение осадков в зимний период времени на территории Приморского края с превышение среднемесячной нормы не может являться обстоятельством непреодолимой силы, как предусмотрено пунктом 9.2 муниципального контракта.
Кроме того, по условиям муниципального контракта ... обязуется выполнять работы по содержанию улично-дорожной сети в соответствии с требованиями нормативно - технической документации, постоянно поддерживать надлежащее состояние всех объектов вне зависимости от плана (графика) установленного контрактом, согласно пункту 3.1.14.
Довод жалобы о том, что ответственность за содержание дорог должен нести собственник, т.к. подрядчик несёт ответственность только в рамках заключённого контракта, тем самым в действиях директора ... Петрова А.И. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьёй 12.34 КоАП РФ не может быть принят во внимание и подлежит отклонению на основании следующего.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения.
Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание и ремонт автомобильных дорог определены в качестве разновидности дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 статьи 13 данного Закона относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Таким образом, установленный порядок осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения по общему правилу обеспечивают уполномоченные органы.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений администрации муниципальных образований наделены правом возложить отдельные обязанности по содержанию дорожных сооружений, технических средств регулирования дорожного движения, элементов обустройства автомобильных дорог в определённых границах на иных субъектов, при условии соблюдения законодательства о местном самоуправлении, дорожной деятельности и безопасности дорожного движения.
Наличие заключённого в надлежащем порядке муниципального контракта, соответствует данным условиям, порождает обязанность подрядчика содержать названные объекты в безопасном для движения состоянии, в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил. Невыполнение подрядчиком и его руководителем этих требований при ремонте и содержании дорог и дорожных сооружений позволяет отнести их к числу субъектов административного правонарушения, предусмотренного статьёй 12.34 КоАП РФ, и применить меру ответственности в пределах санкции указанной нормы.
Таким образом, довод автора жалобы о том, что директор ... Петров А.И. не является субъектом вменённого правонарушения, является ошибочным и основан на неверном толковании норм права.
Иные доводы жалобы направлены на субъективную оценку представленных в деле доказательств, не содержат правовых аргументов опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, отклоняются.
Постановление о привлечении директора ... Петрова А.И. к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Наказание за совершённое административное правонарушение назначено Петрову А.И. в соответствии с санкцией статьи 12.34 КоАП РФ и с учётом положений статьи 4.1 КоАП РФ.
Таким образом, решение судьи Шкотовского районного суда Приморского края, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы директора ... Петрова А.И. на постановление по делу об административном правонарушении, является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Шкотовского районного суда Приморского края от 25 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - директора ... Петрова А.И. оставить без изменения, жалобу директора ... Петрова А.И. - без удовлетворения.
Судья Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.