Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Кадкина А.А.
судей Павлуцкой С.В., Дегтярёвой Л.Б.
при секретаре Половове А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Огаревского В.В. к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края, третьим лицам Департаменту информационной политики Приморского края, Управлению Росреестра по Приморскому краю о признании незаконным отказа в заключении договора аренды земельных участков от 10.02.2015, понуждении к заключению на условиях проекта договора аренды земельных участков
по апелляционной жалобе Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края на решение Советского районного суда г. Владивостока от 17 февраля 2016 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Павлуцкой С.В., выслушав объяснения представителя Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края Якушевой Т.А., возражения представителя Огаревского В.В. - Засыпкина Д.И., судебная коллегия
установила:
Огаревский В.В. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ им было направлено заявление (оферта) ответчику для подписания в двухнедельный срок договора аренды земельных участков (68 земельных участков площадью 12 кв.м. каждый для целей размещения рекламных щитов) с приложением договора, подписанного истцом, содержащим все существенные условия, оформленного в соответствии с действующим законодательством. ДД.ММ.ГГГГ срок на подписание договора истек, ответчик не предоставил истцу подписанный договор для регистрации в УФРС по Приморскому краю. Расчет арендой платы произведен в соответствии с МПА Думы г. Владивостока от 05.03.2008 N 17 - МПА "Методика расчета арендной платы за пользование земельными участками на территории г. Владивостока", МПА Думы г. Владивостока от 04.05.2009 N 141-МПА "О внесении изменений в МПА г. Владивостока от 05.03.2008 N 17-МПА "Методика расчета арендной платы за пользование земельными участками на территории г. Владивостока", решением Думы г. Владивостока N 275 от 23.04.2009 "Об установлении корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в г. Владивостоке", постановления администрации Приморского края от 19.03.2009 N 71-па "О порядке определения размера арендной платы, а так же порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края", решения Думы г. Владивостока от 28.10.2005 N 108 "О земельном налоге в г. Владивостоке".
24.03.2015 письмом ответчика N истцу отказано в совершении оферты, с указанием на то, что ответчик не предоставляет рекламные места, а уполномоченным органом по распоряжению рекламой является Департамент информационной политики Приморского края на основании ст. 19 Федерального закона "О рекламе", и ст. 34 Земельного кодекса РФ утратила силу с 01.03.2015. Истец полагает, что данные выводы противоречат п. 5.1 ст. 19 Федерального закона "О рекламе". Так как схема размещения рекламных конструкций не утверждена, он правильно обратился в орган, распоряжающийся земельными участками, не разграниченными по уровню собственности в административном центре Приморского края. Кроме того, истцом была совершена оферта - направлен проект договора, в том числе, с кадастровыми паспортами земельных участков, то есть Департамент в течение 14 дней обязан был принять решение, а эта дата приходилась на 25.02.2015 - т.е. до 01.03.2015 (дата вступления изменений в Земельный кодекс РФ).
Истец, с учетом уточнения иска, ссылаясь на п.1 ст. 421, п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса РФ, просил признать незаконным отказ, оформленный письмом Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N по заключению договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, понудить ответчика к заключению на условиях проекта договора аренды земельного участка от 10.02.2015.
26.01.2016 в качестве третьего лица по делу привлечен Департамент информационной политики Приморского края.
В судебном заседании истец и его представители настаивали на уточненных исковых требованиях, дополнительно указав, что земельные участки сформированы в установленном порядке в 2005 году с разрешенным использованием "для рекламного щита", разрешенное использование согласовано с уполномоченными государственными органами, просили ответчика заключить договор аренды на условиях предоставленного проекта, а не выдать разрешение на размещение наружной рекламы. Указывали на то, что необходимо разделять земельные и рекламные правоотношения.
Представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, предоставил письменные возражения, указав, что истцом не доказано нарушение его интересов, соглашение по условиям договоров между сторонами не достигнуто, в связи с чем требование о понуждении к заключению договора в порядке ст. 445 Гражданского кодекса РФ преждевременно, так как имело место письмо - разъяснение порядка размещения рекламных конструкций, отказа в заключении договора аренды по настоящее время не было. Кроме того, ст. 445 Гражданского кодекса РФ не применима к спорным правоотношениям, земельное законодательство не предусматривает обязанности Департамента заключать договоры на условиях и согласно проекту договора заявителя. В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ земельные участки предоставляются на основании решения исполнительного органа, однако до настоящего времени подобное решение (распоряжение) Департаментом не принималось. Ответчик не предоставляет рекламные места, а уполномоченным органом по распоряжению рекламой является Департамент информационной политики Приморского края на основании ст. 19 Федерального закона "О рекламе" с 01.03.2015, а ст. 34 Земельного кодекса РФ утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ согласно п.п. 6 п.1 ст. 39.33 Земельного кодекса РФ размещение рекламных конструкций осуществляется без предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.
Представитель третьего лица Департамента информационной политики Приморского края в судебное заседание не явился, предоставил письменный отзыв, в котором указал, что Департамент осуществляет регулирование размещения объектов наружной рекламы с ДД.ММ.ГГГГ. К полномочиям Департамента информационной политики Приморского края в сфере регулирования размещения объектов наружной рекламы относятся: организация работы по вопросу согласования схем размещения рекламных конструкций в установленном порядке. При этом схема размещения не утверждена по настоящий момент администрацией Приморского края, и также не утверждалась ни администрацией г. Владивостока, ни Думой г. Владивостока. Подготовка предложений по вопросу установления предельных сроков заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в зависимости от их типов и видов, а также применяемых технологий демонстрации рекламы.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Приморскому краю в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
Судом постановлено решение, которым исковые требования Огаревского В.В. удовлетворены. Суд постановил:признать незаконным отказ, оформленный письмом от 24.03.2015 N 20/03/02-09/9885 Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по заключению договора аренды земельного участка. Понудить Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края к заключению договора на условиях проекта договора аренды земельного участка от 10.02.2015 с Огаревским В.В. в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу.
С данным решением суда не согласился ответчик Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, как принятого с нарушением норм материального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы представитель ответчика указал, что процедура предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, не распространяется на случаи обращения заинтересованного лица по вопросу предоставления уже сформированного и прошедшего кадастровый учет земельного участка. В отношении испрашиваемых истцом земельных участков отсутствует возможность предоставления по правилам ст. 34 Земельного кодекса РФ. Кроме того, договор аренды земельного участка, о понуждении заключения которого просит заявитель, не является договором, подпадающим под действие ст. 445 Гражданского кодекса РФ. Законом не предусмотрена обязанность Департамента заключать с заявителем договор аренды земельных участков. Установка и эксплуатация рекламных конструкций на территории Приморского края осуществляется не на основании норм ст. 34 Земельного кодекса РФ, а регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 N 38 -ФЗ "О рекламе".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края Якушева Т.А. поддержала доводы апелляционной жалобы. Представитель истца - Засыпкин Д.И. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Представители третьих лиц Департамента информационной политики Приморского края и Управления Росреестра по Приморскому краю в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, учитывая их надлежащее извещение, судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ полагает возможным рассмотреть дело по существу.
Судебная коллегия, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отмене решения суда по основаниям, предусмотренным п. 4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.
Согласно п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Огаревский В.В. направил в адрес Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края заявление о предоставлении ему в аренду 68 земельных участков, сформированных и поставленных на кадастровый учет, площадью 12 кв.м. каждый для целей - размещение рекламных щитов, в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ. При этом, Огаревский В.В. направил в адрес ответчика договор аренды земельных участков, который просил ответчика подписать в течение трех недель, а также кадастровые паспорта земельных участков. По условиям договора аренды, его срок устанавливался с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, арендная плата устанавливалась в размере 490609,96 руб. единовременно за весь период договора. Из представленных кадастровых паспортов земельных участков следует, что они расположены в территориальной зоне: "Зона объектов автомобильного транспорта (Т-3)".
На данное обращение Огаревского В.В. Департаментом земельных и имущественных отношений 24.03.2015 направлен ответ N, в котором заявителю сообщено о том, что с ДД.ММ.ГГГГ ст. 34 Земельного кодекса РФ утратила силу, Земельным кодексом РФ с внесенными в него изменениями не предусмотрено предоставление земельных участков для размещения рекламных конструкций. Федеральным законом от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" предусмотрено, что заключение договора на установку и эксплуатации рекламной конструкции осуществляется на основании торгов. Уполномоченным органом по решению данного вопроса является Департамент информационной политики Приморского края.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд руководствовался положениями п.4 ст. 445 Гражданского кодекса РФ, ст. 29, 34 Земельного кодекса РФ (в редакции до 01.03.2015) и исходил из того, что на момент издания ответчиком оспариваемого отказа основания, исключающие предоставление земельных участков для размещения рекламных объектов у ответчика отсутствовали, и ответчик необоснованно уклонился от заключения договора аренды в отношении поставленных на кадастровый учет земельных участков.
Судебная коллегия с такими выводами суда согласиться не может в силу следующего.
Действительно, согласно п. 4, 5, 6 ст. 34 Земельного кодекса РФ (в редакции до 01.03.2015) орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п.4 ст. 34).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. (п.5 ст. 34)
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.( п.6 ст. 34)
Однако, на момент рассмотрения заявления Огаревского В.В. действовали п.п. 6 п.1 ст. 39.33 и п. 2 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ, согласно которым использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения рекламных конструкций осуществляется без предоставления земельных участков; установка и эксплуатация рекламных конструкций на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Таким образом, Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края обоснованно сообщил Огаревскому В.В. в письменном ответе о том, что договор аренды земельных участков для целей размещения рекламных щитов с 01.03.2015 не может быть заключен в порядке, предусмотренном ст. 34 Земельного кодекса РФ, а кроме того следует учитывать специальные нормы, регулирующие порядок и основания использования земельных участков для целей размещения рекламных щитов.
Так, согласно ст. 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет.
Согласно пункту 5.1 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
Таким образом, Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" установлена обязанность заключения договора на установку и эксплуатации рекламной конструкции только путем проведения торгов.
При этом земельное законодательство Российской Федерации и законодательство о рекламе не предполагает заключения договора аренды или иного договора на передачу права на землю для заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
При таких обстоятельствах, поскольку решение о предоставлении земельных участков Огаревскому В.В. Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края не принималось, порядок использования земельных участок для целей установки рекламных конструкций как на момент обращения Огаревского В.В., так и в настоящий момент урегулирован Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", у суда не имелось оснований полагать, что заключение договора аренды земельных участков, на условиях и в порядке предложенных Огаревским В.В., являлось для Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края обязательным, так же как и не имелось оснований к понуждению ответчика к заключению такого договора аренды. Доводы апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия находит обоснованными.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения по делу об отказе Огаревскому В.В. в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Владивостока от 17 февраля 2016 года отменить, апелляционную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края - удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Огаревского В.В. к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании незаконным отказа, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ N Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, в заключении договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, понуждении к заключению на условиях проекта договора аренды земельного участка - оставить без удовлетворения в полном объеме.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.