Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Кадкина А.А.
судей Шароглазовой О.Н., Матосовой В.Г.
при секретаре Половове А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Красноармейского муниципального района, администрации Новопокровского сельского поселения о ликвидации несанкционированной свалки
по апелляционной жалобе Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края
на решение Красноармейского районного суда Приморского края от 11 марта 2016 года, которым исковые требования удовлетворены. На Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края возложена обязанность организовать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов с несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке в районе 143 км. (250 м.) автодороги п. Восток-2 - Дальнереченск в координатах 40 м. вправо на земельном участке, расположенном в координатах 45°5Г539" с.ш., 134°32"185" в.д., площадью 0,045 га.
На администрацию Новопокровского сельского поселения возложена обязанность участвовать в организации сбора, транспортировании, обработки, утилизации, обезвреживании и захоронении твердых коммунальных отходов с несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке в районе 143 км. (250 м.) автодороги п. Восток-2 - Дальнереченск в координатах 40 м. вправо на земельном участке расположенном в координатах 45°5Г539" с.ш., 134°32"185" в.д., площадью 0,045 га.
На администрацию Красноармейского муниципального района возложена обязанность участвовать в организации сбора, транспортировании, обработки, утилизации, обезвреживании и захоронении твердых коммунальных отходов с несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке в районе 143 км. (250 м.) автодороги п. Восток-2 - Дальнереченск в координатах 40 м. вправо на земельном участке расположенном в координатах 45°5Г539" с.ш., 134°32"185" в.д., площадью 0,045 га.
Заслушав доклад судьи Шароглазовой О.Н., выслушав объяснения представителей Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края - Митусова И.А., Вышковского О.В., Булейко А.В., возражения прокурора Заика О.В., судебная коллегия
установила:
Приморский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с названным иском, в обоснование указав, что в ходе проведенной проверки установлены нарушения в деятельности администрации Красноармейского муниципального района и администрации Новопокровского сельского поселения, связанные с неисполнением обязанности по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов, а именно: на земельном участке, расположенном в районе 143 км. автодороги п. Восток-2 - Дальнереченск в координатах 45°5Г539" с.ш., 134°32"185" в.д., размещена несанкционированная свалка, площадью 0,045 га. На свалке размещены навалы бытовых отходов, отходы летней лесной промышленности, строительные отходы в виде полиэтиленовых мешков, пластиковых бутылок, а так же строительные отходы. Ветром отходы разносятся по прилегающей территории, тем самым приводя ее к захламлению. Непринятие мер по ликвидации свалки является незаконным.
09.02.2015 администрацией Красноармейского муниципального района с администрацией Новопокровского сельского поселения заключено соглашение о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, который осуществляется за счет субвенций, предоставляемых ежегодно из бюджета Красноармейского муниципального района в бюджет Новопокровского сельского поселения, установлен общий размер субсидий на 2015 год в сумме 1479 тыс.руб. Таким образом, вопросы организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов на территории Новопокровского сельского поселения должны решаться администрацией указанного поселения за счет предоставленных субсидий. Однако решение указанных вопросов осуществляется исключительно за счет субвенций, предоставленных из бюджета Красноармейского района, в связи с чем администрация района также должна исполнять указанные полномочия в части финансового обеспечения решения вопросов местного значения. Администрация района обязана организовывать и финансировать мероприятия по утилизации и переработке отходов, так же как и на администрации Новопокровского сельского поселения лежит обязанность по организации сбора твердых бытовых отходов на ее территории, за счет субсидий, предоставляемых администрацией района.
Просил суд обязать администрацию Новопокровского сельского поселения организовать сбор и вывоз отходов со свалки, а администрацию Красноармейского муниципального района организовать утилизацию и переработку отходов со свалки в течении 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
Впоследствии истец уточнил исковые требования, просил суд возложить на департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливных ресурсов Приморского края обязанность организовать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов с несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке в районе 143 км. (250 м.) автодороги п. Восток-2 - Дальнереченск в координатах 40 м. вправо на земельном участке, расположенном в координатах 45°51"539" с.ш., 134°32"185" в.д., площадью 0,045 га.
На администрацию Новопокровского сельского поселения и администрацию Красноармейского муниципального района возложить обязанность участвовать в организации сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов с данной несанкционированной свалки.
Прокурор в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель администрации Красноармейского муниципального района не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель администрации Новопокровского сельского поселения с исковыми требованиями согласился и пояснил, что администрация поселения регулярно принимает участие в ликвидации свалки.
Представитель Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, направил в суд возражения относительно исковых требований, в которых указал, в полномочия департамента не входит ликвидация свалок.
Судом постановлено указанное решение, с которым в части возложения на Департамент обязанности организовать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов с несанкционированной свалки не согласился последний, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что судом неправильно были определены обстоятельства, имеющие значение для дела, поскольку предметом спора является ликвидация незаконной и самовольной свалки отходов, а не определение обязанности органу исполнительной власти Приморского края (Департаменту) организовать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов с несанкционированной свалки. Считает, что данная обязанность должна быть возложена на администрацию Новопокровского сельского поселения и Красноармейского муниципального района.
Выслушав пояснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на неё возражений, проверив материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.
Право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что в районе 143 км. автодороги п. Восток-2 - Дальнереченск в 40 м вправо от нее на земельном участке, расположенном в координатах 45°51"539" с.ш., 134°32"185" в.д. имеется несанкционированная свалка. На свалке размещены навалы бытовых отходов, отходы летней лесной промышленности, строительные отходы в виде полиэтиленовых мешков, пластиковых бутылок, а так же строительные отходы.
Проанализировав нормы Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд верно определилпублично-правовые субъекты, ответственные за участие в ликвидации несанкционированной свалки на территории Красноармейского района с учетом заключенного соглашения от 09.02.2015 N 7 о передаче осуществления части полномочий администрацией Красноармейского муниципального района администрации Новопокровского сельского поселения по решению вопросов местного значения в границах поселения, а также вступивших в силу с 01.01.2016 изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления".
При этом суд верно исходил из того, что полномочия по непосредственной организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с 01.01.2016 в силу ст. 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации.
В силу согласованного директорами департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, департамента жилищно- коммунального хозяйства и топливных ресурсов Приморского края, департамента по тарифам Приморского края Перечня распределения полномочий в области обращения с отходами между органами исполнительной власти Приморского края в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ полномочия по организации деятельности по сбору (в том числе, раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов возложены на департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливных ресурсов Приморского края (подп. 6 п. 1 названного Перечня).
Департамент, оспаривая решение суда, в жалобе указывает, что названный перечень не носит нормативного характера и является актом о намерениях сторон в части возможного разграничения полномочий в области обращения с отходами, не накладывает обязанностей на Департамент.
Однако, ст. 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" с 01.01.2016 к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесены полномочия по непосредственной организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу п. 1 Положения о Департаменте по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, утвержденного Постановлением администрации Приморского края от 06.08.2007 N 195-па, Департамент является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий реализацию на территории края единой государственной политики в области жилищно-коммунального хозяйства, топливообеспечения на территории региона.
Действующее законодательство не содержит закрепленного определения "жилищно-коммунальное хозяйство".
Однако в пункте 5.17 Приказа Росстата от 22.12.2014 N 719 дана дефиниция "организации ЖКХ" как организации по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, организации коммунального комплекса (ресурсоснабжающие), многоотраслевые организации жилищно- коммунального хозяйства, управляющие организации, жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), товарищества собственников жилья (ТСЖ).
Под организацией коммунального комплекса понимается, в том числе юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов (ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса").
Таким образом, анализ действующего законодательства свидетельствует, что жилищно-коммунальное хозяйство как публично-правовая функция включает в себя организацию деятельности, связанной обращением с отходами производства и потребления.
Учитывая, что полномочия по непосредственной организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации, а Департамент является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным в сфере жилищно-коммунального хозяйства, то осуществление Департаментом деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов не противоречит закону, согласуется с предоставленными Положением полномочиями и не является их превышением.
Более того, в силу п. 8.40 Положения Департамент осуществляет и иные полномочия в установленной сфере деятельности, предусмотренные действующим законодательством.
Учитывая, что действующим законодательством предусмотрены возложенные судом на Департамент обязанности, решение суда не противоречит закону.
Исходя из содержания п. 8.40 Положения и того обстоятельства, что закон не требует детального разграничения конкретных полномочий, возложенных законом на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в профильных положениях, регулирующих полномочия таких органов, доводы апелляционной жалобы со ссылкой на отсутствие нормативного закрепления соответствующей обязанности за Департаментом несостоятельны.
Кроме того, в силу п. 10, 12.1 Положения Департамент возглавляет директор, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент полномочий, а также осуществляет общее руководство деятельностью Департамента.
Таким образом, подписав и заверив печатью Перечень распределения полномочий в области обращения с отходами между органами исполнительной власти Приморского края в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ, директор Департамента выразил волю возглавляемого им уполномоченного органа исполнительной власти Приморского края на реализацию полномочий по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов в пределах п. 8.40 Положения.
Ссылки в жалобе на отсутствие бюджетного финансирования исполнения возложенных судом на Департамент обязанностей подлежат отклонению поскольку, соблюдение закона - общеобязательных норм и правил поведения, является безусловной обязанностью субъекта правоотношений, не зависящей от наличия или отсутствия материальных ресурсов (денежных средств). Отсутствие, недостаточность денежных средств не освобождают от исполнения правовых обязанностей и не является доказательством невиновности органа, нарушившего установленные законом требования.
Таким образом, отсутствие либо недостаточное количество необходимых денежных средств, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для ущемления гарантированных Конституцией Российской Федерации законом прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Другие доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку предоставленных суду доказательств и иное толкование норм действующего законодательства.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Красноармейского районного суда Приморского края от 11 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.