Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
в составе:
председательствующего Чикаловой Е.Н.
судей Шульга С.В., Ильиных Е.А.
при секретаре Деменевой А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зубенок ФИО9 к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по "адрес"" о взыскании единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ год, суммы районного коэффициента и процентной надбавки к материальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ год, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по "адрес""
на решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым с Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по "адрес"" в пользу Зубенок Г.В. взыскана единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме ... рубля, сумма районного коэффициента и процентной надбавки к материальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ год - ... рубля, компенсация морального вреда в сумме ... рублей.
Заслушав доклад судьи Чикаловой Е.Н.
Выслушав пояснения представителя ФКУ УФО МО РФ по "адрес" Бабкина В.А., судебная коллегия
установила:
Зубенок Г.В. обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указала, что она с 2015 года работала и работает по настоящее время в должности ведущего инженера в Техническом управлении Тихоокеанского флота (далее - ТОФ), которое находится на финансовом обеспечении Федерального казенного учреждения "Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по "адрес"" (далее - ФКУ "УФО МО РФ по ПК"). Её должность относится к категории "гражданский персонал". Считает, что ей положена выплата единовременного денежного вознаграждения (далее - ЕДВ) за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам календарного года, установленная Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, однако выплата ЕДВ за ДД.ММ.ГГГГ год ей не производилась. Также ФКУ "УФО МО РФ по ПК" в нарушение Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, приказа МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, норм ТК РФ, произвело выплату материальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ год без начисления районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных района Дальнего Востока. Истец просила взыскать с ФКУ "УФО МО РФ по ПК" в её пользу ЕДВ по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме ... рублей, районный коэффициент и процентную надбавки к материальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме ... рублей, компенсацию морального вреда ... рублей.
До рассмотрения дела по существу, судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен командир войсковой части 62665.
В судебном заседании представитель истца настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, направил в письменный отзыв на исковое заявление, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика по существу в свое отсутствие. В отзыве ссылался на необоснованность требований истца.
Командир войсковой части 62665 - командующий Тихоокеанским флотом в судебное заседание не явился.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилось ФКУ "УФО Минобороны РФ по "адрес"", подана апелляционная жалоба, ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного, принятого с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда подлежащим отмене в части удовлетворения требований о взыскании районного коэффициента и процентной надбавки к материальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ год.
По делу установлено, что Зубенок Г.В. работает в должности ведущего инженера в Техническом управлении Тихоокеанского флота, находящейся на довольствии ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по "адрес"". Занимаемая ею должность поименована как " Гражданский персонал".
Единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за 2015 года Зубенок Г.В. не выплачено.
Приказом командира войсковой части 62665 N от ДД.ММ.ГГГГ Зубенко Г.В. выплачена материальная помощь за ДД.ММ.ГГГГ год.
Согласно расчетным листкам за ДД.ММ.ГГГГ года, материальная помощь выплачена без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в "адрес"х Дальнего Востока.
Указанное обстоятельство представителем ответчика не оспаривалось.
Статьей 135 ТК РФ установлено, что системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются работникам организаций, финансируемых из бюджета соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.
Частью второй ст. 144 ТК РФ предусмотрено, что порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и других) в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О единовременном денежном вознаграждении за добросовестное исполнение (выполнение) обязанностей военный службы, должностных (служебных) обязанностей по итогам календарного (учебного) года" предусмотрено, что выплата единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение (выполнение) обязанностей военной службы, должностных (служебных) обязанностей по итогам календарного (учебного) года производится в течение первого квартала года, следующего за истекшим календарным годом (п.1).
Подпунктом "в" п. 2 указанного Постановления определено, что единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года выплачивается, в том числе гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ.
Право на получение гражданским персоналом воинских частей и организаций единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам календарного года закреплено также в п. 51 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N".
В силу подпункта "г" п. 5 Приложения N к приказу Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам календарного года в размере двух должностных окладов (тарифных ставок) включается в фонд оплаты труда.
Исходя из того, что факт невыплаты ответчиком истцу предусмотренного приведенными положениями нормативных актов единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ года нашел свое подтверждение при рассмотрении спора, суд обоснованно удовлетворил требования о взыскании данной выплаты в пользу Зубенок Г.В.
Расчет задолженности по выплате единовременного денежного содержания в размере ... рублей проверен судом и признан правильным.
Правовых доводов, влияющих на законность решения суда в указанной части, апелляционная жалоба не содержит.
Обращаясь в суд с требованиями о взыскании невыплаченных сумм районного коэффициента и процентной надбавки к материальной помощи за 2016 год, истец указала, что материальная помощь входит в ежегодный фонд оплаты труда, является составной частью заработной платы гражданского персонала, в связи с чем формируется с учетом районного коэффициента и процентной надбавки.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что районный коэффициент и процентная надбавка в силу действующего законодательства должны начисляться на весь фактический заработок, в том числе, и на материальную помощь, в связи с чем, установив, что материальная помощь входит в ежегодный фонд оплаты труда, как составная его часть - должна формироваться с учетом соответствующего районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока.
Вместе с тем, с данными выводами судебная коллегия согласиться не может.
Согласно статье 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Положениями статьи 21 ТК РФ установлено, что работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
При этом, заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (статьи 129 ТК РФ).
Социальные выплаты, упомянутые в этой же статье, законодателем не отнесены к оплате труда.
Исходя из статьи 164 ТК РФ под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
Выплаты же работникам материальной помощи, имеющие социальный характер, не связаны с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных законом.
Таким образом, обоснованным признается довод апелляционной жалобы ответчика о том, что поскольку материальная помощь не носит стимулирующий или компенсационный характер, относится к выплате непроизводственного характера, не зависит от результатов деятельности и не связана с индивидуальными результатами работников, она не может в смысле, придаваемом им приведенными нормами трудового законодательства, относиться к заработной плате и к компенсационным выплатам, перечисленным в части 2 статьи 164 ТК РФ в качестве составной части заработной платы.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ "Об обороне" личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала.
Кроме того, как установлено и подтверждено решением Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N ВКПИ 04 - 116, Управление Тихоокеанского флота является отдельным органом Министерства обороны Российской Федерации. Указанным решением также установлено, что гражданский персонал отдельных органов федеральных органов исполнительной власти относится к гражданскому персоналу органов военного управления военных округов и флотов Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положениями статей 315-317 ТК РФ для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрено применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, размер которых устанавливается Правительством РФ.
Аналогичные нормы предусмотрены статьями 10 и 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Для лиц, работающих в южных районах Дальнего Востока, к которым относится "адрес", Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N, действующим по настоящее время, установлена надбавка к заработной плате в размере 30% от оклада. Также, для указанных лиц, Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N/П-28 установлен районный коэффициент в размере 20% от оклада.
"адрес" коэффициента и надбавки на материальную помощь действующим законодательством в указанных нормативно-правовых актах также не предусмотрено.
Положениями пункта 4 (а) Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства" установлено, что при утверждении фондов оплаты труда для работников отдельных органов сверх средств, направляемых для выплаты им должностных окладов, предусматриваются средства на выплату материальной помощи в размере 2-х должностных окладов (в расчете на год).
В соответствии с пунктом 4 (б) указанного Постановления фонды оплаты труда работников отдельных органов формируются с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в южных районах Дальнего Востока.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N издан приказ Министра Обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов МО РФ", согласно пункту 2 которого заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующему Воздушно-десантными войсками, командующим войсками военных округов, флотами, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командующим объединениями, руководителям отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации предписано формировать фонды оплаты труда с учетом районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, высокогорных районах, а также процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных нормативными правовыми актами РФ.
В то же время, в соответствии с пунктом 1 Разъяснений, утвержденных Постановлением Министерства труда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.
При этом, исходя из положений пункта 19 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Министерства труда РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N, с учетом позиции, изложенной в Решении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N АКПИ15-1253, в состав заработка, на который начисляются надбавки, не включаются выплаты по коэффициентам к заработной плате, выплаты по среднему заработку, материальная помощь, а также выплаты, носящие разовый поощрительный характер и не обусловленные системой оплаты труда.
Учитывая изложенное, анализируя приведенные положения закона в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что материальная помощь не относится к заработной плате, не является ее составной частью, в фонд оплаты труда не входит, в связи с чем начисление районных коэффициентов и процентных надбавок на работу в "адрес"х Дальнего Востока на нее не производится.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции не были учтены приведенные выше положения действующего законодательства в его конституционно-правовом толковании, а так же неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что повлекло неправильное разрешение спора.
Допущенные судом нарушения норм материального права являются основанием для отмены решения суда в части удовлетворения требований о взыскании с ответчика в пользу истца районного коэффициента и процентной надбавки к материальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ год, с принятием нового решения в указанной части.
Поскольку имело место нарушение трудовых прав истца, суд первой инстанции, исходя из требований ст. 237 ТК РФ взыскал в пользу Зубенок Г.В. компенсацию морального вреда.
Апелляционная жалоба ответчика не содержит доводов о незаконности решения суда в этой части.
Руководствуясь ст. 328,330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в части взыскания с Федерального казенного учреждения " Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по "адрес"" в пользу Зубенок ФИО10 ... рублей- суммы районного коэффициента и процентной надбавки к материальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ год отменить.
Принять в указанной части новое решение.
В удовлетворении исковых требований Зубенок ФИО11 к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по "адрес"" о взыскании суммы районного коэффициента и процентной надбавки к материальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ год отказать.
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 28 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика в этой части без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.