Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Лозенко И.А.
судей Корчагиной П.А., Леоновой Е.В.
при секретаре Сылко Н.А.
с участием представителя Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по "адрес" - ФИО6
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
ФИО1 к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по "адрес"", третье лицо: Гидрографическая служба ТОФ - о взыскании единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за 2015 год, районного коэффициента и процентной надбавки к материальной помощи за 2015 год, по апелляционной жалобе представителя ФКУ "Управление финансового обеспечения" МО РФ по "адрес" на решение Ленинского районного суда "адрес" края от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи ФИО7, судебная коллегия,
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ФКУ "Управление финансового обеспечения" МО РФ по "адрес" о взыскании единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за 2015 года, невыплаченных сумм районного коэффициента и процентной надбавки к материальной помощи за 2015 год. В обоснование требований указала, что она является служащей Гидрографической службы ТОФ с ДД.ММ.ГГГГ (войсковая часть 62665), которое находится на финансовом обеспечении Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по "адрес"". В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в должности ведущего инженера.
Её должность относится к категории "гражданский персонал" на основании штата 2/325 - управление флота (Тихоокеанского).
Считает, что ей положена выплата единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение (выполнение) должностных (служебных) обязанностей по итогам календарного (учебного) года (ЕДВ) установленная Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N
За 2015 год выплата ЕДВ не произведена. В 2015 году ей была выплачена материальная помощь, без начисления районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока.
Просила взыскать с ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по "адрес"" в её пользу единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за 2015 год в сумме 9134,12 рублей, доплату районного коэффициента и процентной надбавки к материальной помощи в сумме 3425,30 рублей, компенсацию морально вреда, в размере 10 000 рублей.
Истец в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежаще, заявила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель истца по доверенности - ФИО5 в судебном заседании настаивала на удовлетворении иска по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, заявил ходатайство
о рассмотрении дела в его отсутствие, направил в суд письменный отзыв, просил в удовлетворении иска отказать.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Решением Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены частично.
Постановлено взыскать с Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по "адрес"" в пользу ФИО1 (с учётом вычета подоходного налога): единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за 2015 год в размере 7947,11 рублей, районный коэффициент и процентную надбавку к материальной помощи за 2016 год в размере 2980,29 рубля, компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.
С принятым решением не согласился представитель ФКУ "Управление финансового обеспечения" МО РФ по "адрес". В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения по мотиву его незаконности и необоснованности ввиду существенного нарушения норм процессуального права.
Возражения на апелляционную жалобу не поступали.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по "адрес" - ФИО6 настаивала на доводах апелляционной жалобы и просила отменить решение суда.
Остальные участники процесса о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в войсковой части 62665, которая находится на финансовом обеспечении в ФКУ "УФО МО РФ по "адрес"".
Должность ФИО1 относятся к категории "гражданский персонал" на основании штата N - управление флота (Тихоокеанского).
Приказом командира войсковой части 62665 N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выплачена материальная помощь за 2015 год в размере 5708,82 рублей.
Согласно расчетному листку за декабрь 2015 года, материальная помощь выплачена без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в "адрес"х Дальнего Востока.
Кроме того, также установлено, что по итогам года истцу не была произведена выплата единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за 2015 год.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что должность истца относятся к гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, в связи с чем она имеет право на единовременное денежное вознаграждение, начисляемое по итогам календарного года в соответствии с Постановлением Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, судом также указано, что материальная помощь входит в ежегодный фонд оплаты труда, как составная его часть, в связи с чем должна формироваться с учетом соответствующего районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока, которые начисляются на весь фактический заработок, в том числе и на материальную помощь.
Оценивая выводы суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ "Об обороне" личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала.
Кроме того, как установлено и подтверждено решением Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N ВКПИ 04 - 116, Управление Тихоокеанского флота является отдельным органом Министерства обороны Российской Федерации. Указанным решением также установлено, что гражданский персонал отдельных органов федеральных органов исполнительной власти относится к гражданскому персоналу органов военного управления военных округов и флотов Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ "О единовременном денежном вознаграждении за добросовестное исполнение (выполнение) обязанностей военной службы, должностных (служебных) обязанностей по итогам календарного (учебного) года" предусмотрена выплата единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных (служебных) обязанностей по итогам календарного (учебного) года, которая производится в течение первого квартала года, следующего за истекшим календарным годом.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 названного Постановления вознаграждение выплачивается, в том числе, гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации.
С учетом того, что должность истца относятся к гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, она имеет право на указанное единовременное денежное вознаграждение, начисляемое по итогам календарного года в соответствии с Постановлением Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ "О единовременном денежном вознаграждении за добросовестное исполнение (выполнение) обязанностей военной службы, должностных (служебных) обязанностей по итогам календарного (учебного) года".
Между тем, в судебном заседании установлено и не оспаривалось ответчиком, что выплата единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за 2015 год истцу произведена не была.
Вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год являются стимулирующими выплатами и, по смыслу действующего трудового законодательства, включаются в состав заработной платы, на которую начисляются процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и районный коэффициент, относящиеся к выплатам компенсационного характера.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N и внесенными в него изменениями, исходя из положений пункта 19 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Министерства труда РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N, с учетом позиции, изложенной в Решении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N АКПИ15-1253, районный коэффициент и процентная надбавка должны начисляться на весь фактический заработок, в том числе, и на единовременное денежное вознаграждение.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно с ответчика ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по "адрес"" в пользу истца взыскано единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за 2015 год согласно расчетам, представленным в материалы дела с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока, начисляемых на материальную помощь.
При этом, установив нарушение трудовых прав истца в части невыплаты заработной платы в полном объеме, суд, правильно руководствуясь статьей 237 ТК РФ, с учетом требований разумности и соразмерности взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.
В тоже время, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о наличии оснований для удовлетворения требований в части взыскания сумм районного коэффициента и процентной надбавки к материальной помощи за 2016 год.
Согласно статье 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Положениями статьи 21 ТК РФ установлено, что работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени.
При этом, заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (статьи 129 ТК РФ).
Социальные выплаты, упомянутые в этой же статье, законодателем не отнесены к оплате труда.
Исходя из статьи 164 ТК РФ под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
Выплаты же работникам материальной помощи, имеющие социальный характер, не связаны с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных законом.
Таким образом, обоснованным признается вывод, что поскольку материальная помощь не носит стимулирующий или компенсационный характер, относится к выплате непроизводственного характера, не зависит от результатов деятельности и не связана с индивидуальными результатами работников, она не может в смысле, придаваемом им приведенными нормами трудового законодательства, относиться к заработной плате и к компенсационным выплатам, перечисленным в части 2 статьи 164 ТК РФ в качестве составной части заработной платы.
Положениями статей 315-317 ТК РФ для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрено применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, размер которых устанавливается Правительством РФ.
Аналогичные нормы предусмотрены статьями 10 и 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Для лиц, работающих в южных районах Дальнего Востока, к которым относится "адрес", Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N, действующим по настоящее время, установлена надбавка к заработной плате в размере 30% от оклада. Также, для указанных лиц, Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N/П-28 установлен районный коэффициент в размере 20% от оклада.
При этом, начисление районного коэффициента и надбавки на материальную помощь действующим законодательством в указанных нормативно-правовых актах не предусмотрено.
Положениями пункта 4 (а) Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства" установлено, что при утверждении фондов оплаты труда для работников отдельных органов сверх средств, направляемых для выплаты им должностных окладов, предусматриваются средства на выплату материальной помощи в размере 2-х должностных окладов (в расчете на год).
В соответствии с пунктом 4 (б) указанного Постановления фонды оплаты труда работников отдельных органов формируются с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в южных районах Дальнего Востока.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N издан приказ Министра Обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов МО РФ", согласно пункту 2 которого заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующему Воздушно-десантными войсками, командующим войсками военных округов, флотами, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командующим объединениями, руководителям отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации предписано формировать фонды оплаты труда с учетом районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, высокогорных районах, а также процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных нормативными правовыми актами РФ.
В тоже время, в соответствии с пунктом 1 Разъяснений, утвержденных Постановлением Министерства труда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.
При этом, исходя из положений пункта 19 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Министерства труда РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N, с учетом позиции, изложенной в Решении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N АКПИ15-1253, в состав заработка, на который начисляются надбавки, не включаются выплаты по коэффициентам к заработной плате, выплаты по среднему заработку, материальная помощь, а также выплаты, носящие разовый поощрительный характер и не обусловленные системой оплаты труда.
Учитывая изложенное, анализируя приведенные положения закона в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что материальная помощь не относится к заработной плате, не является ее составной частью, в фонд оплаты труда не входит, в связи с чем начисление районных коэффициентов и процентных надбавок на работу в "адрес"х Дальнего Востока на нее не производится.
С учетом установленных обстоятельств оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в данной части у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем решение в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требования.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 18 апреля 2016 года о взыскании с ФКУ "Управление финансового обеспечения" МО РФ по Приморскому краю в пользу ФИО1 сумм районного коэффициента и процентной надбавки к материальной помощи за 2016 год в размере 2980,29 рублей - отменить в части, принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении требования - отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.