Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Бизякиной Н.П.
судей Бичуковой И.Б., Розановой М.А.
при секретаре Якушевской Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Песковой Т.В. к администрации городского округа ЗАТО город Фокино о признании права и возложении обязанности предоставить жилое помещение, взыскании компенсации морального вреда по апелляционной жалобе истца на решение Фокинского городского суда Приморского края от 4 апреля 2016 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Бизякиной Н.П., выслушав объяснения Песковой Т.В., судебная коллегия
установила:
Истица обратилась к ответчику с указанными требованиями, в обоснование, ссылаясь на то, что является пенсионером, ветераном труда, длительное время проживает на территории городского округа ЗАТО г. Фокино в п. Дунай.
Истица с 10 февраля 1997 года принята ответчиком на учет в качестве лица, подлежащего переселению из ЗАТО и имеющего право на получение соответствующей компенсации по сложившимся в регионе ценам за 1 кв. м жилой площади, либо на обеспечение жилым помещением по установленным нормам на новом месте жительства и желает быть обеспеченной жилым помещением в порядке, предусмотренном Правительством РФ и Законом РФ от 14 июля 1992 года "О закрытом административно-территориальном образовании".
С 1 января 2015 года положения указанного закона существенно изменились и единственным способом реализации права является социальная выплата, право на получение которой за счет средств федерального бюджета удостоверяется государственным жилищным сертификатом, выдаваемом в порядке, определенном Постановлением Правительства N 153 от 21 марта 2006 года "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы. Размер такой выплаты рассчитывается органом местного самоуправления исходя из норматива общей площади в зависимости от количества членов семьи участника подпрограммы и стоимости 1 кв. м по РФ. Новый порядок, по мнению истицы, существенно ограничил ее права на обеспечение жильем в порядке отселения.
Истица просит обязать ответчика в первоочередном порядке предоставить ей жилое помещение за пределами ЗАТО или денежную компенсацию на условиях и в порядке, установленных Законом РФ "О закрытом административно-территориальном образовании", действовавшим в редакции до 1 января 2015 года. За нарушение ее прав истица просит взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 500000 руб.
Истица в судебном заседании требования поддержала, пояснив, что состоит в очереди на получение жилья под номером 88. До 2015 года ей предлагали компенсацию, однако она ожидала строительство квартир. В настоящее время согласна на получение компенсации в размере, действовавшем до 1 января 2015 года.
Представитель ответчика с иском не согласился, полагая, что он не основан на действующем законодательстве, поскольку после изменений, внесенных в Закон РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" истица имеет право только на получение социальной выплаты.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласилась истица, ею подана апелляционная жалоба, где ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права, неправильным установлением обстоятельств, имеющих значение для данного дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ответчика в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежаще.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения не усматривает.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Как следует из материалов дела, истица состоит на учете в администрации ГО ЗАТО город Фокино как лицо, подлежащее переселению из ЗАТО с 10 февраля 1997 года в списке под номером N (л.д.12).
До настоящего времени вопрос об отселении истицы из ЗАТО не решен.
Отказывая истице в удовлетворении требований, суд первой инстанции сослался на то, что они не обоснованны, поскольку с 1 января 2015 года изменился порядок и условия отселения данной категории граждан из ЗАТО.
Этот вывод суда является правильным и обоснованным.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона РФ от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" на территории закрытого административно-территориального образования осуществляется государственная поддержка граждан, указанных в пункте 2.1 настоящей статьи, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования, путем предоставления им социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования (далее - социальная выплата).
Граждане, получившие социальную выплату, имеют право приобрести жилое помещение за счет социальной выплаты либо за счет социальной выплаты с привлечением иных (в том числе собственных и заемных) средств.
Социальная выплата может быть использована для приобретения одного или нескольких жилых помещений и не может быть использована на другие цели.
Социальная выплата может быть предоставлена только один раз.
Предоставление социальной выплаты осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину, имеющему право на ее получение, определяется исходя из: количества членов его семьи, выезжающих из закрытого административно-территориального образования; норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека; норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчета социальной выплаты.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при определении размера социальной выплаты, предоставляемой гражданину, учитывается право гражданина на получение жилого помещения общей площадью, превышающей используемый для расчета размера социальной выплаты норматив общей площади жилого помещения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2014 N 454-ФЗ
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", в статью 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан" граждане, поставленные на учет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, в целях их переселения из закрытого административно-территориального образования, сохраняют право состоять на данном учете до получения социальной выплаты. Вопрос о предоставлении социальной выплаты гражданам, поставленным на учет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях их переселения из закрытого административно-территориального образования, решается в порядке очередности исходя из времени принятия решения о постановке их на указанный учет.
В силу п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Это означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть, придать закону обратную силу, либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм
Таких обстоятельств по данному делу не установлено, следовательно, суд правильно применил нормы материального права, в связи с чем довод апелляционной жалобы истицы о неправильном применении Закона является несостоятельным.
По существу доводы жалобы повторяют правовую позицию истца, которая была предметом оценки суда первой инстанции, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и сводятся к несогласию с той оценкой доказательств, которая уже была дана судом первой инстанции, а также к иному толкованию норм материального права.
Между тем, никаких оснований для переоценки имеющихся в деле доказательств либо иного применения норм материального права, судебная коллегия не находит; установленные ст. 67 ГПК РФ правила оценки доказательств судом соблюдены, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела; заявленные требования по существу рассмотрены правильно.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фокинского городского суда Приморского края от 4 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.