Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Чикаловой Е.Н.
судей Дышлового И.В., Дегтяревой Л.Б.
при секретаре Половове А.С.
с участием прокурора Маториной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Находкинского транспортного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к федеральному государственному казённому учреждению "Находкинская таможня", акционерному обществу "ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт" о возложении обязанности создать материально- технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа лиц с ограниченными физическими возможностями
по апелляционной жалобе Находкинской таможни
на решение Находкинского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым на Находкинскую таможню возложена обязанность в срок не позднее ... со дня вступления решения суда в законную силу создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа в здание, помещения, занимаемые Находкинской таможней (таможенным постом "Морской "адрес""), по адресу: "адрес", а именно:
- оборудовать вход в здание, используемое Находкинской таможней (таможенным постом "Морской "адрес"") пандусом или иным подъёмным устройством, поручнями, обеспечивающими доступ маломобильных групп населения, отвечающими требованиям, установленным пунктами 5.1.1, ДД.ММ.ГГГГ, 5.1.2 СП 59.13330.2012;
...
- оборудовать лестницы в здании, используемом Находкинской таможней (таможенным постом "Морской "адрес""), предназначенные для подъёма (спуска) ... , доступными для маломобильных групп населения, отвечающими требованиям, установленным пунктом 5.2.9 СП 59.13330.2012.
Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия
установила:
Находкинский транспортный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском к ответчикам в интересах неопределенного круга лиц, в обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведённой Находкинской транспортной прокуратурой проверки установлено, что нарушены требования федерального законодательства в части обеспечения для инвалидов и других маломобильных групп населения доступа к объектам инфраструктуры Находкинская таможня, оказывающего государственные услуги в области таможенного дела. Прокурор просил обязать Находкинскую таможню в срок не позднее 1 года после вступления решения суда в законную силу создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа в здание, помещения, занимаемые Находкинской таможней (таможенным постом "Морской "адрес""), устранить выявленные нарушения, а именно: оборудовать вход в здание, используемое Находкинской таможней (таможенного поста "Морской "адрес""), пандусом или иным подъемным устройством, поручнями, обеспечивающими доступ маломобильных групп населения, отвечающими установленным пунктов 5.1.1, ДД.ММ.ГГГГ, 5.1.2 СП 59.13330.2012 требованиям; оборудовать лестницы в здании, используемом Находкинской таможней (таможенным постом "Морской "адрес""), предназначенные для подъема (спуска) с 1 по 4 этажи пандусами или подъемными устройствами, доступными для маломобильных групп населения, отвечающими требованиям пункта 5.2.9 СП 59.13330.2012; обозначить символами доступности маршрут следования по территории, к входу в здание, помещения, санузлы здания, занимаемого Находкинской таможней (таможенным постом "Морской "адрес"") согласно пункту 5.5.1 СП 59.13330.2012.
В судебном заседании прокурор отказался от исковых требований в части возложения обязанности на Находкинскую таможню обозначить символами доступности маршрут следования по территории, к входу в здание. В остальной части прокурор заявленные исковые требования поддержал.
Определением Находкинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отказ от иска в части принят, производство по делу в указанной части прекращено.
Находкинская таможня исковые требования не признала в полном объёме по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, ссылаясь на то что не является собственником здания, в силу договора не может производить работы по реконструкции здания.
АО "ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт" против удовлетворения иска к данному ответчику возражало, полагало, что Находкинская таможня как самостоятельный субъект правоотношений, эксплуатирующий переданное ему по договору безвозмездного пользования здание, должно принимать меры к его приспособлению для нужд маломобильных групп населения.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилась Находкинская таможня, представителем подана апелляционная жалоба, ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного, принятого с нарушением норм процессуального и материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Обсудив доводы апелляционной жалобы истца, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
По делу установлено, что Находкинской таможней на основании договора безвозмездного пользование от ДД.ММ.ГГГГ N под таможенный пост "Морской "адрес"" использовались нежилые помещения в здании, расположенном по адресу: "адрес". В настоящее время данные жилые помещения используются на основании договора безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ N.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Находкинская таможня оказывает государственные услуги в области таможенного дела, и помещения в которых она находится должны быть приспособлены для доступа инвалидов и других малоподвижных групп населения. Вход в здание, используемое Находкинской таможней (таможенный пост "Морской "адрес""), имеет 3 ступени, составляющие в общей сложности высоту более 70 сантиметров, пандусы или иные подъемные устройства, поручни отсутствуют. Лестницы, предназначенные для подъёма (спуска) с 1 по 4 этаж, пандусы или подъемные устройства, доступные для МГН не имеют. Указанные обстоятельства нарушает права указанных категорий граждан.
В силу положений части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случае инвалидности.
Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту - ФЗ N) настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 2 ФЗ N под социальной защитой понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
К одной из таких мер относится и обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
При этом абзацем 1 статьи 15 ФЗ N установлено, что организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Абзацем 5 статьи 15 ФЗ N прямо предусмотрено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Одним из средств конкретизации положений статьи 15 ФЗ N является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностям и передвижения. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в СП 59.13330.2012 "Свод правил доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", актуализированная редакция СНиП 35-05-2001, утверждённом приказом Министерства регионального развития Российской Федерации России от ДД.ММ.ГГГГ N (далее по тексту-СП 59.13330.2012).
Пунктом 5.1.1 СП 59.13330.2012 определено, что в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения (далее по тексту - МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Пунктом ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2012 установлено, что лестницы должны дублироваться пандусами или подъёмными устройствами. Пунктом 5.1.2 СП 59.13330.2012 установлено, что наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учётом технических требований к опорным стационарным устройствам по ФИО7 51261.
Кроме того, пунктом 5.2.9 СП 59.13330.2012 предусмотрено, что при перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для МГН.
Определяя надлежащего ответчика по делу суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что на основании договора безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ N нежилые помещения, расположенные по адресу: "адрес", используются Находкинской таможней, организовавшей там работу своих структурных подразделений и осуществляющей деятельность по предоставлению государственных услуг в области таможенного дела.
В силу положений статей 10, 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N-Ф3 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" Находкинская таможня и её объекты (здания, помещения) являются составной частью системы таможенных органов и находятся в ведении Федеральной таможенной службы Российской Федерации, которая в соответствии с Общероссийским классификатором органов государственной власти и управления, утверждённым приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N-ст, отнесена к органам государственной власти (код 1330430).
В соответствии с приказом Федеральной таможенной службы от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Общего положения о таможенном посте" таможенный пост является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможенного поста в пределах компетенции, определенной данным положением.
Согласно пункту 5 указанного приказа ФТС России таможенный пост в том числе осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: обеспечение доступности информации о правилах перемещения товаров физическими лицами, в том числе путем оборудования информационных стендов в местах осуществления таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами; организацию приема граждан, обеспечение объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений граждан и юридических лиц; участие в выполнении программ и планов социального развития; обеспечение проведения следующих форм таможенного контроля: устного опроса; получения объяснений; личного таможенного досмотра; и пр.
Из содержания договора безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что Находкинская таможня использует полученное нежилое помещение для осуществления своей основной деятельности (предоставление государственных услуг), таким образом в силу статьи 15 ФЗ N именно Находкинская таможня обязана создать условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к созданному ею объекту социальной инфраструктуры в виде таможенного поста.
При этом отсутствие в договоре безвозмездного пользования упоминания о праве самостоятельно установить пандус либо подъёмные устройства не освобождает арендатора от выполнения предусмотренной законом обязанности, поскольку выбор помещения, соответствующего всем необходимым требованиям, находится в сфере деятельности самого пользователя помещений, а не собственника помещений.
Таким образом, действующим законодательством обязанность по предоставлению доказательств доступности беспрепятственного пользования, наличия или отсутствия необходимости в установке специальных приспособлений для доступа инвалидов на объект таможенной инфраструктуры (таможенный пост "Морской "адрес""), а также возможность установления иных приспособлений для перемещения маломобильных групп населения, возлагается не на собственника нежилого помещения, а на лицо, использующего его на законном праве, в данном случае - на Находкинскую таможню как государственный орган, в обязанности которого входит предоставление государственных услуг.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Находкинская таможня, предоставляя государственные услуги в области таможенного дела, обязана сама выполнить требования действующего законодательства при организации предоставления государственных услуг, в том числе направленные на создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к предоставляемым услугам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Находкинская таможня является ненадлежащим ответчиком по делу, так как не является собственником здания и не вправе производить перепланировок и переоборудования используемого помещения, судебной коллегией отклоняется, поскольку Находкинская таможня, предоставляя государственные услуги в области таможенного дела, обязана сама выполнить требования действующего законодательства при организации предоставления государственных услуг, в том числе направленные на создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к предоставляемым услугам. Кроме того, Находкинской таможней не представлено доказательств, подтверждающих отказ АО "ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт" в согласовании такого переоборудования, в судебном заседании суда первой инстанции представитель АО "ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт" сообщил, что не намерен препятствовать Находкинской таможне в приспособлении объекта социальной инфраструктуры для нужд МГН, однако никаких обращений от таможни по данному вопросу не поступало.
Таким образом, доводы Находкинской таможни о том, что обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов возложена исключительно на собственника помещения противоречат требованиям закона и условиям заключенного договора безвозмездного пользования.
Иных доводов для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит.
Апелляционная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены судом первой инстанции, и правовых оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены решения.
Нарушений норм материального, процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Находкинского городского суда Приморского края от 15 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Находкинской таможни без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.