Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Бизякиной Н.П.,
судей: Соловьевой О.В., Старовойт Р.К.
при секретаре Половове А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Дальнегорского городского округа Приморского края, Департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края о ликвидации несанкционированной свалки
по апелляционной жалобе Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края
на решение Дальнегорского районного суда Приморского края от 16 февраля 2016 года, которым требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Бизякиной Н.П., выслушав объяснения представителей департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливных ресурсам Приморского края - Митусова О.А., Вышковского О.В., представителя администрации Дальнегорского ГО - Карпушкиной Н.А., мнение прокурора Маториной О.А., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Приморский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчикам, в обоснование указав, что прокуратурой в ходе проверки установлены нарушения, связанные с неисполнением обязанности по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов.
Уточнив в ходе судебного разбирательства требования, просил возложить на департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории Дальнегорского городского округа Приморского края в районе 344 км автодороги А181 "Осиновка - Рудная Пристань" напротив дорожного знака "Дальнегорский городской округ" на залесненном откосе смотровой площадки; в координатах 43° 31" 781" с.ш., 135° 29" 397" в.д. в лесном массиве рядом с прорубленной линией электропередач справа в 8 м от лесной дороги; в координатах 43° 31" 697" с.ш., 135° 29" 569" в.д. в лесном массиве рядом с прорубленной линией электропередач справа в 15 м от лесной дороги; в 20 м вправо от автодороги "Дальнегорск - Краснореченск" в районе дорожного знака "Краснореченск" в координатах 44° 37" 602" с.ш., 135° 23" 110" в.д.; в координатах 44° 33" 098" с.ш., 135° 28" 227" в.д. в водоохраной зоне водного объекта (в 25 м от русла р. Рудная)". Также просил возложить на администрацию Дальнегорского городского округа обязанность участвовать в ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории Дальнегорского городского округа Приморского края в районе 344 км автодороги А181 "Осиновка - Рудная Пристань" напротив дорожного знака "Дальнегорский городской округ" на залесненном откосе смотровой площадки; в координатах 43° 31" 781" с.ш., 135° 29" 397" в.д. в лесном массиве рядом с прорубленной линией электропередач справа в 8 м от лесной дороги; в координатах 43° 31" 697" с.ш., 135° 29" 569" в.д. в лесном массиве рядом с прорубленной линией электропередач справа в 15 м от лесной дороги; в 20 м вправо от автодороги "Дальнегорск - Краснореченск" в районе дорожного знака "Краснореченск" в координатах 44° 37" 602" с.ш., 135° 23" 110" в. д.; в координатах 44° 33" 098" с.ш., 135° 28" 227" в.д. в водоохраной зоне водного объекта (в 25 м от русла р. Рудная) в районе разбираемых бетонных корпусов.
В судебном заседании прокурор на уточненных требованиях настаивал, ссылаясь на то, что с 1 января 2016 года полномочия по обработке, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации. Полагал, что уполномоченным в данной области органом на территории Приморского края является департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края.
Представитель администрации Дальнегорского городского округа в судебном заседании требования, заявленные к администрации, не признал, полагая их необоснованными, ссылаясь на иную формулировку полномочий органа местного самоуправления в Федеральном законе N 131-ФЗ. Требования прокурора к департаменту полагал основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Представитель департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края в отзыве полагал требования необоснованными, поскольку законодательно указанные полномочия за департаментом не закреплены, в связи с чем он является ненадлежащим ответчиком по делу. В судебное заседание представитель не явился, о дате и месте слушания дела извещен надлежаще, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Представителем третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, направлено в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судом постановлено решение, которым требования удовлетворены: на департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории Дальнегорского городского округа Приморского края в районе 344 км автодороги А181 "Осиновка - Рудная Пристань" напротив дорожного знака "Дальнегорский городской округ" на залесненном откосе смотровой площадки; в координатах 43° 31" 781" с.ш., 135° 29" 397" в.д. в лесном массиве рядом с прорубленной линией электропередач справа в 8 м от лесной дороги; в координатах 43° 31" 697" с.ш., 135° 29" 569" в.д. в лесном массиве рядом с прорубленной линией электропередач справа в 15 м от лесной дороги; в 20 м вправо от автодороги "Дальнегорск - Краснореченск" в районе дорожного знака "Краснореченск" в координатах 44° 37" 602" с.ш., 135° 23" 110" в.д.; в координатах 44° 33" 098" с.ш., 135° 28" 227" в.д. в водоохраной зоне водного объекта (в 25 м от русла р. Рудная) в районе разбираемых бетонных корпусов, в течение 30 дней со дня вступления в силу решения суда.
На администрацию Дальнегорского городского округа Приморского края возложена обязанность участвовать в ликвидации указанных несанкционированных свалок, расположенных на территории Дальнегорского городского округа Приморского края в течение 30 дней со дня вступления в силу решения суда.
С указанным решением в части возложения обязанности на департамент, не согласился департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права и недоказанностью установленных судом обстоятельств. Указывал на отсутствие полномочий в области обращения с бытовыми отходами, ссылаясь на ненормативный характер Перечня о распределении полномочий, на который сослался в решении суд, отсутствие финансирования и нормативного регулирования в указанной сфере.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители департамента на доводах апелляционной жалобы настаивали, представитель администрации Дальнегорского ГО с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Представитель Управления Росприроднадзора по Приморскому краю в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен надлежаще.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 124.06.1998 г. N 89- ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу ч.ч. 1, 2 Федерального закона от 10.02.2002 г. N 7- ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 56 Водного кодекса РФ отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способ которых должны быть безопасными для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления в поверхностные водные объекты, на водосборные площади и на почву запрещен.
Аналогичные требования закреплены в части 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат использованию и хранению в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Требованиями ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлен запрет на захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно- оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Санитарными правилами "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88) предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление и надежное обезвреживание бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых зданий, жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов), скапливающихся на территории населенного пункта.
В судебном заседании установлено, что на территории Дальнегорского городского округа имеются несанкционированные свалки, что подтверждается актами осмотра территории, составленными инспектором Управления Росприроднадзора по Приморскому краю (л.д. 14-68).
Поскольку федеральным законодательством установлено право граждан на благоприятную окружающую среду, суд пришел к верному выводу о нарушении прав неопределенного круга лиц, в связи с наличием несанкционированных свалок на территории муниципального образования, что может представлять угрозу здоровью неопределенного круга лиц.
Удовлетворяя требования прокурора о возложении на департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края обязанности ликвидировать свалки ТБО, суд верно руководствовался ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которой к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами является, в том числе, организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
При этом довод апелляционной жалобы об отсутствии у департамента полномочий в области обращения с отходами опровергается материалами дела.
Согласно п.п. 3, 4 ст. 45 Устава Приморского края органы исполнительной власти Приморского края осуществляют государственное управление на территории Приморского края в соответствии с собственной компетенцией, определенной положениями о них.
Положения об органах исполнительной власти Приморского края, их структура и штатная численность утверждаются Администрацией Приморского края, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.
Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, согласно п. 1 Положения о Департаменте по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий реализацию на территории Приморского края единой государственной политики в области жилищно-коммунального хозяйства, топливообеспечения на территории Приморского края.
Согласно имеющему в материалах дела Перечню распределения полномочий в области обращения с отходами между органами исполнительной власти Приморского края в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 г. N 458-ФЗ, согласованному директорами департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, департамента по тарифам Приморского края, полномочия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов возложены на департамент по жилищно-коммунального хозяйства и топливных ресурсов Приморского края (подпункт 6 пункта 1 названного Перечня)
С учетом изложенного, деятельность по обращению с отходами, входит в полномочия департамента как органа, уполномоченного в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которая конкретизирована названным Перечнем.
Судебная коллегия также полагает необоснованной ссылку в апелляционной жалобе на то, что надлежащим ответчиком по делу является департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, поскольку она не основана на материалах дела. Согласно Перечню о разграничении полномочий а также п.п. 2.1.1-2.1.3 Положения о департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, утв. постановлением Администрации Приморского края от 29.11.2012 N 368-па к полномочиям департамента природных ресурсов Приморского края обработка, транспортировка и утилизация ТБО не входят.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе основаны на неправильном толковании закона, они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дальнегорского районного суда Приморского края от 16 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.