Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Ковалева С.А.
судей Шароглазовой О.Н., Матосовой В.Г.
при секретаре Сылко Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бимаганбетовой К.О. к Департаменту здравоохранения Приморского края, Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Владивостокская детская поликлиника N 6" о взыскании расходов на лекарственные средства,
по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения Приморского края
на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 09 марта 2016 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
С Департамента здравоохранения Приморского края в пользу Бимаганбетовой К.О. взысканы расходы на приобретение медикаментов в размере 98442,71 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 3153,28 руб.
В удовлетворении оставшихся требований отказано.
Заслушав доклад судьи Шароглазовой О.Н, выслушав объяснения представителя Департамента здравоохранения Приморского края Кирсанова И.С., представителя КГБУЗ "Владивостокская детская поликлиника N 6" Заворина А.В., возражения Бимаганбетовой К.О., судебная коллегия
установила:
истица обратилась в суд с указанным иском к ответчикам, указав, что ее несовершеннолетняя дочь Бимаганбетова Э.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребенком-инвалидом, в связи чем ей прописано лечение препаратами "Метипред", "Плаквенил" и "Микофенолат мофетил" под торговым названием "Селлсепт", с 20.06.2011 она включена в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение бесплатной медицинской помощи. С 2014 года ребенок обеспечивается лекарственным препаратом "Метипред", в обеспечении препаратами "Плаквенил" и "Селлсепт" ей отказано, в связи с тем, что препарат "Микофенолат мофетил" под торговым названием "Селлсепт" не входит в перечень бесплатных лекарств, приобретаемых из средств Федерального бюджета, по льготным рецептам пациентами, имеющими право на социальное обеспечение по инвалидности. Кроме того, данный препарат исключен из списка жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов. "Гидроксихлорохин" под торговым названием "Плаквенил" не вносится в заявку Департамента здравоохранения, так как заявка формируется исключительно на дорогостоящие препараты, каковым "Плаквенил" не является. Кроме того, данный препарат исключен из перечня бесплатных лекарств, приобретаемых из средств Федерального бюджета, по льготным рецептам пациентами, имеющими право на социальное обеспечение по инвалидности. В то же время на данные препараты до марта 2014 года включительно ей выписывались рецепты лечащим врачом.
За свой счет истцом были приобретены с 16.10.2013 по 19.01.2015 "Селлсепт" на сумму 88116,70 руб., и с 16.10.2013 по 09.09.2015 "Плаквенил" на сумму 10326,01 руб. Данные препараты жизненно необходимы ее ребенку, замене они не подлежат. Просила взыскать потраченные на медикаменты денежные средства в размере 98442,71, а так же расходы по уплате госпошлины в размере 3153,28 руб. Обязать КГБУЗ "Владивостокская детская поликлиника N 6" обеспечить её дочь -Бимаганбетову Э.Н. получением рецептов на приобретение лекарственных препаратов "Селлсепт" и Плаквенил" ежемесячно.
В судебном заседании истица настаивала на удовлетворении требований в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представители Департамента здравоохранения Приморского края в судебном заседании требования не признали, пояснили, что на уровне материально-правовых актов Российской Федерации не определен механизм бесплатного отпуска лекарственных препаратов "Микофенолат мофетил" и "Гидроксихлорохин" для лечения заболевания "Системная красная волчанка". Законные основания для льготного обеспечения пациентки данными препаратами у Департамента здравоохранения отсутствуют.
Представитель КГБУЗ "Владивостокская детская поликлиника N 6" в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что Учреждение не вправе направлять заявку в Департамент здравоохранения Приморского края на обеспечение Бимаганбетовой Э.Н., состоящей на диспансерном учете с диагнозом "Системная красная волчанка" препаратом "Микофенолат мофетил" под торговым названием "Селлсепт" по причине того, что он не входит в перечень бесплатных лекарств, приобретаемых из средств Федерального бюджета, по льготным рецептам пациентами, имеющими право на социальное обеспечение по инвалидности. Диагноз, установленный Бимаганбетовой Э.Н., не входит в перечень 7 высокозатратных нозологий, дающих право на получение данного препарата из средств федерального бюджета. Учреждение не вносит в заявку Департамента здравоохранения Приморского края "Гидроксихлорохин" под торговым названием "Плаквенил", так как заявка формируется Департаментом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Приморского края исключительно на дорогостоящие препараты, коим "Плаквенил" не является. В связи с чем была отклонена заявка Бимаганбетовой К.О. и на "Селлсепт".
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился Департамент здравоохранения Приморского края, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Выслушав пояснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в их пределах в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что несовершеннолетняя дочь истицы Бимаганбетова Э.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом с заболеванием системная (острая) красная волчанка подострое течение, состоит на диспансерном учете в КГБУЗ "Владивостокская детская поликлиника N 6" и включена в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение бесплатной медицинской помощи с 20.06.2011.
Российской академией медицинских наук "Научный центр здоровья детей РАМН" Бимаганбетовой Э.Н. для лечения назначен препарат "Микофенолат мофетил" под торговым названием "Селлсепт", присоединен к лечению препарат "Плаквенил".
В соответствии с заключением ГАУЗ "Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи" замена препаратов недопустима.
Бимаганбетова Э.Н. согласно нормам действующего законодательства имеет право на бесплатное обеспечение необходимыми лекарствами в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В связи с этим Бимаганбетовой Э.Н. были выписаны рецепты установленного образца на бесплатное получение препаратов: "Микофенолат мофетил" от 01.08.2013, 05.09.2013, 28.10.2013, 28.11.2013, 27.12.2013, 16.01.2014, 14.02.2014, 14.03.2014, на препарат "Гидроксихлорохин" от 28.10.2013, 27.12.2013, 16.01.2014, 14.03.2014 и за счет личных денежных средств истцом были приобретены препараты "Селлсепт" на общую сумму 88 116,70 руб. и "Плаквенил" на общую сумму 10 326,01 руб., что подтверждается товарными чеками.
Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41).
Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.
Это же отражено и в ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об Основах здоровья граждан в Российской Федерации".
На основании п. 9 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, дети-инвалиды.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам, включая лекарственное обеспечение, осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно приложению N 1.
В приложении N 1 указано, что дети-инвалиды в возрасте до 18 лет получают все лекарственные средства бесплатно.
Этим же постановлением Правительства РФ прямо предусмотрена обязанность субъектов Российской Федерации принимать меры по организации мероприятий по своевременному обеспечению оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Несовершеннолетняя Бимаганбетова Э.Н., как ребенок-инвалид обладает правом на получение всех лекарственных средств бесплатно.
Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.02.2007 N 110 назначение лекарственных препаратов определяется лечащим врачом, что отражается в медицинской документации.
В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1. Закона, предоставляется дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами. Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Данный перечень утвержден Приказом Минздравосоцразвития РФ от 18.09.2006 N 665.
С 01.01.2011 органам государственной власти субъектов РФ переданы для осуществления следующие полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (ст.4.1 ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"):
- организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей инвалидов;
- заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов;
- организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
Таким образом, обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ с фармацевтическими организациями.
В силу п. 5 ст. 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. При этом субвенции на обеспечение лекарственными средствами в форме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации.
Исходя из системного толкования приведенных выше правовых норм, обязанность компенсировать расходы, произведенные гражданами в связи с приобретением необходимых для лечения инвалидов лекарственных средств, должна возлагаться:
- в случае необоснованной невыписки рецепта - на лечебное учреждение, в котором работает врач (фельдшер);
- в случае незаключения государственного контракта - на уполномоченный орган субъекта Российской Федерации;
- в случае неперечисления средств по межбюджетному трансферту - на распорядителя соответствующих средств Федерального бюджета Российской Федерации;
- в случае отсутствия соответствующих лекарственных средств в аптеках - на уполномоченные фармацевтические организации, выигравшие конкурс на заключение контрактов в субъекте РФ.
В целях обеспечения государственных гарантий оказания населению Приморского края бесплатной медицинской помощи Постановлением администрации Приморского края от 30.12.2013 N 510-па "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Приморском крае на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" (в ред. Постановлений администрации Приморского края от 14.05.2014 N 181-па, от 10.11.2014 N 457-па) определено, что приобретение учреждениями здравоохранения Приморского края назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания при амбулаторном и стационарном лечении, не входящих в утвержденные Перечни, допускается в случае наличия медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, жизненные показания) по решению врачебной комиссии.
Принимая во внимание, что препараты "Метипред" и "Селлсепт" были назначены ребенку лечащим врачом детской поликлиники N 6, ребенок неоднократно проходил лечение в ФГБУ "Научный центр здоровья детей" Российской академии медицинских наук в г. Москва, специалисты которого рекомендовали продолжить медикаментозную терапию назначенными препаратами "Метипред" и "Селлсепт", присоединить к лечению препарат "Плаквенил", ребенок жизненно нуждается в указанных лекарственных препаратах, с октября 2013 года на лечение ребенка истицей были приобретены препараты "Селлсепт" и "Плаквенил" на общую сумму 98 442,71 руб., суд пришел к обоснованному выводу о том, что указанная сумма подлежит взысканию с Департамента здравоохранения Приморского края как распорядителя соответствующих бюджетных средств и органа власти субъекта РФ.
При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что ни один нормативный акт не содержит запрета предоставления лекарственного препарата, не предусмотренного перечнем и стандартом оказания медицинской помощи для конкретного вида заболевания, с отнесением этого вопроса на разрешение врачебной комиссии лечебного учреждения.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 09 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.