Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Кудриной Я.Г., Туктамышевой О.В.
при секретаре Деменевой А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Филатова Ю.С. об оспаривании решения начальника отдела N 5 г.Уссурийск федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации по апелляционной жалобе начальника отдела N 5 г.Уссурийск федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 25 ноября 2015 года, которым административное исковое заявление Филатова Ю.С. удовлетворено: признано незаконным решение федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" N от 18 августа 2015 года в части отказа в постановке Филатова Ю.С. на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, на федеральное государственное казенное учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" возложена обязанность рассмотреть заявление Филатова Ю.С. о постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в соответствии с законом.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения Филатова Ю.С., судебная коллегия
установила:
Филатов Ю.С. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что в период времени с августа 1988 года по февраль 2010 года он проходил военную службу по контракту в рядах Вооруженных сил Министерства обороны РФ. Решением жилищной комиссии в/ч N от 10 марта 2009 года N Филатов Ю.С. был признан бесквартирым, постановлено ходатайствовать перед начальником Уссурийской КЭЧ о включении его в список служащих, нуждающихся в получении жилого помещения. Со 2 апреля 2009 года он был включен в электронную очередь Уссурийского гарнизона, а затем поставлен в Единый реестр очередников, нуждающихся в получении постоянного жилья по договору социального найма. В ответе на обращение Филатова Ю.С. о сроках предоставления жилья ФГУП "Востокрегионжилье" сообщило, что он был снят с учета 2 февраля 2011 года как включенный в списки на заселение. В 2015 году он обратился в территориальное отделение ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ для решения вопроса о восстановлении в едином реестре очередников на получение постоянного жилья по договору социального найма. 21 августа 2015 года им получена выписка из решения ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ N от 18 августа 2015 года "Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма". Согласно сопроводительному письму поскольку Филатов Ю.С. обратился за решением вопроса в 2015 году, будучи исключенным из списков личного состава 15 января 2010 года, оснований к постановке на учет не имеется. Административный истец настаивает, что о праве на обеспечение жильем было заявлено им в период прохождения военной службы, о чем свидетельствует решение жилищной комиссии N 48 от 10 марта 2009 года. Филатов Ю.С. просил восстановить его на учете нуждающихся в жилом помещении, а не принять на него. Просит признать незаконным решение N в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма от 18 августа 2015 года, как необоснованное, и отменить, обязать ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ восстановить Филатова Ю.С. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с восстановлением в Едином реестре очередников, нуждающихся в получении постоянного жилья по договору социального найма, с указанием даты постановки на учет 2 апреля 2009 года.
Филатов Ю.С. и его представитель в судебном заседании поддержали требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, направил письменные возражения на административный иск, указав, что административный истец был уволен в запас с военной службы и исключен из списков личного состава части 15 января 2010 года и с этого момента утратил статус военнослужащего. Заявление о признании нуждающимся с составом семьи 4 человека предоставлено им после исключения из списков части 16 июля 2015 года. Оснований для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма жилого помещения от Министерства обороны РФ, Филатова Ю.С. не имеется.
По делу вынесено указанное решение.
В апелляционной жалобе начальника отдела N 5 г.Уссурийск ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ ставится вопрос об отмене решения как необоснованного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда, однако полагает, что мотивировочная часть решения требует уточнения.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно пп.а п.6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья либо в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей: не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (п.9).
По делу установлено, что приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 июля 2008 года N Филатов Ю.С. уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями; исключен из списков личного состава части с 1 февраля 2010 года. Общая продолжительность военной службы в календарном исчислении 25 лет 5 месяцев.
На заседании жилищной комиссии в/ч N 10 марта 2009 года Филатов Ю.С. был признан бесквартирным, постановлено ходатайствовать перед начальником Уссурийской КЭЧ о включении его в список служащих, нуждающихся в получении жилого помещения.
Согласно выписке из базы данных 1 КЭУ, Филатов Ю.С. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении 2 апреля 2009 года (л.д.43).
В выписке из базы данных 1 КЭУ также указано, что 2 февраля 2011 года Филатов Ю.С. был снят с учета в связи с внесением в список на заселение.
При этом никаких доказательств того, что Филатов Ю.С. действительно был включен в список на заселение, и ему было предоставлено жилое помещение, материалы дела не содержат.
По делу также установлено, что 16 июля 2015 года Филатов Ю.С. обратился к руководителю ФГУ МО РФ "Востокрегионжилье" с заявлением о восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, со 2 апреля 2009 года.
18 августа 2015 года начальником отдела N 5 г.Уссурийска ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации Филатову Ю.С. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на том основании, что жилыми помещениями от Министерства обороны Российской Федерации обеспечиваются при увольнении с военной службы военнослужащие, своевременно заявившие свое право на обеспечение жильем до момента исключения их из списков личного состава; Филатов Ю.С. уволен и исключен из списков личного состава 15 января 2010 года, заявление о признании нуждающимся в получении жилищной субсидии для приобретение жилого помещения в избранном месте жительства предоставлено в отдел после исключения из списков части 16 июля 2015 года, в связи с чем оснований для признания административного истца нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма нет.
Вместе с тем из материалов дела усматривается, что Филатов Ю.С. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении 2 апреля 2009 года, а исключен из списков личного состава части с 1 февраля 2010 года. Следовательно, административный истец заявлял свое право на обеспечение жильем до момента исключения их из списков личного состава. При этом утрата должностными лицами войсковой части либо ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации рапорта Филатова Ю.С. на признание нуждающимся в жилье по независящим от него причинам, не может служить препятствием к восстановлению его нарушенного права на жилье.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что в нарушение положений ч.1 ст.62 КАС РФ административный ответчик не доказал законность оспариваемого решения, не опроверг тот факт, что Филатов Ю.С. своевременно в 2009 году заявил право на обеспечение жилым помещением до исключения из списков личного состава части, в связи с чем у должностного лица отдела N 5 г.Уссурийска ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации не имелось оснований для отказа в восстановлении административного истца на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по мотиву несвоевременности обращения с соответствующим заявлением.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы о том, что оснований для восстановления на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, Филатова Ю.С. не имеется, нельзя признать обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 25 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника отдела N 5 г.Уссурийск ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.