Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Кудриной Я.Г., Римского Я.А.
при секретаре Деменевой А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бурик Л.И. об оспаривании бездействия главы администрации Арсеньевского городского округа, решения и.о. главы Арсеньевского городского округа по апелляционной жалобе Бурик Л.И. на решение Арсеньевского городского суда Приморского края от 10 мая 2016 года, которым административное исковое заявление Бурик Л.И. оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., судебная коллегия
установила:
Бурик Л.И. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что 11 марта 2015 года администрацией АГО ей было выдано разрешение N о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, которым дано согласие на переустройство (устройство альтернативного отопления при помощи электронагревательных конвекторов заводского изготовления модели "Nobo") в жилом помещении "адрес". После получения разрешения Бурик Л.И. произведено переустройство в жилом помещении в соответствии с проектом, стандартами и строительными нормами. Работы по переустройству были завершены в мае 2015 года, 18 мая 2015 года был подписан акт освидетельствования скрытых работ и акт технической готовности электромонтажных работ. В конце мая 2015 года администрацией АГО истцу были выданы три экземпляра акта приема выполненных работ для подписания их соответствующими службами и должностными лицами. 24 сентября 2015 года из администрации АГО поступило письмо, из которого следует, что в подписании акта приемки выполненных работ по переустройству жилого помещения ей отказано в связи с тем, что не имеется согласия всех собственников помещений в данном доме. В письме содержится предложение о необходимости предоставить согласие всех собственников помещений в данном доме, а также гидравлический расчет системы отопления жилого дома с учетом переустройства жилого помещения. Однако решение комиссии либо администрации городского округа об отказе в подписании акта приемки выполненных работ представлено не было, в связи с чем ответ администрации АГО не может считаться отказом в подписании акта приемки выполненных работ, а свидетельствует о длительном бездействии без законных на то оснований. 28 января 2016 года в адрес Бурик Л.И. из администрации АГО поступило решение и.о. главы городского округа N от 30 декабря 2015 года об отмене решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Каких-либо мотивированных оснований, послуживших к отмене решения о согласовании переустройства, в указанном решении не содержится. Бурик Л.И. были выполнены все обязанности, возложенные на нее законом и Административным регламентом предоставления администрацией АГО муниципальной услуги "Согласование проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения", подписанные акты переданы в администрацию городского округа для утверждения главой городского округа. Требования администрации АГО о предоставлении согласия всех собственников помещений в данном доме и гидравлического расчета системы отопления жилого дома являются незаконными, т.к. положения законодательства не содержат в данном случае необходимость предоставления таких документов. Кроме того, предоставление дополнительных документов на стадии приемки выполненных работ не предусмотрено. При производстве работ по переустройству жилого помещения в квартире уже отсутствовали радиаторы и стояк отопления, т.к. данные устройства были демонтированы ранее в 2004 году филиалом " ... ", о чем составлен акт. В настоящее время указанный акт уничтожен в связи с истечением срока его хранения. Переустройство жилого помещения не привело к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, прав и законных интересов граждан и не создает угрозу их жизни или здоровью. Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают только одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения. С учетом уточненных требований просит признать незаконным бездействие главы администрации АГО, выразившееся в неутверждении акта выполненных работ по завершению переустройства жилого помещения "адрес", решение и.о. главы Арсеньевского городского округа от 30 декабря 2015 года N об отмене решения N от 11 марта 2015 года о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения "адрес" и отменить его, обязать главу Арсеньевского городского округа устранить препятствия к осуществлению законных прав, свобод и реализации законных интересов административного истца путем утверждения и выдачи акта выполненных работ по переустройству жилого помещения "адрес" в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, взыскать с административного ответчика судебные расходы: уплата госпошлины в размере 300 руб., оплата за консультацию 500 руб., оплата за составление искового заявления в размере 3000 руб., оплата за участие представителя в судебном заседании 2000 руб.
Бурик Л.И. и ее представитель в судебном заседании уточнили требования, просили взыскать судебные расходы в размере 5300 руб.
Представитель администрации Арсеньевского городского округа не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на то обстоятельство, что проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, т.к. затрагивает общедомовые инженерные системы отопления. Из представленного истцом проекта переустройства не следует, что он был согласован с теплоснабжающей организацией ООО " ... ". Отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой альтернативного вида системы отопления предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, при этом согласие всех собственников жилого дома не получено. Система центрального отопления входит в состав общего имущества многоквартирного дома. Переоборудование внутриквартирной системы отопления может привести к нарушению гидравлического и температурного режимов работы стояков и всего дома в целом, снижению циркуляции теплоносителя. Из представленного проекта следует, что подключение конвектора-обогревателя планируется к системе электроснабжения многоквартирного жилого дома, являющейся общим имуществом собственников помещений, при этом доказательств того, что указанное подключение по правилам п.2 ст.40 ЖК РФ согласовано с собственниками многоквартирного жилого дома, не представлено. Доказательства того, что увеличение объема подаваемой на жилой дом электроэнергии в связи с подключением к системе энергоснабжения жилого дома индивидуальной системы отопления не окажет негативного влияния на состояние общего имущества многоквартирного дома, в материалы дела не представлены. Основанием для принятия оспариваемого решения явилось непредоставление определенных п.3 ст.36, п.2 ст.40 ЖК РФ документов, подтверждающих согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. Представленный проект не соответствует п.3.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, в проекте отсутствует расчет гидравлического и температурного режима системы отопления дома.
По делу вынесено указанное решение.
В апелляционной жалобе Бурик Л.И. ставится вопрос об отмене решения в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч.1 ст.25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно ст.26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет, в том числе, заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что с заявлением с заявлением согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в орган местного самоуправления могут обратиться исключительно собственники жилых помещений.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ст.36 ЖК РФ).
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госкомитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27 сентября 2003 года, в пункте 1.7.2 устанавливают, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является соответствие установленным требованиям и готовность технического состояния внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования для предоставления коммунальных услуг.
По делу установлено, что Бурик Л.И. является нанимателем жилого помещения, состоящего из 1-й комнаты в отдельной квартире общей площадью 22,9 кв.м, в том числе жилой 18 кв.м по адресу: "адрес".
11 марта 2015 года Бурик Л.И. администрацией Арсеньевского городского округа выдано решение о даче согласия на переустройство (устройство альтернативного отопления при помощи электронагревательных конвекторов заводского изготовления модели "NOBO") жилых помещений в соответствии с представленным проектом (проектной документацией).
Согласно акту освидетельствования скрытых работ от 18 мая 2015 года работы в жилом помещении по адресу: "адрес" выполнены в соответствии с проектом, стандартами, строительными нормами и отвечают требованиям их приемки; электропроводка смонтирована открытым способом в соответствии с проектной документацией, требованиями ПУЭ и ГОСТ Р 5057.15-97.
При этом из материалов дела не усматривается, что административным истцом был соблюден установленный порядок переоборудования жилого помещения: не представлено разрешительных документов на переоборудование инженерных сетей, не получено разрешение всех собственников жилого дома.
В то же время отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой альтернативного вида системы отопления предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, поскольку система центрального отопления входит в состав общего имущества многоквартирного дома. Безопасная перепланировка и переустройство квартиры возможно только на основании данных о состоянии всего дома. Переоборудование внутриквартирной системы отопления может привести к нарушению гидравлического и температурного режимов работы стояков и всего дома в целом, снижению циркуляции теплоносителя, в связи с чем в квартирах жилого дома может снижаться нормативный температурный режим воздуха.
С учетом этого письмом от 24 сентября 2015 года до сведения Бурик Л.И. и ФИО10, обратившихся к Губернатору Приморского края по вопросу согласования переустройства системы отопления в жилых помещениях "адрес", доведено, что им отказано в подписании акта приемки выполненных работ; им предложено предоставить согласие всех собственников помещений в данном доме, а также гидравлический расчет системы отопления жилого дома с учетом переустройства в жилых помещениях N.
Решением администрации АГО от 30 декабря 2015 года решение N от 11 марта 2015 года о согласовании переустройства жилого помещения по адресу: "адрес" отменено в порядке самоконтроля.
Давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что переоборудование системы отопления в отдельной квартире многоквартирного дома затрагивает общедомовые инженерные сети, что препятствует возможности замены одного вида отопления на другой.
Поскольку указанный многоквартирный жилой дом подключен к системе централизованного отопления, переоборудование системы отопления в отдельной квартире данного дома на альтернативное отопление затрагивает общедомовые инженерные сети, что препятствует возможности замены одного вида отопления на другой, в связи с чем произведено в квартире административного истца в нарушение действующего законодательства.
Кроме того, как правомерно указал в своем решении суд первой инстанции, Бурик Л.И. собственником жилого помещения не является, документов, свидетельствующих о предоставлении ей наймодателем полномочий по проведению переустройства системы отопления в муниципальном жилом помещении, не представлено, в связи с чем решение о согласовании переустройства жилого помещения было ей выдано без законных на то оснований.
С учетом данных обстоятельств довод апелляционной жалобы о том, что администрация Арсеньевского городского округа, передавая жилые помещения физическим лицам по договорам социального найма, фактически наделила их правом обращаться с заявлением о переустройстве, основан на неверном толковании норм материального права.
Довод апелляционной жалобы о том, что с 2004 года в квартире отсутствует система отопления, стояки отопления закольцованы на 7 этаже, не является основанием к отмене решения суда.
Действительно, из материалов дела усматривается, что в квартире 319 отсутствует система отопления, стояки отопления закольцованы на седьмом этаже.
Вместе с тем Бурик Л.И. не представлено разрешение уполномоченных на то контролирующих органов на демонтаж приборов и стояков отопления, что ставит под сомнение законность проведения данных работ.
22 апреля 2011 года комиссия ООО УК " ... " по результатам обследования объекта рекомендовала собственнику квартиру "адрес" восстановить приборы отопления, однако указанные работы до настоящего времени проведены не были.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к позиции истца, изложенной в поданном заявлении, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку доказательств, оцененных судом в соответствии с положениями ст.ст.60, 61, 84 КАС РФ, выводов суда не опровергают и не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Арсеньевского городского суда Приморского края от 10 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бурик Л.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.