Председатель Приморского краевого суда Хижинский А.А., рассмотрев жалобу заместителя управляющего директора ОАО "322 Авиационный ремонтный завод" Сусекова В.Н. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 62 судебного района г. Уссурийска и Уссурийского района от 22 декабря 2015 года, решение Уссурийского районного суда Приморского края от 17 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении открытого акционерного общества "322 Авиационный ремонтный завод",
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 62 судебного района г. Уссурийска и Уссурийского района от 22 декабря 2015 года юридическое лицо ОАО "322 АРМ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
Решением судьи Уссурийского районного суда от 17 февраля 2016 года постановление мирового судьи судебного участка N 62 судебного района г. Уссурийска и Уссурийского района в отношении ОАО "322 АРМ" оставлено без изменения.
ОАО "322 АРМ" не согласилось с вышеназванными судебными постановлениями, его защитником подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановления мирового судьи и решения судьи районного суда в связи с отсутствием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Проверив материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, полагаю, что судебные постановления подлежат отмене в связи с наличием основания, исключающего производство по делу, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административная ответственность по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В соответствии с частями 4, 5 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" работодатель при заключении трудового договора на выполнение работ, указанного в части 1 названной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя государственного служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Неисполнение работодателем данной обязанности является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок сообщения работодателем о заключении трудового договора с государственным или муниципальным служащим устанавливается Постановлением Правительства РФ от 21 января 2015 N 29 "Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации".
Основанием для привлечения юридического лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 12.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило то, что 12 сентября 2011 года работодатель ОАО "322 Авиационный ремонтный завод" заключил трудовой договор с Гоцко М.М., ранее, до 29 октября 2010 года занимавшим должность заместителя командира полка по инженерно-авиационной службе - начальника инженерно-авиационной службы в/ч N, отнесенную к перечню должностей федеральной государственной службы, утвержденному Указом Президента РФ от 18 мая 2009 года N 557 (пункт 3 раздела II). При этом работодатель не выполнил предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 21 января 2015 N 29 обязанность, сообщить о заключении трудового договора с гражданином, ранее замещавшим должность государственной службы, представителю нанимателя государственного служащего по последнему месту его службы, командиру в/ч N.
Между тем выводы судей противоречат материалам дела и не могут быть признаны обоснованными.
Из анализа в системной взаимосвязи пункта 1, подпункта "e" пункта 2 статьи 12 Конвенции против коррупции, частей 2, 4 статьи 12 Федерального закона о противодействии коррупции следует, что указанные выше ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов. Данные ограничения, как и обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим ранее должности государственной или муниципальной службы, сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации.
Вместе с тем мировой судья и судья районного суда не приняли во внимание то, что работодатель ОАО "322 АРМ" не является коммерческой организацией или некоммерческой организацией, работа в которой может привести к конфликту интересов.
Согласно Уставу открытого акционерного общества "322 Авиационный ремонтный завод" учредителем общества является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (пункт 1.1), основными целями деятельности общества являются выполнение государственного оборонного заказа, выполнение работ и услуг для нужд Министерства Обороны РФ, ремонт авиационной техники для нужд Министерства Обороны, а также поддержание мобилизационных мощностей по эксплуатируемой авиационной технике (пункт 4.1)
Должность постоянного представителя головного предприятия, на которую был принят Гоцко М.М., не содержит конфликта интересов с прежней должностью государственной службы командира полка по инженерно-авиационной службе - начальника инженерно-авиационной службы в/ч N, поскольку связана с вводом в строй отказавшей авиационной техники, обеспечением сервисного обслуживания авиационной техники в эксплуатирующей организации (раздел 2 должностной инструкции л.д. 118).
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных силах Российской Федерации".
Из трудовой книжки Гоцко М.М. (л.д. 128) следует, что он был призван на военную службу ДД.ММ.ГГГГ и уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья ДД.ММ.ГГГГ.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что при заключении трудового договора от 12 сентября 2011 года с ОАО "322 АРЗ" Гоцко М.М. продолжал военную службу, в связи с чем у работодателя отсутствовала обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, в в/ч N.
Поскольку должность постоянного представителя головного предприятия не содержит конфликта интереса с прежней занимаемой должностью военной службы, и в действиях юридического лица отсутствует объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеется обстоятельство, предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде отсутствия в действиях юридического лица состава вмененного ему административного правонарушения, исключающее производство по делу.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы об отмене постановления по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене указанных постановлений при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 62 судебного района г. Уссурийска и Уссурийского района от 22 декабря 2015 года, которым юридическое лицо ОАО "322 АРМ" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене.
При пересмотре постановления мирового судьи судья Уссурийского районного суда не устранил имеющиеся недостатки, поэтому решением судьи Уссурийского районного суда от 17 февраля 2016 года не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 30.13-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 62 судебного района г. Уссурийска и Уссурийского района от 22 декабря 2015 года, решение Уссурийского районного суда Приморского края от 17 февраля 2016 года отменить, производство по делу прекратить.
Председатель А.А. Хижинский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.