Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
Председательствующего Курлаевой Л.И.,
судей Коротченковой И.И., Ларионовой С.В.
при секретаре Н.Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску М.С.В. к администрации "адрес", Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации о признании бездействия ответчиков незаконными, признании недействительным распоряжения администрации "адрес" о снятии с очереди, восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий, обязании предоставить жилое помещение,
по апелляционной жалобе М.С.В. на решение Ливенского районного суда "адрес" от "дата", которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Коротченковой И.И., изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
М.С.В. обратился в суд с иском к администрации "адрес", Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации о признании бездействия ответчиков незаконными, признании недействительным распоряжения администрации "адрес" о снятии с очереди, восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий, обязании предоставить жилое помещение.
Исковые требования обоснованы тем, что в период с "дата" по "дата" проходил военную службу в вооруженных силах СССР. После чего, был уволен в запас в связи с достижением предельного возраста в звании подполковника. С "дата" истец проходил службу по контракту в войсковой части N на территории космодрома " ... "" в "адрес" Республики " ... ". После прибытия в "адрес" в связи с увольнением, М.С.В. встал на учет в Ливенский райвоенкомат "адрес". В " ... " г. он был включен в очередь военнослужащих на улучшение жилищных условий в администрации "адрес", но в соответствии с распоряжением администрации "адрес" от "дата", истец был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий без указания причин снятия.
Указывал, что на основании действующего, на тот момент законодательства, ему не было предоставлено жилое помещение в течение " ... " месяцев, субъект Российской Федерации, а именно "адрес" не обеспечила его жильем.
На неоднократные обращения в Министерство обороны Российской Федерации, истец получал отказы.
На основании вышеизложенного, с учетом уточненных требований, просил суд признать незаконным бездействие администрации "адрес", Российской Федерации по не предоставлению ему жилого помещения, недействительным распоряжение администрации "адрес" N от "дата" о снятии его с очереди, просил восстановить его в очереди на улучшение жилищных условий в "адрес", и, поскольку Российская Федерация без установленных законом или иными правовыми актами сберегла имущество - квартиру в "адрес", которую обязана была предоставить ему в собственность в силу закона и контрактных обязательств, просил обязать Российскую Федерацию в лице Министерства обороны за счет казны Российской Федерации предоставить ему в собственность благоустроенное жилое помещение не менее нормы предоставления на территории "адрес".
Рассмотрев возникший спор, суд постановилуказанное выше решение.
М.С.В. не согласился с постановленным по делу решением, просит его отменить и вынести новое.
Полагает, что обязательство по предоставлению жилья ответчиками не исполнено, так как в предусмотренный законом " ... " срок жилье ему не было предоставлено.
Ссылается, что вывод суда о том, что истец не состоял на учете для обеспечения жилья в Министерстве обороны Российской Федерации, опровергается иным выводом о том, что М.С.В. был принят на учет " ... " жилищной инспекцией войсковой части N для обеспечения жильем от Министерства обороны Российской Федерации.
Считает, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка доводу истца о необеспечении его жильем в момент нахождения на учете на получение жилья в "адрес", а также незаконности снятия его с учета на получение жилого помещения в "адрес". Полагает недоказанным факт подачи им заявления о снятии его с учета.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого по делу судебного постановления.
Пунктом 25 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N от "дата" "О практике применения законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащего" предусмотрено, что при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь ввиду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ и другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона Российской Федерации от "дата" N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании статьи 15 Закона Российской Федерации от "дата" N "О статусе военнослужащих", действовавшего на момент увольнения истца с военной службы, государство гарантировало предоставление военнослужащим жилых помещений. Граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее, чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей предоставляются при получении постоянной жилой площади.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщают военнослужащим в трехмесячный срок.
Как следует из пункта 4 статьи 6 указанного Закона, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и при увольнении в запас или отставку имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации.
Пунктом 19 Положения о льготах военнослужащих, военнообязанных лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от "дата" N, действовавшим до 2012 г. было предусмотрено, что военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо о ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранному с учетом существующего порядка прописки.
Из анализа указанных норм следует, что истец М.С.В. имел право на получение жилого помещения не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
На основании статьи 3 Федерального закона от "дата" N342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации данные полномочия. Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом N342-ФЗ определяется законодательством субъектов Российской Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий осуществляется за счет субвенций, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу части 12 статьи 3 Федерального закона N342-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе передавать законами субъектов Российской Федерации полномочия, предусмотренные часть 1 указанной статьи органам местного самоуправления.
На Министерство финансов Российской Федерации возложена только функция контроля за расходованием субвенций.
В соответствии с пунктом 7 Правил "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденными постановлением Правительства N от "дата", основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются, в том числе: отсутствие жилое площади, наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из пункта 9 вышеуказанных Правил следует, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает " ... " лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей не более, чем за " ... " года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Также, пунктом 22 Правил установлено, что в случае если гражданин, уволенный с военной службы изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства.
В пункте 26 Правил указано, что военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в том числе: решения жилищной проблемы. Снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в трехмесячный срок со дня принятия такого решения.
Судом установлено, что М.С.В. был уволен с военной службы "дата" с зачислением в запас по достижении предельного возраста и имел право на льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе, на обеспечение жильем (л.д. " ... "). После увольнения с военной службы им было избрано постоянное место жительства, а именно "адрес".
Из материалов дела следует, что М.С.В..В. был включен в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. " ... ") под N на период "дата", на "дата" - N, на "дата" - N, на " ... " г. - N.
Вместе с тем, из распоряжения администрации "адрес" от "дата" следует, что М.С.В. был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании статьи 32 ЖК РСФСР (л.д. " ... ").
Судом первой инстанции были допрошены свидетели У.В.Г., Б.Л.А. и Б.Т.И.ИМ., которые подтвердили факт снятия М.С.В. с учета на получение жилья в "адрес", в связи с возможностью получения жилья по месту последней службы в "адрес".
Из ответа Управления жилищного строительства администрации "адрес" от "дата" усматривается, что М.С.В. в " ... " г. был принят на учет " ... " жилищной инспекцией войсковой части " ... " для обеспечения жильем от Министерства обороны Российской Федерации. С согласия истца в " ... " г. его учетное дело было передано в администрацию "адрес", где он состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении на территории Российской Федерации и подлежащего отселению с комплекса " " ... "" до " ... " г.
В соответствии с ответом Главы администрации "адрес" от "дата", М.С.В. состоял на учете для отселения на территорию РФ, с порядковым номером очереди N. Ему необходимо было предоставить в их адрес справку о восстановленной постоянной регистрации в "адрес", оригинал и копию паспорта с регистрацией в "адрес", справку, подтверждающую отсутствие жилой площади в "адрес". После рассмотрения данных документов истцу могла быть предоставлена " ... " квартира в одном из населенных пунктов: "адрес", "адрес"- "адрес", поселке "адрес".
Решением городской жилищной комиссии комплекса " ... "" по отселению граждан РФ на территорию РФ от "дата" истец был снят с учета в связи с выездом на другое постоянное место жительства.
Из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что М.С.В. имеет на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", общей площадью " ... " кв.м. в соответствии с договором дарения. Право собственности на указанный дом зарегистрировано "дата"
Из письма главы "адрес" от "дата" следует, что М.С.В. не может быть предоставлено жилое помещение ввиду отсутствия нуждаемости в нем, в связи с вышеуказанными обстоятельствами.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец М.С.В. в " ... " г. был добровольно снят с учета на получение жилья в "адрес" на основании своего заявления, в " ... " г. был снят в учета на получение жилья от Министерства обороны Российской Федерации в связи с не предоставлением сведений и выездом на другое постоянное место жительства. Таким образом факт нарушения прав истца не нашел своего подтверждения.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, а также с тем, что истцом был пропущен срок исковой давности для обращения с требованием о признании распоряжения главы администрации "адрес" от "дата" недействительным и восстановлении его в очереди.
Довод апелляционной жалобы о непредоставлении истцу жилья в трехмесячный срок судебная коллегия признает несостоятельным, так как жилье должно было быть предоставлено ему с учетом очереди под N по состоянию на " ... " г., но М.С.В. по собственному желанию снялся с учета на получение жилья, что подтверждается материалами дела и показаниями свидетелей. Помимо этого, истец имеет в собственности благоустроенный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", в котором М.С.В. проживает один. (л.д. " ... ").
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе были проверены судом первой инстанции и им в решении суда дана должная правовая оценка. Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм материального права, что не является основанием к отмене решения суда.
Суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, что нашло отражение в мотивировочной части решения, спор разрешилв соответствии с нормами материального и процессуального закона, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ливенского районного суда "адрес" от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу М.С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.