Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,
судей Георгиновой Н.А. и Майоровой Л.В.,
при секретаре Паршиковой М.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда гражданское дело по исковому заявлению ФЮМ к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла 16 мая 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования ФЮМ к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение - удовлетворить.
Признать за ФЮМ право на назначение досрочной пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с учетом снижения пенсионного возраста на 3 (три) года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить выплату пенсии ФЮМ с " ... " 2016 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области в пользу ФЮМ расходы по уплаченной государственной пошлине в сумме " ... " рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Сабаевой И.Н., выслушав объяснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности ПИВ, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения истца ФЮМ, полагавшего, что решение суда является законным, исследовав материалы дела, судебная коллегия по административным делам,
установила:
ФЮМ обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (далее - ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований указывал, что с " ... ".1997 по настоящее время проживает в д. " ... " Орловского района Орловской области относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В январе 2016 году он обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении ему досрочной пенсии в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Однако в назначении пенсии было отказано в связи с тем, что его проживание в указанном населенном пункте, относящемся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, не подтверждено регистрацией по месту жительства.
Просил суд признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии со дня обращения.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области указанные исковые требования не признал.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного с нарушением норм материального права.
Ссылается на отсутствие документального подтверждения постоянного проживания истца в спорный период в зоне с льготным социально - экономическим статусом.
Кроме того считает, что не имеется оснований для назначения истцу досрочной пенсии до вступления решения суда в законную силу.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с положениями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8, частью 1 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - ФЗ "О страховых пенсиях") право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 12441 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее по тексту - Закон N 12441) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.
В соответствии со статьей 34 Закона N 12441 гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статьи 34 Закона N 12441 применяется Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с абзацем 3 статьи 7 Закона N 12441 границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 N 237-Р.
Населенный пункт д. " ... " Орловского района Орловской области был отнесен к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Как усматривается из материалов дела, " ... ".2016 ФЮМ обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, однако решением пенсионного органа от " ... ".2016 в назначении пенсии ему было отказано (л.д. 8).
В обоснование отказа в досрочном назначении пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ответчик указывал на то, что факт проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорный период не подтвержден регистрацией по месту жительства (л.д. 7).
Вместе с тем, в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 27) и международными актами о правах человека каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
В силу части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
В силу статьи 3 приведенного Закона, а также пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации.
Из указанных норм права следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Судом установлено, что ФМЮ с " ... ".1997 по настоящее время проживает по адресу: Орловская область, Орловский район, д. " ... ", ул. " ... ", д. " ... "".
Факт проживания истца в спорный период в зоне с льготным социально-экономическим статусом подтверждается следующими доказательствами: домовой книгой, из которой следует, что жена истца и его сын зарегистрированы по вышеуказанному адрес с " ... ".1997 (л.д. 41-42); похозяйственными книгами NN " ... " за 1997-2001, 2002-2008, 2009-2014, 2015 года " ... " сельского поселения, согласно которым главой хозяйства по адресу: д. " ... ", ул. " ... ", д. " ... " является ФАА, а членами хозяйства сын ФМЮ, муж ФЮМ (без регистрации) (л.д. 43, 44, 45, 46); справкой N " ... ", выданной администрацией " ... " сельского поселения Орловского района Орловской области, в которой указано, что истец с " ... ".1997 и по настоящее время проживает в д. " ... ", ул. " ... ", д. " ... " без регистрации (л.д. 17, 79); адресной справкой, из которой усматривается, что жилой дом по вышеуказанному адресу принадлежит истцу на праве собственности (л.д. 9); справкой МБОУ " " ... "" от " ... ".2016, согласно которой сын истца обучался в данной школе с " ... ".1997 по " ... ".2007 и в период обучения проживал в д. " ... " (л.д. 74); выписками из протоколов N " ... ", согласно которым, истцу выделен земельный участок под строительство дома и огород (л.д. 54, 55); разрешением N " ... " на производство работ по строительству жилого дома в д. " ... " (л.д. 57, 64, 65); постановлением N " ... " от " ... ".1996; показаниями свидетелей ВМН, БЕА, ФАА
Таким образом, установив обстоятельства, свидетельствующие о том, что истец в спорный период постоянно проживал на территории, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о признании за ним права на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона N 1244-1 на три года.
Не может служить основанием к отмене решения суда довод жалобы о том, что суд необоснованно обязал ответчика назначить истцу пенсию с " ... ".2016 года по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 22 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Учитывая, что право на назначение льготной пенсии у ФЮМ возникло с " ... ".2016 года в связи с достижением им возраста " ... " лет, суд правильно возложил на ответчика обязанность по назначению ему досрочной пенсии с момента обращения, то есть с " ... ".2016 года.
Доводы апелляционной жалобы об отмене решения ввиду отсутствия документального подтверждения проживания истца в спорный период времени на территории с льготным социально-экономическим статусом, отклоняются судебной коллегией в силу их несостоятельности, поскольку совокупностью собранных по делу доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, подтверждено, что ФМЮ в спорный период времени постоянно проживал на территории с льготным социально-экономическим статусом (д. " ... " Орловского района Орловской области).
Поскольку судом правильно применены нормы материального права, нарушения норм процессуального права не допущено, решение суда первой инстанции является законным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 16 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.