Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Курлаевой Л.И.
судей Ларионовой С.В., Наместниковой Л.А.
при секретаре Цукановой Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Елизарова В.Е. к администрации Верховского района Орловской области, Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о признании нуждающимся в жилом помещении и обязании поставить на учет нуждающегося в жилом помещении, предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе представителя Елизарова В.Е. по доверенности Конеевой Т.В. на решение Верховского районного суда Орловской области от 20 мая 2016г., которым отказано Елизарову В.Е. в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Курлаевой Л.И., изучив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
установила:
Елизаров В.Е. обратился в суд с иском к администрации Теляженского сельского поселения Верховского района Орловской области, администрации Верховского района Орловской области о признании нуждающимся в жилом помещении и обязании поставить на учет нуждающегося в жилом помещении.
В обоснование заявленных требований указывал, что является инвалидом " ... ". Травма была получена им при исполнении обязанностей военной службы в рядах Советской армии в "дата". Совместно с женой Елизаровой В.В. он проживает в жилом доме площадью " ... " кв.м. по адресу: "адрес", 1952 года постройки. В жилом доме печное отопление, нет водопровода, санузла, ванной комнаты. При обращении с письменным заявлением к главе администрации Теляженского сельского поселения в "дата" о предоставлении ему благоустроенной квартиры ответа он не получил. При обращении с устным заявлением в администрацию Верховского района Орловской области он получил отказ.
Считал, что на основании Указа Президента РФ N714 от 07 мая 2008г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов" и согласно Федеральному закону от 12 января 1995г. N5-ФЗ "О ветеранах" у него возникло право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
В судебном заседании представители истца - адвокат М.Н.М. и Конеева Т.В. исковые требования уточнили, просили суд признать за Елизаровым В.Е. право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем из средств федерального бюджета в соответствии со ст.14 ФЗ от 12 января 1995г. N5-ФЗ "О ветеранах". Обязать администрацию Верховского района Орловской области предоставить в Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства сведения об учёте Елизарова В.Е. в качестве гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязать Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области включить Елизарова В.Е. в сводный реестр ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на обеспечение жилым помещением за счет федерального бюджета. Обязать администрацию Верховского района Орловской области обеспечить Елизарова В.Е. жилым помещением общей площадью не менее 36 кв.м, и средней рыночной стоимостью 1 кв.м. жилья по субъекту РФ, выдать как инвалиду Великой Отечественной войны жилищный сертификат на приобретение жилья.
Определением суда от 08 февраля 2016г. произведена замена ненадлежащего ответчика - администрации Теляженского сельского поселения Верховского района Орловской области, на надлежащего ответчика по делу - Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области. К участию в рассмотрении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов Орловской области и Елизарова В.В.
Определением суда от 17 марта 2016г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно- коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Елизарова В.Е. по доверенности Конеева Т.В. просит отменить решение суда как незаконное.
Ссылается на то, что Елизаров В.Е. является инвалидом " ... ", травма получена при исполнении обязанностей военной службы в ходе военно-боевых действий, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах" истец отнесен к участникам Великой Отечественной войны и соответственно имеет право на льготы и меры социальной поддержки, предусмотренные для данной категории лиц, в том числе на обеспечение жилым помещением, и поскольку проживает в доме, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям, имеет право по получение жилья.
На заседание судебной коллегии не явились: представитель ответчика администрации Верховского района Орловской области, Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области, представитель третьего лица Департамента финансов Орловской области, Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, Елизарова В.В., извещены о судебном разбирательстве надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Истец Елизаров В.Е. - согласно свидетельству о смерти умер "дата" т.е. после подачи апелляционной жалобы его представителем. В соответствии со ст.1112 ГК РФ правопреемство по требованиям истца о признании за ним права на меру социальной поддержки не допускается.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях.
Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, условиями реализации гражданином права на обеспечение жильем.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Елизаров В.Е., "дата" года рождения, является инвалидом " ... ", причина инвалидности - травма, полученная при исполнении обязанностей военной службы (л.д.31).
В период с "дата" по "дата" он проходил срочную службу в военной части N. При исполнении обязанности военной службы им была получена травма, в результате чего с "дата"г. по "дата"г. он находился на лечении по поводу проникающего ранения " ... " (л.д.42,32,181).
Судом первой инстанции также установлено, что с "дата" по настоящее время Елизаров В.Е. совместно с супругой Елизаровой В.В. был зарегистрирован и проживал по адресу: "адрес" в жилом доме, принадлежащем истцу на праве собственности, общей площадью " ... " кв.м., с учетом площади вспомогательных помещений (коридор и кладовая)- " ... " кв.м. (л.д. 100).
Указанный жилой дом расположен на земельном участке, площадью " ... " кв.м., также принадлежащем на праве собственности истцу.
Согласно заключению N от "дата", межведомственная комиссиия администрации Верховского района Орловской области пришла к выводу о наличии оснований для признания жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения.
В соответствии с актом межведомственной комиссии, составленным по результатам обследования жилого помещения: основные конструкции элементы жилого дома: стены, перекрытие, крыша, кровля находятся в ограниченно работоспособном техническом состоянии, необходимо выполнить утепление и отделку фасада, замену оконных и дверных проемов, ремонт фронтонов, кровли, замену электропроводки, подключение к водопроводной сети.
Обращаясь в суд с требованиями и поддерживая их в суде, Елизаров В.Е. ссылался на то, что он как инвалид " ... ", участник боевых действий на русско-польской границе в "дата" имеет право на обеспечение жильем в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995г. N5-ФЗ "О ветеранах" и Указом Президента РФ N714 от 07 мая 2008г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов" за счет средств федерального бюджета.К исковому заявлению, в подтверждение права на меры социальной поддержки, истцом приобщено удостоверение Ветерана труда и инвалида " ... ", имеющего право на льготы и преимущества, установленные законодательством ССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны сроком действия до "дата"
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Елизаров В.Е. право на предусмотренные ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995г. N5-ФЗ "О ветеранах" и Указом Президента РФ N714 от 07 мая 2008г. меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета наряду с участниками и инвалидами Великой Отечественной войны не имеет.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О ветеранах" с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны (далее ВОВ), ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
Установление определенных категорий ветеранов осуществляется с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда.
Классификация ветеранов имеет своей целью дальнейшую дифференциацию всего комплекса льгот и гарантий в зависимости от нужд, наиболее присущих каждой из обозначенных категорий лиц.
Возможность приобретения гражданами прав и льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", поставлена в зависимость от того, обладают ли эти лица признаками, необходимыми для их отнесения к соответствующей категории ветеранов.
Согласно статье 4 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", к инвалидам войны отнесены инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий, а именно:
1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии;
2) военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе;
3) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий;
4) военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1951 года, а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1957 года согласно решениям Правительства СССР;
5) лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с 22 июня 1941 года по декабрь 1951 года и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период;
6) лица, обслуживавшие действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств, и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 1).
Данным нормативным актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также иных лиц, перечисленных в нем.
В силу положений ст.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, непосредственно принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Из материалов дела усматривается, что Елизаров В.Е. ветераном Великой Отечественной войны не является, непосредственное участие в Великой Отечественной войне не принимал, инвалидность получил при прохождении срочной службы в армии с "дата" по "дата" т.е. при исполнении обязанностей военной службы.
В связи с чем, действие Указа Президента РФ от 07 мая 2008г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" на него не распространяется.
Данных, свидетельствующих об участии истца в боевых действиях в периоды, указанные в Федеральном законе от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", материалы дела также не содержат.
В соответствии со ст.14 указанного закона меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам боевых действий, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) ( п.3).
Данной нормой закрепляется ранее установленное Постановлениями Совета Министров СССР от 18 апреля 1975 г. N 304, от 23 февраля 1981 г. N 209 право граждан, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) на меры социальной поддержки.
В порядке, установленном ст.23.2 Федерального закона от 12 января 1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах", подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета инвалиды боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01 января 2005 г. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Данных о том, что до 2005г. истец обращался в администрацию Верховского района с письменным заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, в материалах дела не имеется.
В установленном законом порядке Елизаров В.Е. и члены его семьи малоимущими не признавались.
Вместе с тем, в силу положений ст.14,15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" независимо от имущественного положения обеспечиваются жильем только участники и инвалиды Великой Отечественной войны, к которым Елизаров В.Е. не относится.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Елизаров В.Е. не относится к категории лиц, которые подлежат обеспечению жильем в установленном ст.23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" порядке.
Содержащиеся в жалобе доводы о том, что Елизаров В.Е. относится к лицам, на которых распространяется действие Указа Президента РФ от 07 мая 2008 г. N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", являются несостоятельными, основаны на неправильном толковании норм права.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, доводы жалобы о том, что жилой дом, в котором проживает истец, не является полностью благоустроенным, не имеют правового значения для разрешения заявленных истцом требований о признании за ним права на социальную меру поддержку.
Иные доводы жалобы не опровергают выводов суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции.
Разрешая спор, суд правильно определилюридические значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Верховского районного суда Орловской области от 20 мая 2016г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Елизарова В.Е. по доверенности Конеевой Т.В.- без удовлетворения.
Председательствующий Л.И.Курлаева
Судьи С.В.Ларионова
Л.А.Наместникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.