судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,
судей Сафроновой Л.И., Георгиновой Н.А.,
при секретаре Ноздрачевой Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Орле гражданское дело по иску Медведевой Т.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости
по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 16 мая 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Медведевой Т.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначении пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, удовлетворить.
Признать за Медведевой Т.А. право на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст. 34 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на два года.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить Медведевой Т.А. выплату пенсии с 25.09.2015 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области в пользу Медведевой Т.А. государственную пошлину в размере " ... " рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Сафроновой Л.И., исследовав материалы дела, доводы представителя ответчика ФИО5, поддержавшей доводы жалобы, возражения Медведевой Т.А., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Медведева Т.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (далее ГУ - УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указывала, что с 2007 года по 01.12.2014 года проживала постоянно без регистрации в "адрес", относящейся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, где была зарегистрирована по месту постоянного проживания, начиная с 02.12.2014 года по адресу: "адрес".
Однако ответчиком в назначении досрочной пенсии по старости ей было отказано по причине отсутствия регистрации по месту жительства в указанный период на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Полагая отказ пенсионного органа незаконным, просила суд признать за ней право на получение льготной пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Обязать ответчика назначить и выплачивать ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии, то есть с 25.09.2015.
В судебном заседании истец заявленные требования с учетом уточнения поддержала, просила признать за ней право на получение досрочной пенсии с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на два года за период проживания на загрязненной территории с 2007 года по настоящее время. Обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии с момента обращения в ГУ-УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения иска по основаниям, указанным в решении об отказе в досрочном назначении пенсии, поскольку истцом не подтвержден факт регистрации в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом с 2007 по 1 декабря 2014 года.
Судьей постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального права.
Полагает, что у суда не имелось законных оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку у истца отсутствует регистрация по месту проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорный период.
Кроме того, выражает несогласие с выводом суда о возложении на ответчика обязанности производить Медведевой Т.А. выплату пенсии ранее вступления решения суда в законную силу.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда ввиду следующего.
В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
Согласно ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ "Огосударственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.
Согласно статье 34 приведенного Закона гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В связи с принятием Определения Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
Как усматривается из материалов дела, Медведева Т.А. обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, однако решением от 07.10.2015 ей в этом было отказано (л.д.8-10,11).
В качестве основания отказа в досрочном назначении пенсии по старости в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС ответчик указывал на то, что период проживания с 2007 года по 1 декабря 2014 года в "адрес", расположенной на территории радиоактивного загрязнения, не подтвержден регистрацией в установленном законом порядке, а период проживания, подтвержденный регистрацией по месту жительства с 2 декабря 2014 года по день обращения с заявлением, составил 9 месяцев 23 дня, что недостаточно для снижения общеустановленного пенсионного возраста.
Между тем, в соответствии с положениями ст.3 Закона от 25.06.1993 N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также п.4 Постановления Правительства РФ N713 от 17.07.1995 "Обутверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должных лиц, ответственных за регистрацию" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, обществом и государством. То есть, факт регистрации гражданина по месту своего пребывания не является безусловным и единственным доказательством, подтверждающим факт его проживания по указанному адресу, равно как и отсутствие регистрации в установленном законом порядке не может свидетельствовать о непроживании гражданина по фактическому месту жительства.
Согласно п.1 ст.20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Регистрация граждан в пределах территории РФ является лишь формой учета граждан и носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по тому или иному адресу.
Между тем, положения ст.34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "Осоциальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" связывает право граждан на досрочное назначение пенсии не с фактом регистрации в населенных пунктах, относящихся к зонам, подвергшимся негативному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, а с постоянным (длительным) проживанием или осуществлением трудовой деятельности гражданами в указанных зонах.
В подтверждение своего постоянного проживания в период с 2007 по 1декабря 2014 года (спорный период) в "адрес" Медведевой Т.А. были представлены соответствующие документы (л.д.30,47), в том числе выписка из похозяйственной книги, из которой следует, что Медведева Т.А. до 02.12.2014 проживала в "адрес", а также свидетельские показания, которые в своей совокупности были оценены судом первой инстанции и позволили сделать вывод о фактическом проживании истцы в период с 2007 по 1 декабря 2014 года в "адрес", которая согласно справке главы сельского поселения относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с апреля 1986 года по настоящее время (л.д.41), дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.
Следовательно, вывод суда о наличии у Медведевой Т.А. права на досрочное назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с учетом подтвержденного факта постоянного проживания в спорный период на территории, отнесенной к зоне с льготным социально-экономическим статусом, является обоснованным и соответствует положениям действующего законодательства.
По изложенным основаниям не влекут отмену решения суда доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что период проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом, подтвержденный регистрацией по месту жительства, равен 9 месяцам 23 дням, что не дает ей право на досрочное назначение пенсии, так как последние опровергаются представленными материалами дела.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку право Медведевой Т.А., "дата" рождения, на досрочную пенсию, с учетом включения спорного периода, возникло с момента достижения ей возраста сорока восьми лет, но с соответствующим заявлением она обратилась в пенсионный орган за назначением пенсии только 25.09.2015, суд первой инстанции правильно определил, что пенсия ей должна быть назначена с 25.09.2015 - то есть с даты обращения.
Довод апелляционной жалобы о том, что пенсия должна быть назначена не ранее даты вступления решения суда в законную силу, так как данное право возникло у истца вследствие признания такового за ней судом, не основано на нормах действующего законодательства, в связи с чем, не может быть принят во внимание.
Иных доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, ввиду чего отсутствуют основания для ее удовлетворения.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 16 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.