Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Забелиной О.А.,
судей Герасимовой Л.Н., Должикова С.С.,
при секретаре Паршиковой М.Ю.,
в открытом судебном заседании в г. Орле рассмотрела гражданское дело по иску Г.А.И. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области о признании незаконным решения, об обязании постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Заводского районного суда г. Орла от "дата", которым постановлено:
"Исковые требования Г.А.И. удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом N от "дата" об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной вы платы для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России поставить Г.А.И. составом семьи - 1 человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения с даты рассмотрения комиссией заявления с "дата"".
Заслушав доклад судьи Герасимовой Л.Н., объяснения представителя ФСИН России, УФСИН России по Орловской области по доверенностям А.А.П., поддержавшего жалобу, возражение на жалобу представителя истца по доверенности Ч.И.Н., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Г.А.И. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), УФСИН России по Орловской области о признании незаконным решения, об обязании постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что он проходит службу в системе учреждений исполнения наказаний, является майором внутренней службы, имеет выслугу более " ... " года. "дата" он обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России по Орловской области с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и приложил все необходимые документы, указав при этом, что семьи не имеет.
"дата" ФСИН России было принято решение об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, в связи с тем, что им не была представлена информация о дочери и не представлены копии всех страниц паспорта.
С указанным решением истец не согласен, считает незаконным, необоснованным, ссылается на то, что указанные основания отказа для постановки на учёт не предусмотрены законодательством, его дочь не является членом его семьи, так как проживает отдельно от него со своей матерью - его бывшей супругой. При подаче заявления им были приложены копии всех необходимых документов, в том числе паспорта.
По изложенным основаниям, с учетом уточненных исковых требований, просил признать незаконным решение комиссии ФСИН России об отказе ему в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты; обязать Федеральную службу исполнения наказаний России поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения с "дата".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФСИН России просит об отмене решения, считая его незаконным.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что решение суда является незаконным, вынесенным с нарушением норм материального права. Судом не было учтено, что комиссией ФСИН России согласно протоколу N от "дата" было на законных основаниях отказано Г.А.И. в поставке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с не предоставлением информации о своей дочери и не предоставлением копий всех страниц паспорта. Приводит доводы о том, что в соответствии с п.2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дочь Г.А.И. является членом его семьи и на неё распространяется действие указанного закона.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку при разрешении спора судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
В силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N36 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
К федеральным органам исполнительной власти в целях настоящих Правил относятся Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная таможенная служба (п. 3 Правил).
В силу п. 5 указанных Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы: а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника; г) копия послужного списка сотрудника; д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма); л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Согласно п. 7 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через три месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных п. 5 настоящих Правил.
Согласно ч.1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В силу ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что Г.А.В. является майором внутренней службы, проходит службу в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области, с выслугой в календарном исчислении более " ... " года.
В собственности Г.А.И. жилых помещений не имеет, ранее единовременные выплаты на приобретение, строительство жилья ему не предоставлялись.
С "дата" по "дата" и с "дата" по "дата" Г.А.И. был зарегистрирован по адресу: "адрес". Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности К.Т.Н., К.Д.И., В.Н.А., которые не являются родственниками истца.
С "дата" по "дата" Г.А.И. производились выплаты за наем указанного жилого помещения, что подтверждается справкой УФСИН России по Орловской области от "дата" (т. 1 л.д. 156).
"дата" Г.А.В. подал заявление в ФСИН России о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
"дата" комиссией ФСИН России по рассмотрению вопросов о предоставлении сотрудниками учреждений органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Г.А.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты было отказано в соответствии с п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от "дата" N в связи с не предоставлением информации о своей дочери и не предоставлением копий всех страниц паспорта.
Судом установлено, что с "дата" по "дата" Г.А.И. состоял в зарегистрированном браке с Г.Е.Г., брак был расторгнут решением мирового судьи судебного участка N г. Ливны и Ливенского района Орловской области. От указанного брака Г.А.И. имеет дочь Г.А.А., "дата" года рождения. Г.А.И. с момента расторжения брака не проживал совместно с Г.Е.Г. и Г.А.А.
После расторжения брака между родителями, несовершеннолетняя Г.А.А. осталась проживать с матерью. В период совместного проживания Г.Е.Г. Г.А.И. был зарегистрирован с "дата" по "дата" в жилом помещении по адресу: "адрес", нанимателями указанного жилого помещения являлись родители его бывшей супруги Г.Е.Г.
В "дата" в порядке приватизации Г.Е.Г. и её несовершеннолетние дочери Г.А.А., "дата" года рождения и Х.В.Д., "дата" года рождения стали собственниками "адрес", площадью " ... " кв.м.
В настоящее время Г.Е.Г. состоит в новом браке, от которого у имеет дочь Х.В.Д., " ... " года рождения.
Как следует из выписок из протоколов заседания аттестационной комиссии УФСИН России по Орловской области, причины непредоставления Г.А.И. сведений на дочь о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ввиду того, что они не проживали и не проживают совместно, были признаны уважительными.
Удовлетворяя исковые требования Г.А.И. суд первой инстанции исходил из того, что Г.А.И. имел право на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья.
Учитывая изложенные обстоятельства и нормы действующего законодательства, судебная коллегия считает данное решение суда первой инстанции законным и обоснованным в силу следующего.
Как было достоверно, на основании исследованных по делу доказательств установлено судом первой инстанции, что членом семьи истца Г.А.И. не является его дочь - Г.А.А. Ввиду расторжения брака с Г.Е.Г. в "дата" отношений со своей дочерью он не поддерживает, совместно не проживает, общего хозяйства не ведёт, в связи с чем членом его семьи по смыслу ст. 31 и ст. 69 ЖК РФ дочь не является.
Как было обоснованно учтено судом, указанные обстоятельства также подтверждаются выписками из протоколов заседания аттестационной комиссии УФСИН России по Орловской области, согласно которым были признаны уважительными причины непредоставления Г.А.И. сведений на дочь ввиду отсутствия факта совместного проживания с нею.
Фактическое наличие родственных связей в данном случае по смыслу действующего законодательства не свидетельствует о наличии семейных отношений.
Таким образом, судом были обоснованно отклонены довода ответчика о намеренном ухудшении своих жилищных условий в силу не указания в качестве члена свей семьи своей дочери Г.А.А. своего достоверного подтверждения не нашёл. Доказательств обратного ответчиком суду предоставлено не было.
По изложенным основаниям вывод суда первой инстанции о незаконности решения комиссии ФСИН России об отказе Г.А.И. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты является правильным.
Судебная коллегия также находит законным и обоснованным вывод суда первой инстанции о незаконности отказа комиссии ФСИН Г.А.И. в постановке на учет по причине отсутствия копий всех страниц паспорта при подаче пакета документов является незаконным, поскольку каких-либо доказательств в подтверждение указанных обстоятельств, суду не было представлено, согласно показаниям секретаря подкомиссии УФСИН России по Орловской области С.О.В. при формировании дела Г.А.И. в нем имелись все страницы паспорта заявителя, кроме того копия всего паспорта была повторно направлена в ФСИН до заседании комиссии ФСИН в феврале "дата".
По указанным основаниям не могут повлечь отмену решения доводы апелляционной жалобы ФСИН России об обязательном включении истцом в качестве члена семьи дочери при обращении с заявлением о постановке на очередь для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
При вынесении судебного решения нарушений норм процессуального и материального права, повлиявших на исход дела и являющихся в соответствии со ст. 330 ГПК РФ основанием к отмене судебных постановлений, допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 26 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФСИН России - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.