Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Коротченковой И.И.
судей Ларионовой С.В., Наместниковой Л.А.
при секретаре ФИО7
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новодеревеньковского района Орловской области, действующего в интересах Минаева ФИО8 к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами,
по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения Орловской области на решение Советского районного суда г. Орла от 20 мая 2016 г., которым постановлено:
"Исковое заявление прокурора Новодеревеньковского района Орловской области, действующего в интересах Минаева ФИО9 к Департаменту здравоохранения Орловской области об обеспечении лекарственными препаратами удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить бесплатное предоставление Минаеву ФИО10 года рождения лекарственными препаратами " " ... " в соответствии с медицинским назначением и медицинскими показаниями".
Заслушав доклад судьи Ларионовой С.В., изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела, судебная коллегия
установила:
прокурор Новодеревеньковского района Орловской области, действующий в интересах Минаева С.В., обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка по вопросу бесплатного обеспечения Минаева С.В. медицинскими препаратами по рецепту врача.
Установлено, что Минаев С.В. являющийся инвалидом 2 группы, состоит на учете поликлинике БУЗ Орловской области "Новодеревеньковская ЦРБ" по заболеванию " ... ", в связи с чем имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов по рецептам врача по программе Обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) за счет средств федерального и регионального бюджетов. Минаев С.В.нуждается в регулярном приеме лекарственных препаратов " ... " Данные лекарственные препараты являются жизненно необходимыми и замене не подлежат.
Ссылался, что с января 2015 года выписка рецептов Минаеву С.В. на обеспечение лекарственными препаратами прекратилась в связи с их отсутствием в аптечном пункте N 7 ГУП "Орелфармация", осуществляющим льготный отпуск лекарственных препаратов пациентам БУЗ ОО "Новодеревеньковская ЦРБ".
Поскольку Минаев С.В. в 2015 году и первом полугодии 2016 года не был обеспечен в полном объеме необходимыми лекарственными препаратами, которые он вправе получать бесплатно, с учетом уточнения требований, прокурор просил суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить бесплатное предоставление Минаеву ФИО11 лекарственных препаратов " " ... " в соответствии с медицинским назначением и медицинскими показаниями.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе Департамент здравоохранения Орловской области просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
Указывает на то, что в настоящее время Минаев С.В. обеспечивается лекарственными препаратами " ... " в необходимой потребности в соответствии с медицинскими показаниями по рецептам от 14 июня 2016 г., в связи с чем отсутствует нарушение права Минаева С.В. на бесплатное получение указанных лекарственных препаратов. Поэтому вывод суда о том, что Минаеву С.В. не были предоставлены необходимые лекарственные препараты не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.
В силу ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.
В силу ст. 10 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ст. 11 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
На основании ч. ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Согласно ст. 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (пункты 1, 2, 5).В силу п. 3 ст. 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг.
Статьей 6.2 Закона "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Закона, набора социальных услуг включается дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Согласно ч. 2 ст. 6.2 Закона "О государственной социальной помощи" Перечень лекарственных препаратов в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Как следует из материалов дела, Минаев С.В. является инвалидом второй группы по заболеванию " ... " и имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов по рецептам врача за счет средств федерального бюджета.
Данное обстоятельство не оспаривалось ответчиком.
Из ответа главного врача БУЗ Орловской области "Новодеревеньковская ЦРБ" от 29 января 2016г. усматривается, что Минаев С.В. в 2015г. не был обеспечен лекарственными препаратами в полном объеме ввиду их отсутствия в аптечном пункте. Согласно распоряжению отдела лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения Орловской области было рекомендовано не выписывать рецепты на лекарственные средства при отсутствии их в аптечном пункте. Лекарственные препараты находились на отсроченном обеспечении в аптечном пункте N 7, а именно: " ... " рецепты на выдачу которых были погашены 20 октября 2015г. с связи с истечением срока действия.
Согласно данным БУЗ Орловской области "Новодеревеньковская ЦРБ" за период с 01 января 2015 г. по 28 января 2016 г. Минаев С.В. не был обеспечен лекарственными препаратами: " ... "
Оценив в совокупности представленные доказательства по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ответчиком нарушено право Минаева С.В. на бесплатное обеспечение всеми жизненно - необходимыми лекарственными средствами, в связи с чем правомерно возложил на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность по обеспечению Минаева С.В. лекарственными препаратами " ... " в соответствии с медицинским назначением и медицинскими показаниями.
Судебная коллегия считает, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию ответчика, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, вынесено на основании всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств и предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены или изменения судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 20 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.