Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Коротченковой И.И.,
судей Ларионовой С.В., Забелиной О.А.
при секретаре К.Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.В.П. к администрации "адрес" о признании права на получение льготного жилья,
по апелляционной жалобе И.В.П. на решение Новосильского районного суда "адрес" от "дата", которым отказано в удовлетворении искового заявления.
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Коротченковой И.И., изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения И.В.П., поддержавшей доводы жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
И.В.П. обратилась в суд с иском к администрации "адрес" о признании права на получение льготного жилья.
Исковые требования обоснованы тем, что в соответствии с постановлением администрации "адрес" от "дата" N мать истца - И.А.И. была поставлена на учет для получения жилья как вдова погибшего ветерана Великой Отечественной войны с составом семьи " ... " человека: И.А.И. и ее дочь И.В.П. С "дата" истец постоянно проживала с матерью и исполняла обязанности опекуна.
Указывала, что "дата", И.А.И. умерла, не получив жилое помещение. Истец, считая себя участником очереди на получение льготного жилья, обратилась к ответчику, но администрацией "адрес" были даны разъяснения, в соответствии с которыми правом на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем истец воспользоваться не может, так как данным правом могла воспользоваться только вдова погибшего ветерана.
Полагает, что поскольку Федеральным законом от "дата" N5-ФЗ "О ветеранах" не предусмотрена возможность после смерти лиц, состоявших на учете, снимать с очереди членов их семей, а она с заявлением о снятии ее с учета нуждающихся в получении льготного жилья не обращалась, до настоящего момента жилой площадью не обеспечена, является неработающим пенсионером, инвалидом по общему заболеванию, то должна быть обеспечена жилым помещением.
На основании изложенного, просила суд признать за ней право на первоочередное получение жилого помещения в "адрес" на основании постановления администрации "адрес" N от "дата"
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе И.В.П. просит решение отменить, и принять по делу новое об удовлетворении иска.
Ссылается на то, что судом принято решение без учета пункта 1 статьи 21 Федерального закона от "дата" N5-ФЗ "О ветеранах", Указа Президента N от "дата" "О первоочередном обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны, вставших на учет до "дата"" и части 1 статьи "адрес" N-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Указывает, что является законным участником очереди на получение льготного жилого помещения.
Полагает необоснованным вывод суда о том, что И.А.И. была снята с очереди, поскольку подтверждений этому не имеется, а также, что истцом не было представлено доказательств о наличии родственных отношений с отцом - участником Великой Отечественной войны.
Считает, что суд необоснованно указал, что на момент вступления в силу Федерального закона от "дата" N5-ФЗ "О ветеранах", истец была в возрасте " ... " лет, и не относилась к категории нетрудоспособных членов семьи погибшего участника Великой Отечественной войны.
Приводит довод, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального и процессуального права, неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
На заседание судебной коллегии не явился представитель ответчика администрации "адрес", а также представитель третьего лица - администрации "адрес", извещены о заседании надлежащим образом. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, поверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Материалами дела установлено, что в соответствии с постановлением главы администрации "адрес" от "дата" N И.А.И. была поставлена на льготную очередь на получение жилья как вдова погибшего ветерана Великой отечественной войны и инвалида " ... " группы по " ... ", с составом семьи " ... " человека: она и дочь И.В.П.
С "дата" мать истца была снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях в связи со смертью.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что И.В.П. не относится к лицам, перечисленным в статье 21 вышеуказанного Федерального закона, которым предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Федеральным законом от "дата" N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон от "дата" N 5-ФЗ) определен круг лиц, относящихся к ветеранам, и меры социальной поддержки для отдельных категорий ветеранов и членов их семей, в частности предусмотрены меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны (статья 1, пункт 1 статьи 21 данного Федерального закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от "дата" N 5-ФЗ меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, перечисленные в подпунктах 1 - 15 пункта 1 статьи 21 названного Федерального закона.
Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от "дата" N 5-ФЗ предусмотрено, что независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий; супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения.
Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до "дата" или Правительством Российской Федерации (статья 28 Федерального закона от "дата" N 5-ФЗ).
Таким образом, приведенными нормативными положениями пункта 1 статьи 21 Федерального закона от "дата" N 5-ФЗ установлено общее правило, согласно которому для реализации членами семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны права на получение мер социальной поддержки необходимо наличие следующих обязательных условий: нетрудоспособности члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, нахождения члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны на иждивении погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны и получения членом семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны пенсии по случаю потери кормильца (наличия права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации).
Что касается положений пункта 2 статьи 21 Федерального закона от "дата" N 5-ФЗ, то они устанавливают исключение из общего правила и предусматривают возможность предоставления мер социальной поддержки родителям и супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.
Суд первой инстанции, разрешая спор, исходил именно из такого толкования подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, в связи с чем принял правомерное решение об отказе в удовлетворении иска И.В.П., поскольку установил, что истец не относится к лицам, названным в пунктах 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от "дата" N 5-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию норм материального права, примененных судом правильно при разрешении дела.
Судом первой инстанции с достаточной полнотой исследованы обстоятельства дела и дана надлежащая оценка представленным доказательствам.
Выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального и процессуального права к спорным правоотношениям применены верно, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новосильского районного суда "адрес" от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу И.В.П. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.