судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе
председательствующего судьи Майоровой Л.В.,
судей: Сафроновой Л.И., Георгиновой Н.А.,
при секретаре Крахиной Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда в г. Орле гражданское дело по исковому заявлению Вороновой И.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости и назначении пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области на решение Ливенского районного суда Орловской области от 19 мая 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Вороновой И.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ливны и Ливенском районе Орловской области удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного
фонда РФ в городе Ливны и Ливенском районе Орловской области засчитать Вороновой И.В. периоды учебы в " ... " государственном педагогическом институте с 01.09.1989 года по 04.07.1994 года в льготный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного
фонда РФ в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области назначить
Вороновой И.В. досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с даты первичного обращения в пенсионный орган - с 12.02.2016 года".
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Сафроновой Л.И., выслушав объяснения представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области по доверенности ФИО5, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу Вороновой И.В., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Воронова И.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области (далее ГУ-УПФ РФ в г. Ливны и Ливенском районе) о признании права на досрочное назначение пенсии по старости и назначении пенсии.
В обоснование заявленных требований указывала, что решением ГУ-УПФ РФ в г. Ливны и Ливенском районе N 11-1494 от 29.02.2016 ей отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности.
При этом не был учтен период ее учебы в " ... " государственном педагогическом институте с 01.09.1989 по 04.07.1994, которому непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая работа.
Ссылалась на то, что в период обучения в указанном педагогическом институте действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которое утратило силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953. Полагала, что указанное Положение должно применяться к спорным правоотношениям.
Считала отказ ответчика во включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности спорного периода незаконным, поскольку на момент обращения в пенсионный орган она выработала необходимый педагогический стаж, требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим на момент приобретения права.
По указанным основаниям, просила суд обязать ГУ-УПФ РФ в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, период её обучения с 01.09.1989 по 04.07.1994 в " ... " педагогическом институте и назначить пенсию по старости с момента первоначального обращения к ответчику с соответствующим заявлением, то есть с 12.02.2016.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права.
Указывает на то, что у суда не имелось законных оснований для включения в льготный стаж истца периода обучения Вороновой И.В. с 01.09.1989 по 04.07.1994 в " ... " педагогическом институте, так как действующим на день установления страховой пенсии по старости законодательством не предусмотрено включение спорного периода в педагогический стаж.
Кроме того, считает, что суд необоснованно обязал ответчика производить истцу выплату пенсии с 12.02.2016, поскольку на момент обращения Вороновой И.В. с заявлением о назначении пенсии ее льготный стаж составлял 20 лет 9 месяцев 4 дня.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с требованиями статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося по делу решения.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитывается в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно ст. 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 953, и пунктом 3 приложения N 6 к Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 N 94, был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Как усматривается из материалов дела, 12.02.2016 Воронова И.В. обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области с заявлением о досрочном назначении пенсии как лицо, осуществляющее педагогическую деятельность не менее 25 лет.
Решением ГУ -УПФ РФ в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области N от 29.02.2016 истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей.
В педагогический стаж Вороновой И.В. не был включен период её обучения
с 01.09.1989 по 04.07.1994 в " ... " педагогическом институте, поскольку согласно Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 данный период учитывался с момента зачисления в учебное заведение до даты отчисления, т.е. полностью, а не отдельная часть, между тем, истец закончила обучение после 01.10.1993. По подсчетам ответчика льготный стаж истца на дату обращения составил 20 лет 9 месяцев 4 дня (л.д. 8).
Из трудовой книжки Вороновой И.В. следует, что 15.08.1988 она была принята на должность старшей пионервожатой в " ... " восьмилетнюю школу. 01.03.1989 назначена учителем " ... " в " ... " классе " ... " школы. 15.08.1989 освобождена от обязанностей старшей пионервожатой и учителя " ... " в связи с поступлением на учебу в " ... " государственный педагогический институт. 01.09.1989 она была зачислена на первый курс " ... " и 15.08.1994 завершила обучение в институте. 15.08.1994 назначена в " ... " среднюю школу на должность учителя " ... " с 15.08.1994 до выхода основного работника. 26.08.1995 освобождена от занимаемой должности с 26.08.1995, в связи с выходом основного работника и переведена в " ... " неполную среднюю школу.
Таким образом, судом установлено и подтверждается материалам дела, что до 01.09.1989, то есть до зачисления истца на первый курс педагогического института, и сразу после окончания обучения осуществляла педагогическую деятельность в образовательных учреждениях.
Педагогическая деятельность Вороновой И.В. в период с 15.08.1988 по 15.08.1989 в " ... " восьмилетней школе, предшествовавший ее зачислению в " ... " педагогический институт, а также в период с 15.08.1994 по 26.08.1995 в " ... " средней школе, последовавший после окончания учебного заведения, ответчиком не оспаривалась и была самостоятельно учтена в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Разрешая заявленные исковые требования о включении в специальный стаж периода обучения Вороновой И.В. в " ... " педагогическом институте с 01.09.1989 по 04.07.1994, суд первой инстанции правильно исходил из того, что действовавшее в этот период пенсионное законодательство предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного законодательства.
При этом суд первой инстанции обоснованно принял во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П, согласно которой в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию
в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются.
Кроме того, из разъяснений, содержащихся в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012
N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", следует, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
В указанный спорный период времени действовало Положение
о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 (далее - Положение), которое утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации N 953 от 22.09.1993.
В силу п. п. 1, 2 Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается период обучения, при условии, что данному периоду непосредственно предшествовала
и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Согласно п. 4 Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П, не содержит указаний на то, что при исчислении стажа на соответствующих видах работ по нормам ранее действовавших нормативных правовых актов необходимо, чтобы работниками был выработан общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично.
Следовательно, период обучения истца с 01.09.1989 по 04.07.1994 в " ... " педагогическом институте правильно включен судом в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у неё на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
В связи с изложенным, довод апелляционной жалобы о неправомерности включения вышеуказанного периода в специальный страховой стаж истца, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, отклоняется судебной коллегией, как основанный на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Несостоятелен, а потому не влечет отмену решения суда, и довод жалобы ответчика о том, что пенсия Вороновой И.В. не может быть назначена с момента первоначального обращения в пенсионный орган.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку включение спорного периода составляет необходимую продолжительность специального стажа, дающего истцу право на досрочную пенсию по старости, а также учитывая соблюдение иных условий, предусмотренных п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" о достижении истцом возраста и наличии страхового стажа, суд первой инстанции обоснованно обязал ГУ - УПФ РФ в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области назначить Вороновой И.В. страховую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган, то есть с 12.02.2016.
Судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Ливенского районного суда Орловской области от 19 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ-УПФ РФ в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.