Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Забелиной О.А.,
судей Герасимовой Л.Н., Букаловой Е.А.,
при секретаре Паршиковой М.Ю.,
в открытом судебном заседании в г. Орле рассмотрела гражданское дело по иску С.Е.Н., действующей в своих интересах и в интересах недееспособного С.А.С. к Администрации Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области о предоставлении жилого помещения, по апелляционной жалобе Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области на решение Орловского районного суда Орловской области от 10 июня 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования С.Е.Н., действующей своих интересах и в интересах недееспособного С.А.С., к администрации Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области о предоставлении; жилого помещения, удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области предоставить С.А.С., "дата" года рождения, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области на состав семьи из 4 человек ( С.Е.Н., С.А.С., С.С.В., С.В.С.), отвечающее техническим и санитарным требованиям по норме предоставления, установленным законодательством, с учетом права С.А.С. на дополнительную площадь".
Заслушав доклад судьи областного суда Герасимовой Л.Н., выслушав объяснения представителя третьих лиц - Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства "адрес" Б.О.А. поддержавшей жалобу, возражение на жалобу представителя С.Е.Н. по доверенности Е.А.А., объяснения представителя администрации Станово-Колодезьского сельского поселения "адрес" по доверенности Г.Л.Ю., представителя администрации "адрес" по доверенности С.Д.В., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда,
установила:
С.Е.Н., действующая в своих интересах и в интересах недееспособного С.А.С., обратилась в суд с иском к администрации Станово- Колодезьского сельского поселения "адрес" о предоставлении жилого помещения.
В обоснование исковых требований указала, что Постановлением Станово-Колодезьского сельского поселения "адрес" от "дата" N она с семьей принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Ссылалась на то, что заключением N от "дата" установлено, что её сын С.А.С. страдает " ... " и имеет право на дополнительную жилую площадь, проживать в маленькой комнате, размером 15, 7 кв.м, с сыном невозможно. Полагала, что С.А.С. по состоянию здоровья имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья в соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 57 ЖК РФ, Постановления Правительства РФ от "дата" N и право на пользование дополнительной площадью на основании Постановления Правительства РФ от "дата" N.
По изложенным основаниям просила суд обязать администрацию Станово-Колодезьского сельского поселения предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, благоустроенное, отвечающее предъявляемым к жилому помещению требованиям, общей площадью не менее установленной нормы с учетом права на дополнительную площадь.
В уточненных исковых требованиях просила суд обязать администрацию Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области предоставить С.А.С. на состав семьи 4 человека ( С.Е.Н., С.С.В., С.В.С., С.А.С.) вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью, соответствующей установленным нормам предоставления жилья с учетом права С.А.С. на дополнительную площадь, в размере не менее " ... " кв.м.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе третье лицо - Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области просит об отмене решения суда.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что решение в части предоставления во внеочередном порядке жилого помещения на иных, кроме страдающего тяжелой формой хронического заболевания С.С.А. лиц, а именно С.Е.Н., С.С.В., С.В.С. является незаконным, поскольку право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма вне очереди с учетом права на дополнительную площадь, распространяется исключительно на С.А.С. без учета лиц, совместно с ним проживающих.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что постановленное по делу решение подлежит отмене.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке. При этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи; жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом объекта Российской Федерации.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пп. 3 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Положениями статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела следует, что согласно заключению N от "дата", справке N от "дата" БУЗ Орловской области "Орловский психоневрологический диспансер", С.А.С. страдает " ... " входящим в п. 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от "дата" N "Об утверждении перечня тяжелых хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", " ... ".
"дата" в силу решения Орловского районного суда Орловской области С.А.С. признан недееспособным, его опекуном назначена С.Е.Н.
"дата" постановлением Главы администрации Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области N С.А.С., "дата" рождения, признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет для получения жилья по договору социального найма вне очереди на основании п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
С.Е.Н. и её семья, состоящая из 4-х человек ( С.Е.Н., С.А.С., С.С.В., С.В.С.) проживают и зарегистрированы в однокомнатной квартире, площадью 15,7, по адресу: "адрес".
"дата" постановлением Главы администрации Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области N С.Е.Н. и члены её семьи признаны и поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п.6 ч.1, ч.3, ч.4 ст.14 Федерального закона от "дата" N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Судом апелляционной инстанции установлено, что решением Орловского районного совета народных депутатов от "дата" передано осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения, отнесённых к компетенции органов местного самоуправления Орловского района, органам местных самоуправления отдельных сельских поселений, входящих в состав Орловского района. Согласно пп. б п. 1 указанного решения сельским поселения Орловского района переданы полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями.
"дата" между администрацией Орловского района Орловской области и администрацией Станово-Колодезьского сельского поселения, Орловского района, Орловской области заключено Соглашение, согласно пп.3 п.1.1. которого, предметом настоящего соглашения является передача администрацией района администрации сельского поселения осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления Орловского района: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся а жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно п.3.1. указанного Соглашения, полномочия передаваемые администрацией района в соответствии с настоящим Соглашением, осуществляются за счет средств бюджета Орловского района, в бюджет Станово-Колодезьского сельского поселения в виде иных межбюджетных трансфертов на 2016 год.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что во внеочередном порядке правом на обеспечение жилым помещением по договору социального найма обладает вся семья С., состоящая из четырех человек, поскольку предоставление жилого помещения во внеочередном порядке только инвалиду, каковым является С.А.С. не будет способствовать восстановлению его жилищных прав, поскольку в этом случае он будет лишен возможности самостоятельно реализовать своё право на внеочередное обеспечение жилым помещением, переселение инвалида с опекуном в предоставленную ему квартиру лишит остальных членов семьи на общение, развитие в полноценной семье.
Вместе с тем, принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства дела и требования действующего законодательства, судебная коллегия считает ошибочным вывод суда первой инстанции о наличии у всех членов семьи С.А.С. наряду с ним права на внеочередное обеспечение жилым помещением в силу следующего.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Согласно ч. 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередной порядке.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан.
К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как установлено судом, относится С.А.С. Иные члены семьи С. таким правом не обладают, в связи с чем вывод суда о внеочередном порядке обеспечения жилым помещением по договору социального найма всей семьи С., состоящей из 4 человек, противоречит положениям п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статья 17 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" подлежит применению в системной взаимосвязи с положениями этого же Федерального закона и нормами жилищного законодательства.
Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.
Пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N901, определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет.
Условия предоставления жилого помещения в порядке очередности или в льготном (внеочередном) порядке этот пункт Правил не устанавливает, а факт постановки семьи С. в составе четырех человек на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий подтвержден постановлением Главы администрации Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области N10 от 31.01.2013 и никем не оспаривался.
Согласно пункту 6 указанных выше правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Данный пункт также не устанавливает права внеочередного предоставления жилого помещения членам семьи инвалида, а лишь разъясняет, какой размер и вид жилой площади (в виде отдельной комнаты) подлежит предоставлению инвалиду.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу о том, что С.А.С., являясь получателем жилищной льготы, вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь, тогда как иные члены семьи С. таким правом внеочередного порядка обеспечения жилым помещением не обладают, поэтому вывод суда первой инстанции о внеочередном порядке обеспечения жилым помещением по договору социального найма всей семьи С., состоящей из четырех человек, является ошибочным.
По изложенным основаниям решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований С.Е.Н. подлежит отмене, при этом решение суда в части обязания администрации Станово-Колодезьского сельского поселения предоставления жилого помещения на состав семьи 4 человека подлежит изменению, администрация Станово-Колодезьского сельского поселения подлежит обязанию предоставить С.А.С. во внеочередном порядке на состав семьи 1 человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления с учетом права на дополнительную площадь.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области удовлетворить.
Решение Орловского районного суда Орловской области от 10 июня 2016 года в части удовлетворения исковых требований С.Е.Н. отменить.
Изменить решение Орловского районного суда Орловской области от 10 июня 2016 года в части обязания администрации Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области предоставления жилого помещения на состав семьи 4 человека, изложив резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
"В удовлетворении исковых требований С.Е.Н. к администрации Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области о предоставлении жилого помещения отказать.
Исковые требования С.Е.Н., действующей в интересах недееспособного С.А.С., удовлетворить частично.
Обязать администрацию Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области предоставить С.А.С., "дата" года рождения, во внеочередном порядке на состав семьи 1 человек (он) по договору социального найма благоустроенное жилое помещение по норме предоставления с учётом права на дополнительную площадь".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.