судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Склярука С.А.,
судей Сафроновой Л.И., Георгиновой Н.А.,
при секретаре Крахиной Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Орле гражданское дело по иску Макаровой О.Ф. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о перерасчете размера пенсии
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 5 мая 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Макаровой О.Ф. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области о перерасчете размера пенсии - оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи областного суда Сафроновой Л.И., выслушав объяснения истца Макаровой О.Ф., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности ФИО4, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Макарова О.Ф. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области Орловской области (межрайонное) (далее ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о перерасчете размера пенсии.
В обоснование заявленных требований указывала, что является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В связи со смертью ее мужа ФИО5, инвалида " ... " группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ей была назначена вторая пенсия по случаю потери кормильца в размере 125% социальной пенсии.
Ссылалась на то, что согласно справке МСЭ-003 от 14.03.2002 заболевание мужа получено при исполнении им иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на ЧАЭС, что свидетельствует о наличии у ФИО5 военной травмы.
Решением межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, от 20.07.2015 вынесено заключение, согласно которому заболевание и причина смерти ФИО5 связаны с выполнением работ по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС.
Полагая, что в качестве вдовы инвалида вследствие военной травмы в результате аварии на ЧАЭС имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца в размере 200% социальной пенсии, истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, но получила отказ.
По изложенным основаниям просила суд признать за ней право на получение государственной пенсии по случаю потери кормильца за умершего 25.12.2014 мужа ФИО5 в соответствии с пп.1 п.4 ст.15 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в размере 200% от социальной пенсии с 13.01.2015. Обязать ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области произвести перерасчет размера пенсии из расчета 200% от социальной пенсии с 13.01.2015.
Представитель ответчика в судебном заседании ФИО4 исковые требования не признала.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе Макарова О.Ф. ставит вопрос об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального права.
Считает, что у суда первой инстанции не имелось законных оснований для отказа в удовлетворении ее иска, поскольку ее муж ФИО5 является инвалидом вследствие военной травмы, получил инвалидность при исполнении иных обязанностей военной службы при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, его смерть в соответствии с решением экспертного совета связана с последствиями воздействия радиационных факторов в результате аварии на ЧАЭС.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда ввиду следующего.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил исчисления пенсий, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсиям по их выбору, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Круг лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсий, определен в п. 3 ст. 3 указанного Закона. В частности, согласно пп. 5 п. 3 ст. 3 Закона такое право предоставляется гражданам, указанным в пп. 11 п. 1 ст. 10 Закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 3 (с применением п. 4) ст. 17 Закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 3 (с применением п. 4) ст. 17 Закона, и социальная пенсия, предусмотренная ст. 18 Закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца).
В силу пп. 11 п. 1 ст. 10 Закона право на пенсию имеют нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в пп. 1, 2, 3 настоящего пункта - граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
Исходя из смысла вышеприведенных норм, право на получение пенсии по случаю потери кормильца одновременно с правом на получение другого вида пенсии имеют только нетрудоспособные члены семей трех категорий "чернобыльцев", перечисленных в Законе.
Как видно из материалов дела, ФИО6 является вдовой ФИО5, умершего 25.12.2014, являвшегося инвалидом-чернобыльцем.
В справке об инвалидности сер. МСЭ-003 в качестве причины инвалидности ФИО5 указано увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанное с аварией на ЧАЭС.
С 15.01.2015 Макаровой О.Ф. наряду со страховой пенсией по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" назначена вторая пенсия по случаю потери кормильца на основании п. 11 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ в размере, исчисленном по нормам п. 3 ст. 17 данного закона.
В соответствии с п.3 ст. 17 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ пенсия по случаю потери кормильца членам семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, назначается в следующем размере: другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца - 125 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подп. 1 п. 1 ст. 18 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Макарова О.Ф. ссылалась на то, что назначенная ей по случаю потери кормильца пенсия выплачивается без учета связи смерти мужа с военной травмой в размере 125% размера социальной пенсии, тогда как она имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца по иным основаниям, предусмотренным пп.1 п.4 ст. 15 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в размере 200% социальной пенсии.
Согласно пп. 1 п.4 ст.15 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца в следующем размере: пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего - 200 процентов размера социальной пенсии.
Таким образом, в законе определена категория лиц, на которых распространяется право на получение пенсии по случаю потери кормильца по пп. 1 п. 4 ст. 15 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", к ним относятся члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.
Согласно абзацу 2 пп. 1 п. 4 ст. 15 Федерального закона N 166-ФЗ потерей кормильца вследствие военной травмы считается его смерть, наступившая вследствие причин, указанных в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи.
В соответствии с абзацем 5 подпункта 1 п. 2 ст. 15 инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия.
Соответственно и смертью от военной травмы может считаться смерть вследствие указанных причин.
В силу ст. 14 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 95, в случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.04.2003 N 17, федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя следующие формулировки, предусмотренные законодательством Российской Федерации:
общее заболевание;
инвалид с детства;
профессиональное заболевание;
трудовое увечье;
военная травма;
заболевание получено в период военной службы;
заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;
заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;
заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
заболевание связано с аварией на ПО "Маяк";
заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ПО "Маяк";
заболевание связано с последствиями радиационных воздействий;
заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
Таким образом, законодатель различает понятие инвалидности вследствие военной травмы и инвалидности вследствие заболевания (травмы, увечья, контузии, ранения), полученного при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется гражданам, уволенным с военной службы (далее - бывшим военнослужащим), в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (п. 7 Разъяснений).
При разрешении спора судом установлено, что муж истца ФИО5 с 08.10.1986 по 24.10.1986 проходил специальные военные сборы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в количестве 17 дней и не являлся военнослужащим по призыву, что подтверждается справкой Железнодорожного военного комиссариата г. Орла от 22.08.1990 (л.д. 9).
Установив обстоятельства, свидетельствующие о том, что супруг истца не относится к категории военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, суд первой инстанции, с учетом приведенных выше норм права, обоснованно пришел к выводу об отсутствии у Макаровой О.Ф. права на назначение пенсии по случаю потери кормильца в размере 200% социальной пенсии.
По изложенным основаниям доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, судебная коллегия полагает постановленное судом решение законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 5 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Макаровой О.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.