Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Коротченковой И.И.,
судей Наместниковой Л.А., Герасимовой Л.Н.,
при секретаре Сухове Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Харламова В.В., действующего в своих интересах и в интересах " ... " Харламова В.В., к администрации г. Орла о признании нуждающимися в жилом помещении и предоставлении вне очереди жилого помещения в "адрес" по договору социального найма,
по апелляционной жалобе администрации г. Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 23 июня 2016 г., которым постановлено:
"Исковые требования Харламова В.В., действующего в своих интересах и в интересах " ... " Харламова В.В., к администрации г. Орла о признании нуждающимися в жилом помещении и предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке с учетом права на дополнительную площадь, удовлетворить частично.
Признать Харламова В.В. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма во внеочередном порядке, как лицо, " ... ", входящем в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.
Обязать администрацию г. Орла предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма Харламову В.В. на состав семьи " ... " по установленной норме с учетом его права на дополнительную жилую площадь не менее " ... " в "адрес".
В удовлетворении остальных исковых требований отказать".
Заслушав доклад судьи Наместниковой Л.А., объяснения представителя администрации г. Орла по доверенности Карасевой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя истца Харламова В.В. по доверенности Мельниковой С.В., 3-го лица Харламовой З.С., судебная коллегия
установила:
Харламов В.В., действующий в своих интересах и в интересах " ... " Харламова В.В., обратился в суд с иском к администрации г. Орла о признании нуждающимися в жилом помещении и предоставлении вне очереди жилого помещения в г. Орле по договору социального найма.
В обоснование своих требований указывал на то, что Харламов В.В., "дата" года рождения, является собственником " ... " долей в коммунальной квартире, общей площадью " ... ", расположенной по адресу: "адрес".
Харламов В.В. признан " ... ", является " ... ", имеет " ... ", входящего в п. 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378, при котором невозможно совместное проживание в одной квартире с другими гражданами.
На обращение о предоставлении жилья, письмом от "дата" N администрация г. Орла ответила отказом.
Считая отказ незаконным, Харламов В.В., с учетом уточнений просил суд признать Харламова В.В. нуждающимся в отдельном жилом помещении, предоставляемом по договору социально найма, во внеочередном порядке, обязать администрацию г.Орла предоставить ему на состав семьи " ... " во внеочередном порядке по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение в черте "адрес", исходя из норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, с учетом права Харламова В.В. на дополнительную площадь за вычетом общей площади доли квартиры, имеющейся в его собственности, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе администрация г. Орла ставит вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что не является уполномоченным органом по предоставлению жилого помещения лицам, " ... ".
Ссылается на то, что Харламов В.В. не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как обеспечен жилой площадью более учетной нормы.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, возражениях (ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В силу п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с п.2 ст.58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании чч.1,5,6 ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из ч.3 ст.31 названного Федерального закона в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
В соответствии с ч.2 ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно пп.1,6 ст.8 Закона Орловской области от 6 февраля 2006 г. N578-ОЗ "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" орган местного самоуправления на территории муниципального образования устанавливает предельную величину среднедушевого дохода и предельную величину стоимости имущества, находящегося в собственности граждан и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.
Заявитель и члены его семьи (одиноко проживающий заявитель) признаются малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и предоставления им по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, если:
1) среднедушевой доход заявителя и членов его семьи не превышает размера предельной величины среднедушевого дохода, установленного на территории муниципального образования;
2) стоимость имущества, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи и подлежащего налогообложению, не превышает предельной величины стоимости имущества, установленной на территории муниципального образования.
В целях реализации Закона Орловской области от 06.02.2006 N578-ОЗ "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" Орловский городской Совет народных депутатов решением 29.06.2006 N5/059-ГС (ред. от 24.12.2009) установилпредельную величину среднедушевого дохода для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в размере удвоенной величины прожиточного минимума, установленного в Орловской области на момент обращения гражданина с заявлением о признании малоимущим с целью постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Предельную величину стоимости имущества, находящегося в собственности граждан и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда с 01.01.2010 в размере на каждого члена семьи, не превышающем двенадцатикратную среднюю цену 1 кв. метра общей площади по информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области на каждого члена семьи, и в размере, не превышающем семнадцатикратную среднюю цену 1 кв. метра общей площади по информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области для одиноко проживающих граждан.
Из материалов дела следует, что Харламов В.В., "дата" года рождения, является " ... ", состоит на учете в " ... ".
Решением Советского районного суда г. Орла от 04.02.2013 Харламов В.В. признан " ... ". Постановлением администрации г.Орла от "дата" N над ним установлена опека, опекуном назначен отец Харламов В.В.
Согласно справке бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области " " ... "" N от "дата" Харламов В.В. " ... ", входящим в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире и на основании Постановления правительства РФ N 817 от 21.12.2004 дающим " ... ", " ... ", право на дополнительную площадь ( " ... ").
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, по договору на передачу в собственность жилого помещения в коммунальной квартире от "дата" Харламов В.В. и его мать ФИО1 приобрели безвозмездно в общую долевую (в равных долях) собственность жилое помещение, состоящее из " ... " жилой площадью " ... " в " ... " квартире жилой площадью " ... ", общей площадью " ... ", что составляет " ... " долей от общей площади квартиры, по адресу: "адрес".
После смерти матери ФИО1, наступившей "дата", по наследству к Харламову В.В. перешли " ... " долей в праве общей долевой собственности на указанное выше жилое помещение. Оставшиеся доли унаследовали дочь ФИО1 - ФИО2 и мать ФИО3, связь с которым не поддерживается.
Таким образом, в настоящий момент Харламову В.В. на праве собственности принадлежат " ... " долей в указанной выше квартире.
Кадастровая стоимость этой квартиры составляет " ... ".
На данной жилой площади зарегистрирован Харламов В.В.
Как следует из выписок из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок, а также из акта проверки сохранности закрепленного жилья за " ... " Харламовым В.В., составленного менеджером и утвержденного начальником отдела опеки и попечительства управления социальной поддержки населения, физической культуры и спорта администрации г. Орла от "дата", в данном жилом помещении проживают еще " ... " семьи, общей численностью " ... " человек, в том числе " ... " несовершеннолетних детей, не являющихся членами семьи Харламова В.В.
Судом также установлено, что Харламов В.В. постоянно находится на поддерживающем " ... ", " ... ", " ... " и " ... ", передвигается на " ... ". Ввиду того, что он нуждается в постоянной посторонней помощи, временно проживает в " ... " квартире N, общей площадью " ... ", расположенной в доме "адрес". Данное жилое помещение на праве собственности принадлежит его отцу Харламову В.В., сестре ФИО4 и бабушке Харламовой З.С.
Из материалов дела следует, что Харламов В.В. получает пенсию по " ... " в размере " ... " и ежемесячную денежную выплату в размере " ... ".
Имущества, кроме " ... " долей в " ... " квартире, общей площадью " ... ", расположенной по адресу: "адрес", не имеет.
Исходя из размера ежемесячного дохода Харламова В.И. и стоимости имущества, находящегося в его собственности, он является малоимущим.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, исследовав в совокупности представленные сторонами доказательства и оценив их по правилам ст.67 ГПК РФ, руководствуясь вышеприведенными нормами права, обоснованно признал Харламова В.В. нуждающимся в жилом помещении и обязал администрацию "адрес" предоставить ему вне очереди по договору социального найма жилое помещение на состав семьи " ... " в "адрес" благоустроенное жилое помещение, исходя из норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, с учетом права Харламова В.В. на дополнительную жилую площадь и наличия в ее собственности жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно возложил обязанность по предоставлению истцу жилого помещения на администрацию г. Орла, судебная коллегия находит несостоятельными ввиду следующего.
В соответствии с вышеприведенными правовыми нормами истец имеет право на получение жилого помещения.
Частью 1 статьи 49 ЖК РФ установлено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
По смыслу частей 2 и 3 названной статьи жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, а жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с частью 4 статьи 49 ЖК РФ предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления указанной категории граждан, для которых не требуется признания малоимущими, возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями.
Между тем, Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что обеспечение инвалидов жилыми помещениями осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в том числе ЖК РФ, и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, отсутствие регулирования вопроса о предоставлении жилья вышеуказанной категории граждан, не может лишить их права на получение жилья во внеочередном порядке, поэтому к данным правоотношениям с учетом положений статьи 17 Закона, не связывающей право инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью с их материальным положением, должны применяться нормы пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ, регулирующие предоставление гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилых помещений по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления.
Поскольку распределение жилых помещений по договорам социального найма осуществляется на основании акта органа местного самоуправления, суд обоснованно возложил на администрацию г. Орла обязанность по предоставлению Харламову В.В. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в "адрес".
Довод жалобы о том, что Харламов В.В. не нуждается в жилом помещении, так как обеспечен жилой площадью более учетной нормы и ссылка при этом на пункт 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ, не может повлечь отмену решения суда, поскольку данная норма регламентирует порядок постановки на учет граждан, обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В рамках же настоящих правоотношений Харламов В.В. нуждается в жилом помещении как " ... ", при наличии которого утвержденная решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29.06.2006 N 5/058-ГС учетная норма жилого помещения на одного человека правового значения не имеет.
Иные доводы жалобы повторяют позицию, изложенную при рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 23 июня 2016 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г. Орла - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.