Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Склярука С.А.,
судей Сафроновой Л.И., Сорокина С.В.,
при секретаре Митюревой И.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению НТС к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Орловской области и инспектору отдельного батальона дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Орловской области СИМ о признании незаконными действий Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Орловской области по исчислению сроков лишения права управления транспортными средствами,
по апелляционной жалобе НТС на решение Советского районного суда города Орла от 18 мая 2016 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление НТС к Управлению Министерства внутренних дел России по Орловской области о признании незаконными действий сотрудника Управления ГИБДД УМВД России по Орловской области по исчислению сроков лишения права управления транспортными средствами оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи областного суда Сорокина С.В., изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
НТС обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Орловской области (далее по тексту -УМВД России по Орловской области) по исчислению сроков лишения права управления транспортными средствами.
В обоснование административного иска указывал, что постановлением судьи Заводского районного суда города Орла от 17 июня 2014 года он был привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему было назначено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 1 год и 6 месяцев.
На момент рассмотрения дела он проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации. После увольнения в запас он сдал водительское удостоверение в ГИБДД УМВД России по Орловской области.
В полученном им ответе вышеназванного государственного органа указано, что срок начала лишения его права управления транспортными средствами исчислен с 20 июля 2015 года, то есть с даты сдачи им водительского удостоверения в ГИБДД УМВД России по Орловской области, после увольнения в запас.
Полагал, что данные действия являются незаконными, поскольку сразу после вступления в законную силу постановления Заводского районного суда города Орла от 17 июня 2014 года он не имел возможности сдать водительское удостоверение, так как проходил военную службу в отдаленном регионе.
Просил признать действия УМВД России по Орловской области по исчислению срока лишения специального права незаконными и обязать указанный орган исчислять данный срок с 1 июля 2014 года, с даты вступления постановления о лишении специального права в законную силу.
Представитель административного ответчика УМВД России по Орловской области и административный ответчик инспектор отдельного батальона дорожно-патрульной службы (далее по тексту - ОБДПС) ГИБДД УМВД России по Орловской области СИМ административный иск не признали.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе НТС ставит вопрос об отмене решения и постановлении нового решения об удовлетворении административного иска.
Ссылается на отсутствие у него возможности сдать водительское удостоверение своевременно, так как он проходил военную службу в период с 30 мая 2014 года по 30 мая 2015 года.
Административный истец НТС и его представитель, представитель административного ответчика УМВД России по Орловской области и административный ответчик СИМ надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили.
При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в полном объеме, в соответствии с положениями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося по делу решения.
Согласно части 1 статьи 218, пунктам 1 и 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу части 1 статьи 31.9, части 1 статьи 32.5, частей 1 и 4.1 статьи 32.6, частей 1, 1.1 и 2 статьи 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
Постановление судьи о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, исполняется должностными лицами органов внутренних дел.
Исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники осуществляется путем изъятия и хранения в течение срока лишения указанного специального права соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), если водитель, судоводитель или тракторист-машинист (тракторист) лишен права управления всеми видами транспортных средств, судов (в том числе маломерных) и другой техники.
По истечении срока лишения специального права за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 9.3 и главой 12 настоящего Кодекса, водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, возвращаются после проверки знания им Правил дорожного движения и после уплаты в установленном порядке наложенных на него административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения, а за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, также медицинского освидетельствования данного лица на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
Течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права.
В течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы, предусмотренные частями 1 - 3.1 статьи 32.6 настоящего Кодекса, в орган, исполняющий этот вид административного наказания, а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок.
В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается. Течение прерванного срока лишения специального права продолжается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов, а равно получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления лица об утрате указанных документов.
Как усматривается и материалов дела и установлено судом первой инстанции постановлением судьи Заводского районного суда города Орла от 17 июня 2014 года ГТС признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде лишения управления транспортными средствами на один год и шесть месяцев. Указанное постановление вступило в законную силу 28 июня 2014 года (л.д. 9, 72-73).
При рассмотрении дела об административном правонарушении в районном суде интересы ГТС по доверенности представляла НАТ (л.д. 69, 71).
Районным судом копия постановления от 17 июня 2014 года направлена ГТС 20 июня 2016 года и получена его представителем 23 июня 2016 года (л.д. 74, 75).
В период с 30 мая 2014 года по 30 мая 2015 года ГТС проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, что следует из данных его военного билета (л.д. 8).
7 июля 2015 года ГТС переменил фамилию на ННН, что подтверждается свидетельством органа записи актов гражданского состояния (л.д. 7).
В суде первой инстанции сторонами не оспаривалось, что водительское удостоверение НТС сдано в органы внутренних дел 20 июля 2015 года.
На запрос представителя НТС командиром ОБДПС ГИБДД УМВД России по Орловской области дан ответ, согласно которому начало течения срока лишения НТС права управления транспортными средствами - 20 июля 2015 года (л.д.6, 78).
Суд первой инстанции установив, что водительское удостоверение НТС сдано более чем через год после вступления в законную силу постановления о лишении его специального права, пришел к правомерному выводу о том, что оснований для исчисления срока исполнения наказания с даты вступления данного постановления в законную силу не имеется.
Как верно указано в решении суда первой инстанции начало течения срока лишения специального права закон связывает с днем сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения, либо с днем получения органом, исполняющим наказание, заявления лица об утрате документа. Прохождение административным истцом военной службы не освобождало его от обязанности сдать водительское удостоверение, так как это было возможно сделать посредством почтовой связи или через доверенных лиц.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным и оснований для его отмены не находит.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда города Орла от 18 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу НТС - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.