Орловский областной суд в составе
председательствующего судьи Склярука С.А.,
с участием прокурора Териной Н.Н.,
при секретаре Крахиной Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Александров В.М. к Территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области об отмене решения Территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области от " ... ". N об отказе в регистрации в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов по одномандатному избирательному округу N14 Александров В.М., выдвинутого избирательным объединением "Орловское региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", о возложении на территориальную избирательную комиссию города Мценска Орловской области обязанностей принять первый финансовый отчет и осуществить регистрацию Александров В.М. в качестве кандидата в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов по одномандатному избирательному округу N14,
выслушав объяснения административного истца Александров В.М., поддержавшего заявленные требования, представителя административного ответчика - председателя Территориальной избирательной комиссии г.Мценска Ноздрина Д.И., возражавшего против удовлетворения заявленных требований, заключение прокурора Териной Н.Н., полагавшей требования Александров В.М., не подлежащими удовлетворению,
установил:
постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от " ... ". N-ОС на "дата" назначены выборы депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов.
Согласно постановлению Избирательной комиссии Орловской области от " ... ". N "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий Орловской области по выборам депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов на территориальные избирательные комиссии Орловской области" на Территориальную избирательную комиссию города Мценска (далее по тексту ТИК г.Мценска) возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N14 по выборам депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов.
Постановлением Избирательной комиссии Орловской области от " ... ". N заверен список кандидатов в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016 - 2021 годов, выдвинутый избирательным объединением "Орловское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" по одномандатным избирательным округам.
"дата" Александров В.М., выдвинутый Орловским региональным отделением политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" для участия в выборах в составе списка кандидатов в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016 - 2021 годов по одномандатному избирательному округу N14, представил через своего представителя по доверенности Голятина В.С. в ТИК г.Мценска документы о своем выдвижении кандидатом в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016 - 2021 годов по одномандатному избирательному округу N14.
Решением ТИК г.Мценска от " ... ". N Александров В.М. на основании подпункта "в" пункта 245 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту Закон об основных гарантиях избирательных прав) отказано в регистрации кандидатом в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов по одномандатному избирательному округу N14.
Александров В.М. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором просит признать вышеуказанное решение ТИК г.Мценска незаконным и отменить его, обязать ТИК г.Мценска принять его первый финансовый отчет и осуществить его регистрацию в качестве кандидата в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016 - 2021 годов по одномандатному избирательному округу N14.
В обоснование заявленных требований указывал, что18.07.2016г. им был представлен в ТИК г.Мценска пакет документов для уведомления о выдвижении вышеуказанным избирательным объединением кандидатом в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016 - 2021 годов по одномандатному избирательному округу N14.
Основанием для последовавшего отказа в его регистрации послужило то, что им не был представлен первый финансовый отчет до истечения срока представления документов на регистрацию кандидата в депутаты.
Административный истец полагал, что при принятии решения об отказе в его регистрации в качестве кандидата в депутаты ТИК г.Мценска были нарушены требования пункта 1.1 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав, поскольку он не был своевременно извещен об отсутствии среди поданных им 18.07.2016г. документов первого финансового отчета, известив об этом его уполномоченного по финансовым вопросам только после истечения срока представления кандидатами документов на регистрацию.
Также административный истец в обоснование заявленных требований указывал на противоречие содержащейся в пункте 2 статьи 54 Закона Орловской области от 13.10.2006 N621-ОЗ "О выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов" нормы, устанавливающей срок подачи кандидатами в депутаты областного Совета документов на регистрацию не позднее 45 дней до дня голосования, положениям пункта 1.1 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав.
Кроме того, Александров В.М. полагал, что ТИК г.Мценска были нарушены требования пункта 1 статьи 62 приведенного выше Закона Орловской области, поскольку поданные им 18.07.2016г. документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты областного Совета народных депутатов не были проверены избирательной комиссией в установленный данной нормой закона десятидневный срок.
В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования полностью по вышеизложенным основаниям.
Представитель административного ответчика - председатель ТИК г.Мценска Ноздрин Д.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, ссылаясь на те обстоятельства, что об отсутствии вышеуказанного документа, необходимого для регистрации кандидата, Александров В.М. был извещен избирательной комиссией в установленный законом срок - " ... ".
Выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы дела и заслушав заключение участвующего в деле прокурора, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований Александров В.М., в виду следующего.
Статьей 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав установлены условия выдвижения кандидатов.
Пунктом 9 статьи 59 этого же Федерального закона закреплено, что законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации представляют первый финансовый отчет.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 54 Закона Орловской области от 13.10.2006г. N621-ОЗ (ред. от 6.06.2016г.) "О выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов" документы, необходимые для регистрации кандидата, представляются в соответствующую избирательную комиссию одновременно не ранее чем за 75 и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.
Для регистрации кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, представляет в окружную избирательную комиссию:
1) первый финансовый отчет кандидата;
2) информацию об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии со статьей 17, частью 1 статьи 43 настоящего Закона (если такие изменения имеются);
3) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);
4) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе по форме, установленной Избирательной комиссией области (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);
5) список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, предусмотренный частью 11 статьи 45 настоящего Закона (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей избирателей). Представление указанного списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, не требуется в случае, если все подписи были собраны кандидатом в поддержку своей кандидатуры;
6) копию документа, подтверждающего факт оплаты изготовления подписных листов (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);
7) письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
В силу пункта 1 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.
Согласно пункту 1.1 статьи 38 (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 95-ФЗ) Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Таким образом, приведенная выше норма федерального законодательства, в редакции от 5.05.2014г., прямо предусматривает обязанность избирательной комиссии известить кандидата при выявлении отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом. При этом по смыслу закона обязанности избирательной комиссии известить кандидата об отсутствии документа, необходимого для его регистрации, должно корреспондировать право кандидата иметь возможность после получения соответствующего извещения своевременно представить в избирательную комиссию отсутствующий документ, необходимый для регистрации.
Соответственно извещение кандидата о выявлении отсутствия документов, необходимых для его регистрации должно производиться избирательной комиссией с таким расчетом, чтобы кандидат имел фактическую возможность реализовать вышеуказанное право на представление отсутствующего документа.
Установление в избирательном законодательстве такой гарантии направлена на обеспечение всем кандидатам равных возможностей по реализации своего пассивного избирательного права, также и в тех случаях, когда имеют место недостатки в представленных документах или их отсутствие.
В соответствии с пунктом 18 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
В силу пункта 1 статьи 62 приведенного выше Закона Орловской области соответствующая избирательная комиссия не позднее чем через десять дней после дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
Как установлено по делу документы для уведомления о выдвижении были представлены Александров В.М. в ТИК г.Мценска 18.07.2016г.
Кроме того, им в этот же день был представлен один из документов, необходимый для регистрации в качестве кандидата в депутаты, - письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Однако ТИК г.Мценска в предусмотренный пунктом 18 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и пунктом 1 статьи 62 Закона Орловской области от 13.10.2006 N621-ОЗ 10-дневый срок не осуществила проверку соответствия порядка выдвижения кандидата требованиям закона и, соответственно, в течение этого срока не известила административного истца о выявлении отсутствия первого финансового отчета среди документов, необходимых для регистрации, которые в силу приведенных выше требований пункта 2 статьи 54 указанного Закона Орловской области предоставляются кандидатом в избирательную комиссию одновременно.
Извещение о выявлении отсутствия вышеуказанного документа, необходимого для регистрации, было направлено ТИК г.Мценска в адрес административного истца только 4.08.2016г., что фактически лишило его возможности представить недостающий для регистрации документ в срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 54 Закона Орловской области от 13.10.2006 N621-ОЗ "О выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов".
При этом данное извещение административного истца было произведено ТИК г.Мценска с нарушением порядка, предписываемого пунктом 4.12.2 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления", утвержденных постановлением ЦИК РФ от 11.06.2014 N235/1486-6, и не содержало сведений о том, каким образом кандидат вправе устранить выявленный комиссией недостаток, в виде отсутствия вышеуказанного документа, необходимого для регистрации кандидата.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ТИК г.Мценска не было произведено соответствующее требованиям пункта 1.1 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав извещение административного истца об отсутствии в представленных им для уведомления о выдвижении и регистрации документах первого финансового отчета.
Поскольку избирательной комиссией не были выполнены требования пункта 1.1 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав, принятое ТИК г.Мценска решение от "дата"г. N об отказе в регистрации Александров В.М. в качестве кандидата в депутаты "адрес" Совета народных депутатов созыва 2016 - 2021 годов по одномандатному избирательному округу N14 нельзя признать соответствующим избирательному законодательству.
Согласно пункту 6 статьи 76 указанного Федерального закона решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требования административного истца о признании незаконным и отмене вышеуказанного решения ТИК г.Мценска N от " ... ".
В соответствии с частью 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
При вышеуказанных обстоятельствах в целях восстановления нарушенных избирательных прав административного истца суд полагает необходимым возложить на Территориальную избирательную комиссию г.Мценска обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации кандидата в депутаты Александров В.М. с соблюдением требований изложенного выше избирательного законодательства.
Соответственно, требования административного истца подлежат удовлетворению частично, поскольку требования об обязании избирательной комиссии принять первый финансовый отчет и осуществить регистрацию в качестве кандидата в депутаты не могут быть удовлетворены судом, так как избирательная комиссия может принять такое решение только после получения необходимых для регистрации документов после уведомления Александров В.М. об отсутствии данного документа, необходимого для регистрации, его проверки и признания соответствующим требованиям законодательства.
С учетом принятого решения о частичном удовлетворении административного иска суд, в силу требований части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца понесенные последним расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Александров В.М. удовлетворить частично.
Решение Территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области от " ... ". N об отказе в регистрации в депутаты "адрес" Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов по одномандатному избирательному округу N14 Александров В.М., выдвинутого избирательным объединением "Орловское региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", отменить.
Возложить на Территориальную избирательную комиссию города Мценска Орловской области обязанность рассмотреть вопрос о регистрации Александров В.М., выдвинутого избирательным объединением "Орловское региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", в качестве кандидата в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов по одномандатному избирательному округу N14, в остальной части требования Александров В.М. оставить без удовлетворения.
Обязать Территориальную избирательную комиссию города Мценска Орловской области сообщить об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области в пользу Александров В.М. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2016 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Орловский областной суд в течение 5 дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий судья С.А. Склярук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.