Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колгановой В.М.,
судей Куденко И.Е., Сукачева Д.Ю.,
при секретаре Князевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по административному иску Бражко Т. В. к администрации городского поселения р.п. Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области об оспаривании решения об исключении молодой семьи из общего сводного списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2015-2020 годы", возложении обязанности
по апелляционной жалобе Бражко Т. В.
на решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 30 июня 2016 г., которым в удовлетворении исковых требований Бражко Т. В. отказано.
Заслушав доклад судьи Куденко И.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бражко Т.В. обратилась с административным иском к администрации городского поселения р.п. Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области об оспаривании решения об исключении молодой семьи из списка участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2015-2020 годы", возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указала, что постановлением администрации городского поселения р.п. Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области от 11 марта 2009 г. ее семья, составом " ... " человека, признана участником программы "Улучшение жилищных условий молодых семей городского поселения р.п. Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области на 2006-2010 годы" в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" (далее - подпрограмма) федеральной целевой программы (далее - ФЦП) "Жилище на 2002-2010 годы".
В сводном списке молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2009 году по Волгоградской области их семья состояла под N 1904; в 2016 году - под номером 1.
На основании постановления администрации городского поселения р.п. Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области от 25 апреля 2016 года семья Бражко была исключена из общего сводного списка молодых семей городского поселения р.п. Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2015-2020 годы" в связи с превышением возраста 35 лет.
Данное решение считает незаконным, поскольку на момент признания ее семьи участником программы "Улучшение жилищных условий молодых семей городского поселения р.п. Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области на 2006-2010 годы" подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2002-2010 годы" ее возраст не превышал 35 лет.
Просила признать незаконным постановление администрации городского поселения р.п. Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области от 25 апреля 2016 года N " ... " "Об исключении из общего сводного списка молодых семей городского поселения р.п. Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2015-2020 годы"; обязать администрацию городского поселения р.п. Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области восстановить семью Бражко в списке участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище на 2015-2020 годы".
Судом постановлено указанное выше решение.
Истец Бражко Т.В. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное толкование и нарушение норм материального права.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы (далее - ФЦП), включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, собственных и заемных средств молодых семей.
Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования устанавливают Правила, являющиеся Приложением N 3 к Подпрограмме.
В соответствии с п. 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином РФ, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (пп. "а");
молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил (пп. "б");
наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пп. "в").
В Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. (п. 7 Правил).
Орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 24).
Пунктом 22 Правил предусмотрены основания для отказа в признании молодой семьи участницей программы, одним из которых является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 Правил.
Аналогичные условия, предъявляемые к участникам подпрограммы, а также основания к отказу в признании семьи участником подпрограммы содержались и в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (п. 5 и 18).
Таким образом, участником, как предыдущей подпрограммы, так и подпрограммы на 2015 - 2020 годы могла быть молодая семья, если возраст каждого из супругов или одного из родителей в неполной семье не превышал 35 лет. Несоблюдение этого условия, то есть достижение одним из супругов или родителем в неполной семье возраста 36 лет исключает возможность участия семьи в подпрограмме и в соответствии с п. 22 Правил является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
При этом Правила предоставления молодым семьям социальных выплат в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2015 - 2020 году не содержат каких-либо исключений в части общих условий о предельном возрасте одного из супругов или одного родителя в неполной семье в отношении тех семей, которые являлись участниками ранее действующей подпрограммы федеральной программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и не получили социальную выплату на приобретение жилья.
Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, указанная норма, предусматривающая исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов или одним родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, принята в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что на основании постановления администрации городского поселения р.п. Октябрьский Октябрьского района Волгоградской области от 29 декабря 2008 г. семья Бражко Т.В., составом " ... " человека: Бражко Т.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, и Б.И.О. (сын), ДД.ММ.ГГГГ рождения, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с постановлением администрации р.п. Октябрьский Октябрьского района Волгоградской области от 11 марта 2009 г. семья Бражко Т.В. признана участницей подпрограммы "Улучшение жилищных условий молодых семей городского поселения р.п. Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области на 2006-2010 годы" в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" (далее - подпрограмма) федеральной целевой программы (далее - ФЦП) "Жилище на 2002-2010 годы".
Постановлением администрации городского поселения р.п. Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области от 25 апреля 2016 года семья Бражко Т.В. была исключена из общего сводного списка молодых семей городского поселения р.п. Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2015-2020 годы" в связи с превышением возраста 35 лет.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что семья Бражко Т.В. перестала соответствовать требованиям, предъявляемым для участия в подпрограмме на 2015 -2020 годы, в связи с чем обоснованно была исключена из списка участников подпрограммы Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2015-2020 годы". При этом суд исходил из того, что на момент формирования сводного списка семья Бражко Т.В. не отвечала критериям участников подпрограммы.
С такими выводами суда судебная коллегия соглашается, находит их правильными и соответствующими действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Учитывая, что семья Бражко Т.В. на момент формирования и утверждения администрацией городского поселения р.п. Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области сводных списков перестала соответствовать критериям (условиям), предъявляемым к участникам подпрограммы, поскольку возраст Бражко Т.В. превысил 35 лет судебная коллегия находит, что они обоснованно не были включены в список участников из общего сводного списка молодых семей городского поселения р.п. Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2015-2020 годы".
Само по себе обстоятельство, что семья Бражко Т.В. была включена в список семей участников подпрограммы "Улучшение жилищных условий молодых семей городского поселения р.п. Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области на 2006-2010 годы", не предполагает, что данная семья обладает безусловным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья, в том числе и после достижения возраста 35 лет. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.
Таким образом, как в силу федерального, так и регионального законодательства молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья". Включение достигшего возраста, превышающего 35 лет родителя в неполной семье, в сводные списки участников подпрограммы, противоречило бы положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 и ведет к незаконному выделению средств из соответствующих бюджетов на предоставление выплаты лицам, не имеющим права на ее получение.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе повторяют позицию истца в обоснование требований, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах решение суда признается законным и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 30 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Бражко Т. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.