Волгоградский областной суд в составе
председательствующего судьи Андреева А.А.,
при секретаре Фоменко А.А.
с участием представителя административного истца и заинтересованного лица ООО "КЛОН" Черкасовой С.Г., представителя КУГИ Волгоградской области Ребровой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Катасоновой С.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Катасонова С.А. обратилась в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование административного иска указала, что она является собственником нежилого помещения, расположенного на спорном земельном участке, следовательно, она имеет право пользования спорным земельным участком на основании договора аренды, результаты определения кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ затрагивают ее права, как арендатора земельного участка.
Представитель административного истца Катасоновой С.А. и ООО "КЛОН" Черкасова С.Г. в судебном заседании требования поддержала, указав, что до настоящего времени имеется запись в ЕГРП о Катасоновой С.А., как о правообладателе нежилого помещения, находящегося на спорном земельном участке.
Представитель КУГИ Волгоградской области Реброва Л.Ю. указала, что административный истец является ненадлежащим, поскольку него отсутствует право на нежилое помещение, а внесение соответствующей записи в ЕГРП о прекращении права является техническим действием и зависит от действий административного истца.
Выслушав мнение представителей участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства дела судом установлено, что ООО "КЛОН" является собственником нежилого помещения, общей площадью " ... " кв.м, кадастровый N " ... ", расположенного по адресу: "адрес"
Указанные обстоятельства подтверждены определениями "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, определением " ... " от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу (материалу) N " ... ".
Спор о праве на нежилое помещение разрешен судебными актами, вступившими в законную силу, на Управление Росреестра по Волгоградской области возложена обязанность внести в ЕГРП сведения о прекращении права собственности Катасоновой С.А. на нежилое помещение, общей площадью " ... " кв.м, кадастровый N " ... ", расположенного по адресу: "адрес" (запись о государственной регистрации внесена в ЕГРП за N " ... "
До настоящего времени судебный акт не исполнен, в ЕГРП имеется запись о правообладателе нежилого помещения Катасоновой С.А.
Указанное нежилое помещение расположено на земельном участке с кадастровым номером " ... ", площадью " ... ".м, расположенного по адресу: "адрес"
Приказом Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 года N 46-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населённых пунктов Волгоградской области согласно приложению N " ... " по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в число которых вошёл спорный земельный участок.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в рамках проведённой очередной государственной кадастровой оценки и составляет " ... ", что следует и из кадастровой справки (л.д. 23).
Обращаясь в суд с административным иском, административный истец указала, что является, в силу закона, правообладателем данного земельного участка, установленная в результате очередной кадастровой оценки кадастровая стоимость в повышенном размере нарушает ее законные права.
В п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 28 от 30 июня 2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 28) разъяснено, что с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление.
Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Пунктом 18 Постановления предусмотрено, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки.
Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым - шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности.
Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Абзацем пятым статьи 24.20 Закона, предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, кадастровая стоимость, об установлении которой заявлено административным истцом, с учетом подачи заявления о ее пересмотре в 2016 году, может применяться для расчета суммы арендной платы с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 125 КАС РФ в административном исковом заявлении административному истцу необходимо указать сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение.
Статья 126 КАС РФ обязывает административного истца приложить к административному исковому заявлению документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств.
По делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (п. 19 Постановления).
Принимая во внимание, что при подаче административного искового заявления в нем не было указано на то, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены установлением кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером " ... " по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, с целью устранения нарушений, допущенных при подаче административного иска, определением " ... " суда от ДД.ММ.ГГГГ на административного истца возложена обязанность указать на сведения о том, какие его права, свободы и законные нарушены установлением оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (п. 4 ч. 2 ст. 125 КАС РФ) и представить документы, подтверждающие эти сведения.
Исполняя указанную процессуальную обязанность, административным истцом представлены объяснения, извещения в адрес административного истца от администрации Волгограда о необходимости оплаты суммы арендной платы, копия искового заявления о взыскании суммы арендной платы.
Как видно из представленных истцом документов, сумма арендной платы взыскивается за период " ... " годы, в расчете задолженности по арендной плате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ применяется величина кадастровой стоимости в размере " ... " установленная решением " ... " суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу N " ... ".
Кадастровая стоимость в размере " ... " (установленная по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) в расчете размера арендных платежей за " ... " годы не применяется.
Таким образом, административным истцом не указано на то, каким образом величина кадастровой стоимости земельного участка, установленная на основании приказа Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 года N 46-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской "адрес"" в размере " ... " затрагивает ее права и обязанности, не представлены документы, подтверждающие указанное обстоятельство.
В добровольном порядке сумма арендной платы за период титульного владения нежилым зданием, расположенным на спорном земельном участке в 2016 году административным истцом не оплачивалась.
В соответствии со ст. 196 КАС РФ, суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.
Принимая во внимание, что производство по настоящему административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса, и эти нарушения административным истцом не были устранены в установленный судом срок, суд считает необходимым административное исковое заявление оставить без рассмотрения.
В соответствии со ст. 197 КАС РФ, в случае оставления административного искового заявления без рассмотрения производство по административному делу заканчивается вынесением определения суда. В этом определении суд указывает обстоятельства, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, способ их устранения, разрешает вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов.
После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.
С учетом приведённой нормы закона суд считает необходимым разъяснить административному истцу, что он вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке, оформив административное исковые заявление по правилам ст. 125 и 246 КАС РФ, и указав на то, каким образом величина кадастровой стоимости земельного участка, установленная на основании приказа Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 года N 46-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" в размере " ... " затрагивает права и обязанности административного истца, представив документы, подтверждающие указанное обстоятельство.
Вопрос о возврате уплаченной государственной пошлины может быть рассмотрен на основании заявления административного истца порядке, предусмотренном ст. 333.40 НК РФ.
При этом суд считает несостоятельными доводы представителя административного истца о том, что наличие зарегистрированного права на нежилое помещение, находящееся на спорном земельном участке, является основанием для возникновения прав и обязанностей арендатора, поскольку при установленных судом обстоятельствах при отсутствии основания для возникновения права собственности административного истца на нежилое помещение, находящееся на спорном земельном участке, наличии судебного акта о прекращении записи о таком праве в ЕГРП, осуществление такого права административным истцом обладает признаками недобросовестности (злоупотребления правом), а само право не подлежит защите (статья 10 ГК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 198-199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
административное исковое заявление Катасоновой С.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ оставить без рассмотрения.
Разъяснить административному истцу, что он вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке, оформив административное исковые заявление по правилам ст. 125 и 246 КАС РФ, и указав на то, каким образом величина кадастровой стоимости земельного участка, установленная на основании приказа Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 года N 46-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" в размере " ... " затрагивает права и обязанности административного истца, представив документы, подтверждающие указанное обстоятельство, вопрос о возврате уплаченной государственной пошлины может быть рассмотрен на основании заявления административного истца порядке, предусмотренном ст. 333.40 НК РФ.
Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда через Волгоградский областной суд в течение 15 дней со дня вынесения.
Председательствующий судья " ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.