Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Сотникова И.А.,
судей Коничевой А.А., Медведчикова Е.Г.
при секретаре Вариной С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Романова А.Г. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 06 июня 2016 года, которым исковые требования удовлетворены.
С Романова А.Г. в пользу межрайонной инспекции ФНС России N 12 по Вологодской области взыскана задолженность перед бюджетом в сумме 42 853 рубля 65 копеек, а именно: транспортный налог за 2014 год в сумме 34 875 рублей, пени по транспортному налогу за период с 02 октября 2015 года по 18 октября 2015 года в сумме 141 рубль 92 копейки, земельный налог за 2014 год в сумме 7 834 рубля, пени по земельному налогу за период с 02 октября 2015 года по 18 октября 2015 года в сумме 2 рубля 73 копейки.
С Романова А.Г. взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 1 485 рублей 62 копейки.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Сотникова И.А., судебная коллегия
установила:
налоговым уведомлением межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области (далее также - межрайонная инспекция N 12, инспекция) N 1424478 от 08 мая 2015 года Романову А.Г. исчислен транспортный налог за 2014 год в сумме 34 875 рублей и земельный налог в сумме 7 834 рубля со сроком уплаты до 01 октября 2015 года.
В связи с неуплатой в установленный срок названных налогов 18 октября 2015 года межрайонной инспекцией N 12 Романову А.Г. направлено требование N 19889 об уплате налогов и пени в срок до 28 января 2016 года.
Ссылаясь на неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налоговых платежей, 05 мая 2016 года межрайонная инспекция N 12 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Романову А.Г. о взыскании недоимки по налогам и пени, просила взыскать с Романова А.Г. недоимку по транспортному налогу за 2014 год в размере 34875 рублей, пени по транспортному налогу за период с 02 октября 2015 года по 18 октября 2015 года в сумме 141 рубль 92 копейки, недоимку по земельному налогу за 2014 год в размере 7834 рубля и пени по данному налогу за период с 02 октября 2015 года по 18 октября 2015 года в сумме 2 рубля 73 копейки.
Судом принято приведённое решение.
В апелляционной жалобе Романов А.Г. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности, просит принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указал, что транспортный налог им уплачен в полном объёме. Полагает, что начисление земельного налога за 2014 год в размере 839 рублей по земельному участку с кадастровым N ... является неправомерным, так как право собственности на земельный участок было прекращено 25 марта 2013 года. Поскольку право собственности на земельный участок с кадастровым N ... прекращено 19 мая 2014 года, начисление земельного налога за весь 2014 год в размере 5 074 рубля по данному участку является незаконным. Также указал на отсутствие у инспекции права на обращение в суд с настоящим административным иском, поскольку в материалах дела отсутствует требование об уплате взыскиваемых платежей в добровольном порядке.
В возражениях на апелляционную жалобу межрайонная инспекция ФНС России N 12 по Вологодской области просит решение суда в части взыскания транспортного налога отменить в связи с его оплатой в полном объёме, в остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик Романов А.Г. и представитель административного истца межрайонной инспекции ФНС России N 12 по Вологодской области не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чём судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, проверив законность и обоснованность решения суда, полагает решение в части взыскания транспортного налога и пени подлежащим отмене, в остальной части - изменению.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
Статья 57 Конституции Российской Федерации обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В порядке реализации данного конституционного требования абзацем первым пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщика в установленный законодательством о налогах и сборах срок самостоятельно уплатить налог, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
С направлением предусмотренного статьёй 69 Налогового кодекса Российской Федерации требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определённые сроки.
Из материалов дела усматривается, что 17 февраля 2016 года - после истечения срока, установленного налоговым требованием N 19889, но до обращения инспекции с административным исковым заявлением в суд, Романовым А.Г. в добровольном порядке уплачен транспортный налог за 2014 год в размере 34875 рублей, а также пени в сумме 1 353 рубля 54 копейки, что подтверждается представленными в материалы дела копиями квитанций.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что межрайонная инспекция ФНС России N 12 по Вологодской области по состоянию на 05 мая 2016 года не имела права на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Романова А.Г. транспортного налога за 2014 год и начисленных пеней, поскольку такие налог и пени были уплачены налогоплательщиком в добровольном порядке до обращения административного истца в суд с настоящим административным иском.
С учётом установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств решение суда первой инстанции в части взыскания с Романова А.Г. транспортного налога за 2014 год в размере 34875 рублей и пеней в сумме 141 рубль 92 копейки подлежит отмене, с вынесением в данной части нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Из сведений о принадлежащем Романову А.Г. на праве собственности недвижимом имуществе, представленных в материалы дела межрайонной инспекцией ФНС России N 12 по Вологодской области, следует, что административный ответчик в налоговом периоде 2014 года на указанном праве владел земельными участками с кадастровыми N ... , N ... , N ... и N ...
Выявив наличие у Романова А.Г. задолженности по уплате земельного налога за 2014 год, налоговый орган направил в адрес налогоплательщика требование N 19889 об уплате данного налога и пени.
Факт направления требования об уплате налога на имущество физических лиц подтверждается списками внутренних почтовых отправлений от 26 октября 2015 года N 901761.
Однако, довод апелляционной жалобы о том, что Романов А.Г. не является налогоплательщиком земельного налога за земельные участки с кадастровыми N ... и N ... , поскольку они выбыли из его права собственности, заслуживает внимания суда апелляционной инстанции.
В силу Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, а в соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в единый государственный реестр прав.
Следовательно, если физическим лицом произведено отчуждение земельного участка, принадлежавшего ему на праве собственности, данное лицо будет признаваться плательщиком земельного налога до момента государственной регистрации прекращения права собственности на данный земельный участок, поскольку смена собственника происходит лишь со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Из представленных административным ответчиком надлежаще оформленных выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30 июня 2016 года в отношении земельных участков с кадастровыми N ... и N ... , следует, что право собственности Романова А.Г. на названные недвижимые вещи прекращено 25 марта 2013 года и 19 мая 2014 года, соответственно.
Таким образом, исчисление земельного налога применительно к названным земельным участкам является неправомерным: в отношении первого - в полном объёме, в отношении второго - в части исчисления налога более чем за период владения (5 месяцев).
В данной ситуации судебная коллегия приходит к выводу, что подлежащий уплате Романовым А.Г. земельный налог по земельному участку с кадастровым N ... составит 2 114 рублей, что не превышает сумму, указанную в налоговых уведомлении и требовании.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части взыскания с Романова А.Г. земельного налога за 2014 год подлежит изменению со снижением названного налога до 4 035 рублей.
Основания для взыскания пени по земельному налогу, с учётом имеющихся в материалах дела сведений о их перерасчёте, отсутствуют.
В связи с уменьшением взысканных с Романова А.Г. налоговых платежей, уменьшению подлежит и сумма государственной пошлины, взыскиваемой в доход местного бюджета, до 400 рублей.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 06 июня 2016 года в части взыскания с Романова А.Г. транспортного налога за 2014 год, пеней по транспортному налогу и пеней по земельному налогу отменить.
Принять в данной части новое решение.
В удовлетворении административных исковых требований межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области к Романову А.Г. о взыскании транспортного налога за 2014 год, пеней по транспортному налогу и пеней по земельному налогу отказать.
Решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 06 июня 2016 года в части взыскания с Романова А.Г. земельного налога за 2014 год и государственной пошлины изменить, снизить сумму подлежащей взысканию задолженности по уплате земельного налога за 2014 год до 4 035 рублей и государственной пошлины в доход местного бюджета - до 400 рублей.
Председательствующий И.А. Сотников
Судьи: А.А. Коничева
Е.Г. Медведчиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.