Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего судей областного суда
при секретаре
Апокиной Е.В.,
Маклашова В.И., Бобылевой Л.Н.,
Фокиной М.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Гузанова А.А. на решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 29 апреля 2016 года по делу по иску Гузанова А.А. к Фонду социального страхования Российской Федерации, Государственному учреждению - Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного трудовым увечьем.
Заслушав доклад судьи Апокиной Е.В., объяснения Гузанова А.А., поддержавшего доводы жалобы и просившего отменить решение суда, объяснения представителя Государственного учреждения - Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности Овчинниковой Н.С., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гузанов А.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что с 13.06.1981 года по 31.12.1989 года работал ... , ... Минтопэнерго СССР на участке Литовэнергострой в УМУС Кайшядорской ГАЭС. 16.01.1986 года во время производства ремонтных работ произошел несчастный случай на производстве, в результате которого он стал инвалидом 1 группы. С 1999 года по причине утраты полной нетрудоспособности не работает, единовременное пособие, а также ежемесячные выплаты за утрату здоровья причиненного увечьем в связи с потерей трудоспособности, не начисляются и не производились. Инвалидность установлена ему 14.01.2000 года медико - социальным экспертным учреждением г. Липецка. В 2000 году он обратился в Фонд социального страхования РФ с заявлением о компенсации выплат по трудовому увечью, в чем ему письмами N 02-15/07-2866 от 08.12.2000 года, N 02- 15/07-1432 от 01.02.2001 года было отказано. Находит отказ не основанным на законе и просит взыскать с ответчиков единовременное пособие по увечью в размере ... рублей, компенсационные выплаты в связи с утратой здоровья за период с 2009 года по февраль 2016 года в размере ... рублей, компенсационные выплаты за причиненный вред
здоровью за период с 2009 года по февраль 2016 года в размере ... рублей, производить ежемесячные выплаты пособия по трудовому увечью с учетом применения коэффициента инфляции в размере ... рублей.
В судебном заседании Гузанов А.А. поддержал заявленные требования показал, что после получения увечья, около полугода находился в больнице, до 1989 года продолжал работать на предприятии рабочим карьера. Акт о несчастном случае на производстве был истребован медицинским учреждением при установлении группы инвалидности, написание в графе 17 акта последствия несчастного случая - полная потеря зрения, объяснить ничем не может, видимо эта дописка выполнена в больнице. Так как увечье им получено в СССР, куда входила Литва, считает, что пособие по увечью должен возмещаться ему Фондом социального страхования РФ в силу того, что при распаде Союза, возмещение вреда было передано Фонду социального страхования. С заявлением к работодателю, непосредственно в Литву, он не обращался, т.к. обращение требует предоставление подтверждающих документов, которые необходимо предоставлять на литовском языке, что для него затруднительно в силу незнания литовского языка.
Ответчик - представитель ГУ Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской федерации Овчинникова Н.С. заявленные требования не признала и показала, что истец с заявлением о возмещении вреда, причиненного трудовым увечьем, в отделение Фонда социального страхования в г. Брянске не обращался. Если бы такое заявление поступило, то последовал бы отказ в силу того, увечье истцом получено в 1986 году, а Фонд социального страхования существует с 06.01.2000 года, ответственность по возмещению вреда по увечью до образования фонда лежала на работодателе. Обеспечение по обязательному социальному страхованию производится в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ от 24.07.1998 года "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", вступившим в силу 06.01.2000 года. Предприятие, на котором работал истец в момент получения увечья, находилось под юрисдикцией Литовской ССР. До распада Союза, возмещение вреда производилось работодателем на основании Правил возмещения предприятиями ущерба, связанного с исполнением трудовых обязанностей, которые с 01.12.1992 года не применяются в связи с утвержденными 24.12.1992 года Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболевание иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей. Действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, зарегистрированных в установленном порядке и на которых имеет место уплаты работодателем страховых платежей, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации. Получение гражданином увечья, расследуется работодателем, где составляется акт о несчастном случае. Так как увечье получено истцом в период его работы в Управлении Механизации Кайшядорской электростанции Литовской ССР, то с требованиями о возмещении вреда, причиненного трудовым увечьем, он должен обращаться непосредственно к работодателю.
Дело рассмотрено в отсутствие извещенного надлежащим образом о времени и месте слушания дела представителя Фонда социального страхования Российской федерации, предоставившего в суд отзыв, в котором указано, что к правоотношениям, вытекающим из возмещения вреда Гузанову А.А., должно быть применено законодательство Литовской Республики. Согласно ст. 40, заключенного 21.07.1992 года между Российской Федерацией и Литовской Республикой Договора "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, обязательства по возмещению вреда определяются по законодательству той страны, на территории которой имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для требования возмещения вреда. В п.3 ст. 40 Договора указано, что по гражданским делам о возмещении вреда компетентен суд договаривающейся стороны, на территории которой имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда. Кроме того, потерпевший может предъявить иск так же в суд договаривающейся стороны, на территории которой имеет место жительства ответчик. При этом компетентным судом по указанному спору должен выступать суд Литовской Республики. В удовлетворении заявленных Гузановым А. А. требованиях просит отказать.
Решением Новозыбковского городского суда Брянской области от 29 апреля 2016 года в удовлетворении исковых требований Гузанова А.А. отказано.
В апелляционной жалобе Гузанов А.А. просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу управляющий Государственного учреждения - Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Старченко Т.А. просила оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Фонда социального страхования Российской Федерации, не явился. Судебная коллегия в силу ч.3 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, заслушав объяснения участвующих в деле лиц и их представителей, судебная коллегия приходит к следующему.
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона N 125-ФЗ от 24.07.1998 года "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора Российской Федерации.
Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Задачами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является
обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;
возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Настоящий Федеральный закон не ограничивает права застрахованных на возмещение вреда, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, в части, превышающей обеспечение по страхованию, осуществляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом-
В случае причинения вреда жизни и здоровью застрахованного обеспечение до страхованию осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом независимо от возмещения вреда, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Обеспечение по страхованию, это страховое возмещение вреда, причиненного в результате наступления страхового случая жизни и здоровью застрахованного, в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком застрахованному или лицам, имеющим на это право в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 40 Договора, заключенного 21.07.1992 года между Российской Федерацией и Литовской Республикой "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" предусмотрено, что обязательства о возмещении вреда, кроме вытекающих из договоров и других правомерных действий, определяются по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда (п.1). Если причинитель вреда и потерпевший являются гражданами одной Договаривающейся Стороны, применяется законодательство Договаривающейся Стороны, в суд которой подано заявление (п.2). По делам, упомянутым в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, компетентен суд Договаривающейся Стороны, на территории которой имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда. Потерпевший может предъявить иск также в суд Договаривающейся Стороны, на территории которой имеет местожительство ответчик (п.3).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Гузанов А.А. в период с 13.06.1981 года по 31.12.1989 года работал в Управлении Механизации Кайшядорской ГАЭС Литовской ССР, находящемся в г. Круонис Литовской ССР ( л.д. 12).
16.01.1986 года с Гузановым А.А. произошел несчастный случай на производстве, что подтверждается актом формы Н-1 о несчастном случае на производстве от 17.01.1986 года.
Справкой Медико-социальной экспертизы от 14.01.2000 года N191970 в результате трудового увечья на производстве Гузанову А.А. установлена ... инвалидности по ... бессрочно.
В момент получения увечья действовали Правила возмещения предприятиями ущерба, связанного с исполнением трудовых обязанностей, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 03.07.1984 года N 690, которые не применяются с 01.12.1992 года в связи с вступлением в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.1992 года "Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием, иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей".
Разрешая спор суд первой инстанции руководствовался ФЗ N 125-ФЗ от 24.07.1998 года "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", и положениями международного договора, исходил из того, что работодатель причинитель вреда Гузанову А.А., Управление Механизации Кайшядорской ГАЭС, расположено в г. Круонис Литовской Республики, следовательно, к правоотношениям, вытекающим из возмещения вреда Гузанову А. А., должно быть применено законодательство Литовской Республики, пришел к выводу, что правовых оснований у Фонда социального страхования и Брянского регионального отделения фонда социального страхования для назначения страхового возмещения Гузанову А.А., не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их соответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы Гузанова А.А. о временной работе в Литовской Республике в период получения трудового увечья, не нашли своего подтверждения.
Как следует из представленных им документов, в том числе, акта о несчастном случае на производстве, выписке из акта освидетельствования МСЭК, справке о месте работы в период с 1981 года по 1989 год, выданной Управлением Механизации Кайшядорской ГАЭС, названные документы не содержат сведений о временном характере работы в Управлении механизации Кайшядорской ГАЭС, расположенной на территории Литовской Республики.
Не указывает Гузанов А.А. на иного работодателя и при даче своих пояснений в суде.
Таким образом, в суде установлено, что причинение вреда здоровью Гузанову А.А. произошло на территории иного государства (Литовской Республики), причинителем вреда является предприятие, также расположенное на территории этого государства.
При этом, ни по законодательству СССР, ни по законодательству Российской Федерации, за Гузановым А.А. в связи с его необращением не признавалось право на получение возмещения вреда, причиненного увечьем, связанными с исполнением трудовых обязанностей, до принятия Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В этом случае, при наличии международного соглашения, участниками которого являются Российская Федерация и Литовская Республика, судом первой инстанции правильно отмечено, что положения международного договора имеют приоритет при выборе норм материального права, подлежащих применению при разрешении заявленных истцом требований.
Суд пришел к правильному выводу и о том, что правовых оснований для возложения обязанности на указанных Гузановым А.А. ответчиков по начислению и выплате сумм возмещения вреда здоровью, не имеется.
Действовавшие до вступления в силу Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (т.е. до 6 января 2000 года) Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей (утверждены Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4214-I), равно как и предшествовавшие им Правила возмещения предприятиями, учреждениями, организациями ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 3 июля 1984 года N 690) предусматривали возмещение причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей вреда за счет средств работодателя, ответственного за причинение вреда, а в случае реорганизации или ликвидации предприятия - за счет средств его правопреемника, вышестоящего органа или органа, которому внесены или должны были быть внесены капитализированные суммы, подлежащие выплате в возмещение вреда.
С принятием Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в Российской Федерации осуществлен переход к страховому механизму возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, подлежащих указанному виду страхования, при исполнении ими обязанностей по трудовому договору и в иных случаях, закрепленных законом.
При этом было предусмотрено, что обеспечение по страхованию, устанавливаемое лицам, получившим до 6 января 2000 года увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей и подтвержденные в установленном порядке, производится Фондом социального страхования Российской Федерации (страховщиком) и не может быть ниже установленного им ранее в соответствии с законодательством Российской Федерации возмещения вреда (ст.28 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
Круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (застрахованных), определенный пунктом 1 статьи 5 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", аналогичен кругу лиц, которые до 6 января 2000 года имели право на возмещение вреда, причиненного их здоровью в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, за счет средств работодателя.
Действительно, согласно пункту 2 той же статьи действие данного Федерального закона распространяется как на граждан Российской Федерации, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Между тем, ссылаясь на указанную норму права, как на возможность применения последней к ситуации истца, Гузанов А.А. ошибочно трактует её вне системного толкования с иными нормами названного закона.
Как следует из статьи 3 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", страхователями являются все работодатели (как юридические лица любой организационно-правовой формы, так и физические лица), осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, в том числе иностранные организации, нанимающие граждан Российской Федерации.
Что касается иностранных юридических лиц, которые не осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации и, соответственно, не участвуют в формировании финансовой системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Российской Федерации, то они несут ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью своих работников, по правилам, действующим в соответствующем государстве. Это в полной мере относится к тем юридическим лицам, которые ранее осуществляли свою деятельность на территории бывших союзных республик в период существования СССР. (Определение Конституционного Суда РФ от 06.10.2008 N 1022-0-П.)
Включение в систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц, работающих или работавших ранее по трудовому договору в организациях, отнесенных статьей 3 названного Федерального закона к числу страхователей, не может рассматриваться как нарушение прав лиц, работавших на момент причинения вреда здоровью в организации, не находившейся на территории Российской Федерации, при том что для таких лиц сохраняется возможность возмещения вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей, на основании законодательного регулирования, действующего на территории того государства, где был причинен соответствующий вред. (Определение Конституционного Суда РФ от 06.10.2008 N 1022-0-П.).
Исходя из вышеприведенного анализа правового регулирования правоотношений по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве, установленному в Российской Федерации, судебная коллегия соглашается с выводом суда о невозможности применения к указанным истцом правоотношениям положений Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении заявленных требований к Фонду социального страхования Российской Федерации и Государственному учреждению - Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, как к органам, которые в силу закона не наделены полномочиями по установлению компенсаций в возмещение вреда в отношении лиц, получивших трудовое увечье до 06.01.2000г. на территории иных государств.
Принятое судом решение не лишает Гузанова А.А. судебной защиты своего права посредством предъявления иска к работодателю либо иному лицу, ответственному за возмещение вреда.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы, направленным на ошибочное субъективное толкование истцом норм материального права.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 29 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Гузанова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Е.В.Апокина
В.И.Маклашов
Л.Н.Бобылева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.