Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи областного суда Апокиной Е.В.,
при секретаре Фокиной М.О.,
с участием представителя административного истца Белаш С.В. по доверенности Погорелец А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Белаш С.В. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной,
установил:
Белаш С. В. обратилась в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ей на праве собственности земельных участков с кадастровым номером N, площадью 73 146 кв. м., расположенного по адресу: "адрес", категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для реакреационно-оздоровительных целей, кадастровой стоимостью "данные изъяты" руб. 38 коп., в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2015 г. - "данные изъяты" руб.; с кадастровым номером: N, площадью 178 938 кв. м., расположенного по адресу: "адрес", категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для реакреационно-оздоровительных целей, кадастровой стоимостью "данные изъяты" руб. 14 коп., в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2015 г. - "данные изъяты" руб.
В обоснование заявленных требований указала на то, что кадастровая стоимость земельных участков существенно превышает размер их рыночной стоимости, тем самым затронуты её права и обязанности плательщика земельного налога.
Надлежаще уведомленная о времени и месте судебного заседания Белаш С.В. в судебное заседание не явилась, её интересы в суде представляет по доверенности Погорелец А.В., просивший суд иск удовлетворить.
В судебное заседание не явились надлежаще извещенные о времени и месте слушания дела представители административных ответчиков и заинтересованных лиц. Представитель Управления имущественных отношений Брянской области представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, представитель Коржовоголубовского сельского поселения Клинцовского района Брянской области представил ходатайство о рассмотрении искового заявления в его отсутствие, также не возражал против удовлетворения заявленных требований, представитель Клинцовской районной администрации письменно просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие и представил отзыв на иск, в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований, в связи с тем, что уменьшение кадастровой стоимости спорных земельных участков приведет к уменьшению доходов консолидированного бюджета Клинцовского района, представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области письменно просил о рассмотрении дела в его отсутствие, сведений о причинах неявки представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (Управления Росреестра по Брянской области) суд не располагает.
С учетом положений статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, поддержавшего административный иск в полном объеме, исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к следующему.
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Брянской области выполнялись на основании Приказа управления имущественных отношений Брянской области от 11.02.2015 N 335 "О проведении государственной кадастровой оценки земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Брянской области".
С 28 декабря 2015 года вступил в силу Приказ Управления имущественных отношений Брянской области от 26.11.2015 N 1871 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального района "Клинцовский".
На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
Как установлено, Белаш С. В. на основании акта приема-передачи и договора купли-продажи от 23.12.2015 г. N 163 г. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для реакреационно-оздоровительных целей, площадью 73 146 кв. м., расположенный по адресу: "адрес" (свидетельство о государственной регистрации права АБ N от 14.01.2016 года (л.д.6). На основании акта приема-передачи и договора купли-продажи от 23.12.2015 г. N 162 г. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для реакреационно-оздоровительных целей, площадью 178 938 кв., расположенный по адресу: "адрес", (свидетельство о государственной регистрации права АБ N от 15.01.2016 года (л.д.5).
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального района "Клинцовский" утверждены приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 26.11.2015 N 1871 по состоянию на 01.01.2015г.
Земельные участки с кадастровыми номерами N, N поставлены на государственный кадастровый учет 27.05.2008г. Данные земельные участки по сведениям государственного кадастра недвижимости имеют категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для реакреационно-оздоровительных целей.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N внесена в государственный кадастр недвижимости на основании приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 26.11.2015 N 1871 и составляет "данные изъяты" руб. 38 коп..
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N внесена в государственный кадастр недвижимости на основании приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 26.11.2015 N 1871 и составляет "данные изъяты" руб. 14 коп..
Согласно пункта 2 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 указанной статьи в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального Закона РФ от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст. 12 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
В обоснование заявленных требований, Белаш С. В. представлены отчеты об оценке ООО "Негосударственной лабораторией судебной экспертизы" от 24.04.2016 года N 16-009-04 и N 16-008-04 согласно которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01.01.2015г. составляет "данные изъяты" руб. 38 коп., земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01.01.2015г. составляет "данные изъяты" руб. 14 коп., а также положительные экспертные заключения N Э16-0415-03-02 и N Э16-0415-03-01 от 17.05.2016 г., составленные экспертом Кийко Е.Н. (л.д.143-152 и 71-80).
Требования к содержанию и оформлению отчета об оценке устанавливаются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Как следует из разъяснений, содержащихся в пунктах 20 - 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности). При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам. В частности, исходя из положений абзаца первого статьи 4, статьи 15, абзаца четвертого статьи 15.1, статьи 24.7 Закона об оценочной деятельности отсутствие в отчете сведений об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика и непредставление иных доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, свидетельствует о том, что данное лицо не является субъектом оценочной деятельности, а составленный им отчет не может расцениваться как допустимое доказательство. При этом, по смыслу части 2 статьи 67 ГПК РФ и части 2 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации экспертное заключение саморегулируемой организации на отчет об оценке не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами (абзац восьмой статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности).
Изучив отчеты, составленные ООО "Негосударственной лабораторией судебной экспертизы", суд находит их допустимым доказательством, поскольку оценка произведена в соответствии с датой установления кадастровой стоимости земельных участков, методом сравнительного подхода, основанном на принципе замещения в соответствии с информацией об аналогичных сделках. Расчеты производились с применением метода сравнения продаж.
Оценщик Акиняев А.Г. является членом Саморегулируемой организации оценщиков НП "Кадастр-оценка", имеет необходимые дипломы. Кроме того, гражданская ответственность оценщика застрахована Брянским филиалом ОАО "АльфаСтрахование" в г.Брянске (л.д.68, 140).
Как следует из экспертных заключений N Э16-0415-03-02 и N Э16-0415-03-01 от 17.05.2016 г., составленных экспертом Кийко Е.Н., отчеты об оценке ООО "Негосударственной лабораторией судебной экспертизы" от 24.04.2016 года N 16-009-04 и N 16-008-04 соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочно деятельности. Стоимость объектов оценки, определенная оценщиком в отчетах об оценке, подтверждается (л.д.80, 152).
Судом административным ответчикам в предварительных судебных заседаниях разъяснялась обязанность доказывания недостоверности сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, разъяснено право ходатайствовать о назначении судебной экспертизы. Как следует из письменных отзывов на иск, административные ответчики представленные отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков не оспаривают, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявляют.
Исходя из вышеизложенного, с учетом правовых норм, регулирующих
спорные правоотношения, а также разъяснений, содержащихся в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", согласно которым, если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы, отсутствии таких доказательств со стороны ответчиков, оценив представленные административным истцом доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Белаш С.В. об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ей земельных участков в размере рыночной стоимости, определенной в отчетах от 24.04.2016 года N 16-009-04 и N 16-008-04 составленных ООО "Негосударственной лабораторией судебной экспертизы", по состоянию на 01.01.2015г. в размере "данные изъяты" руб. и "данные изъяты" руб.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В данном случае истец обратился с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд 09 июня 2016 г.
В соответствии с п. 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 года N П/93, федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
В Брянской области данные полномочия возложены на филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по Брянской области", который в силу закона на основании решения суда обязан совершить действия по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости в отношении сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск Белаш С.В. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, площадью 73 146 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для рекреационно-оздоровительных целей, равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" руб., по состоянию на 01.01.2015 г. до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, площадью 178 938 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для рекреационно-оздоровительных целей, равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" руб., по состоянию на 01.01.2015 г. до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления Белаш С.В. считать 09 июня 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий,
судья Брянского областного суда- Е.В.Апокина
Решение принято в окончательной форме 29.07.2016г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.