Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей: Цехомской Е.В., Сидорова В.В.,
по докладу судьи Цехомской Е.В.,
при секретаре Рысине А.Ю.,
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации Краснодарского края на основании доверенности Попова М.Г., представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края на основании доверенности Кивоенко Т.И. на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 17 марта 2016 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Гребенщиков С.И. обратился в суд с административным иском к администрации Краснодарского края, департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании действий незаконными.
В обоснование административного иска указано, что Гребенщиков С.И. является собственником земельного участка площадью " ... " кв.м. с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: " ... ". Административный истец направил в адрес главы администрации (губернатора) Краснодарского края ходатайство о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель - " ... " Письмом от 30 декабря 2015 г. N 52-5451ж/15-12.03 департамент имущественных отношений Краснодарского края по поручению администрации рассмотрел вышеуказанное ходатайство и уведомил истца об отказе в переводе земельного участка в иную категорию земель, поскольку земельный участок частично находится в зоне промышленно-производственных предприятий, частично не зонирован. Гребенщиков С.И. полагает решение административного ответчика незаконным, нарушающим его права.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 17 марта 2016 г. иск Гребенщикова С.И. удовлетворен. Суд признал незаконными действия администрации Краснодарского края, выраженные в письма от 30 декабря 2015 г. N 52-5451ж/15-12.03, об отказе в переводе земельного участка в категорию земель - " ... ". Суд обязал администрацию Краснодарского края устранить допущенное нарушение прав Гребенщикова С.И. путем издания акта о переводе земельного участка с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: " ... " в границах, указанных в выписке из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли " ... "
" ... " решением суда и просят его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца. В обоснование жалоб указывают, что судом допущены нарушения норм материального права и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Заслушав представителей администрации Краснодарского края на основании доверенностей Попова М.Г. и Гонтарь А.О., представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края на основании доверенности Прочко Е.П., настаивавших на удовлетворении апелляционных жалоб, представителя административного истца на основании доверенности Черноморченко С.В., полагавшего решение законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, дополнений к жалобе, судебная коллегия оснований для отмены судебного акта не усмотрела.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Одним из основополагающих принципов земельного законодательства, закрепленных в подпункте 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ обязанность собственников земельных участков использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежность к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Как установлено судом, Гребенщикову С.И. на основании договора купли-продажи земельного участка от " ... " г. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью " ... " кв.м. с кадастровым номером " ... ", расположенный по адресу: " ... "
5 ноября 2015 г. административный истец направил в адрес главы администрации (губернатора) Краснодарского края ходатайство о переводе земель " ... ", в том числе земельных участков, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию, которым испрашивалось о переводе земельного участка площадью " ... " кв.м., с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: " ... " в границах, указанных в выписке из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - " ... "
Письмом от 30 декабря 2015 г. N 52-5451ж/15-12.03 департаментом имущественных отношений Краснодарского края отказано в переводе земельного участка в иную категорию земель, поскольку земельный участок частично находится в зоне " ... ", частично не зонирован.
Давая оценку оспариваемому решению органа власти субъекта, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права.
Согласно абзацу 1 подпункта 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, органами исполнительной власти субъектов РФ. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 172-ФЗ от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее Федеральный закон N 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом РФ, Федеральным законом N 172-ФЗ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Решение вопросов планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель в силу положений подпункта 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ решение о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую принимается путем принятия акта исполнительного органа государственной власти.
Статьей 4 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 г. N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" на высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края - администрацию Краснодарского края возложены полномочия по переводу земель из одной категории в другую, а также установлению содержания ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состава прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации.
По результатам рассмотрения ходатайства уполномоченным органом власти принимается решение о переводе земельных участков из одной категории в другую либо решение об отказе в переводе земельных участков в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона.
В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо, либо к ходатайству приложены документы, форма, состав или содержание которых не соответствует требованиям земельного законодательства (часть 2 статьи 3 Федерального закона).
Функциями по подготовке в установленном законодательством порядке и представлению в администрацию Краснодарского края предложений о переводе земельных участков из одной категории в другую, по отказу в рассмотрении ходатайств о переводе земельных участков из одной категории в другую и отказу в переводе земельных участков из одной категории в другую наделен департамент имущественных отношений Краснодарского края в соответствии с пунктом 3.19 Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 г. N 345.
Согласно статье 4 Федерального закона N 172-ФЗ основанием для отказа в переводе являются установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной либо лесоустроительной документации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы: выписка из государственного земельного кадастра относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить (Постановление Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним"); заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами (заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, статья 18 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"); согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.
Судом установлено, что административный истец предоставил административному ответчику необходимый пакет документов.
В силу статьи 4 Федерального закона N 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В соответствии с частью 4 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления; решений о переводе земель из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).
Исходя из части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ генеральные планы поселений и городских округов наряду со схемами территориального планирования муниципальных районов являются документами территориального планирования муниципальных образований.
В ответ на обращение Гребенщикова С.И. департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар письмом N 29/1669-1 от 14 мая 2014 г. уведомил последнего о том, что размещение " ... " на спорном земельном участке соответствует документам территориального планирования. Перевод земельного участка в категорию земель - " ... " считает возможным и обоснованным.
Кроме того, административный истец обратился в адрес старшего авиационного начальника Аэродрома "Краснодар-Центральный" Борисюк Д.С. с заявлением о согласовании размещения производственно-складских помещений на земельном участке. В ответ на указанное заявление (письмом N 32/19 от 7 октября 2015 г.) Гребенщиков С.И. уведомлен о том, что строительство производственно-складских помещений на земельном участке по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, район п. Индустриальный, кадастровый номер " ... ", возможно и влияние на безопасность выполнения полетов воздушных судов (как искусственное препятствие) не оказывает.
Также письмом Южного МТУ Росавиации (N 10-20ю5/1066-э от 3 ноября 2015 г.) указано, что на земельном участке возможно промышленное строительство с соблюдением требований воздушного законодательства РФ, Южное МТУ Росавиации не возражает в переводе земельного участка " ... "
Из письма от 30 декабря 2015 г. N 52-5451ж/15-12.03 следует, что спорный земельный участок частично находится в " ... ", частично не зонирован.
Принимая во внимание, что земельный участок с кадастровым номером " ... ", расположенный по адресу: Россия " ... " преимущественно находится в " ... ", суд первой инстанции правомерно указал, что размещение производственно-складских помещений на спорном земельном участке соответствует документам территориального планирования и его перевод в категорию земель - " ... " возможен и обоснован.
На основании подпункта "б" пункта 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен.
При этом в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 3 части 9 настоящей статьи возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, доводы истца о незаконности действий административного ответчика последним не опровергнуты. Факт нарушения прав истца правильно установлен судом первой инстанции.
Пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ предусматривает, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований истца следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалоб направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 17 марта 2016 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя администрации Краснодарского края на основании доверенности Попова М.Г., представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края на основании доверенности Кивоенко Т.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.