Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Лепёшина Д.А.,
судей Гришиной Г.Н. и Сергеевой С.М.,
при секретаре Филинове Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 4 августа 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа-интернат N 1 города Коврова на решение Ковровского городского суда от 22 апреля 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Ковровского городского прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию города Коврова и Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа-интернат N 1 города Коврова в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на устранение нарушений законодательства о противодействии терроризму, о защите прав несовершеннолетних, санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства путем:
установки полного ограждения территории школы забором;
- приведения в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями внутреннюю отделку в помещениях школы: учебные кабинеты русского языка (2 этаж), химии, черчения, музыки, математики, обслуживающего труда, помещения для хранения чистого белья, уборочного инвентаря, помещение для хранения дезинфицирующих средств и приготовления дезинфицирующих растворов, спальни 2 этажа (N13, 15-20), умывальни и ногомойки (2-3 этаж), комнаты гигиены девочек, игровые 7-го и 9-го классов (3 этаж), душевой и раздевалки при спортзале, коридоры;
- оборудования туалета для девочек, расположенного на 1 этаже школы, кабинетами и дверями;
- приведения в работоспособное состояние автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в помещении столовой школы;
- установки пожарного крана N 10, исключив резкий перегиб пожарного рукава;
- проведения эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах;
- выполнения пожарных шкафов из негорючих материалов;
- оснащений медицинского кабинета школы необходимым медицинским оборудованием и инвентарем в соответствии с Приказом Минздрава России от 5 ноября 2013 года N 822н.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения представителя МКОУ основная общеобразовательная школа-интернат N 1 города Коврова Гарова А.И., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Лапицкой Д.В., просившей изменить решение в части срока его исполнения и разграничить между ответчиками обязанности по его исполнению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ковровский городской прокурор, уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Коврова Владимирской области и Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению основная общеобразовательная школа-интернат N 1 города Коврова (далее школа интернат N 1) об устранении нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства и о защите прав несовершеннолетних.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки, проведенной Ковровской городской прокуратурой в школе-интернате N 1 города Коврова, установлено, что помещения образовательного учреждения не отвечают требованиям безопасности, а также санитарно-эпидемиологическим требованиям. В помещениях школы-интерната N 1 в нарушение СанПиНа не проведена внутренняя отделка кабинетов, помещения для хранения чистого белья, уборочного инвентаря, помещения для хранения дезинфицирующих средств и приготовления дезинфицирующих растворов; спальни 2 этажа, умывальни и ногомойки, комнаты гигиены девочек, игровых 7 и 9 классов, душевой и раздевалки при спортзале, коридоров; не оборудован туалет для девочек, расположенный на 1 этаже школы, кабинами и дверями; медицинский кабинет школы не оснащен необходимым медицинским оборудованием и инвентарем в соответствии с Приказом Минздрава России от 5 ноября 2013 года N 822н; отсутствует полное ограждение территории школы забором, а также выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Прокурор просил обязать администрацию города Коврова и школу-интернат N 1 в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить указанные выше нарушения.
В судебном заседании старший помощник Ковровского прокурора поддержала уточненные исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в иске, просила суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации города Коврова по доверенности Кузина Н.Н. исковые требования не признала, пояснила, что администрация города Коврова не является надлежащим ответчиком по делу. Указала, что установленный судом первой инстанции трехмесячный срок выполнения работ по приведению школы-интерната в соответствие с санитарными требованиями является не реальным, поскольку не учитывает объем возлагаемых обязательств, при этом ссылается на положения Федерального Закона N 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года "О контрактной основе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Просила увеличить срок для добровольного исполнения обязательств до шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Представитель ответчика школы-интерната N 1 Гаров А.И. согласился с исковыми требованиями Ковровского городского прокурора, при этом, просил установить более разумный срок для исполнения решения суда, а именно до шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Владимирской области по доверенности Ершов В.П. поддержал исковые требования Ковровского городского прокурора.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Владимирской области, надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного разбирательства, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа-интернат N 1 города Коврова просит отменить указанное решение в части установленного срока для исполнения решения суда. Полагает, что исполнение решения суда в течение 3 месяцев со дня вступления его в законную силу невозможно, поскольку после выделения денежных средств необходимо проведение торгов в соответствии с Федеральным законом "О контрактной основе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на что необходимо время. Просит установить срок для исполнения решения суда в течение одного года со дня вступления его в законную силу, поскольку трех месяцев недостаточно.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация города Коврова поддерживает жалобу школы-интерната N 1.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика администрации г. Коврова не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В заседание суда апелляционной инстанции представители третьих лиц не явились, о явке извещались по правилам ст. 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в их отсутствие.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыв на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В п. 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация несет ответственность за качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Федерального закона "Об образовании в РФ" организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
В силу ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных образований обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений, организаций.
Статьями 139, 140 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Ковровской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и противопожарной безопасности в деятельности МКОУ "Школа-интернат N 1".
В ходе проведенной проверки установлено, что помещения МКОУ "Школа-интернат N 1" не отвечают требованиям пожарной безопасности, а также санитарно-эпидемиологическим требованиям.
При проверке прокуратурой города Коврова соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения был установлен целый ряд нарушений требований, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.4.5.2409-08, содержание которых перечислено в решении суда первой инстанции, а также нарушений пожарной безопасности. При этом, в проверке участвовали представители Роспотребнадзора по Владимирской области в г. Коврове и ОДН по г. Коврову.
Статьей 11 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года 3 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрена обязанность юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих соответствующий надзор, обеспечивать безопасность для здоровья человека оказываемых услуг, а в соответствии со ст. 28 этого же Закона, в школьных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, и выполнять требования санитарного законодательства, к числу которого для общеобразовательных учреждений относятся СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 189 от 29 декабря 2010 года.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10), направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях.
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что в соответствии с пунктом 1.4 Устава учредителем МКОУ "Школа-интернат N 1" является муниципальное образование г. Ковров, от имени которого функции и полномочия учредителя осуществляет администрация г. Коврова. На основании пункта 8.2 Устава школы-интерната финансовые средства, выделенные из бюджета города Коврова, являются источниками финансирования финансовых ресурсов школы-интерната N 1. Согласно пункта 8.3 Устава финансовое обеспечение деятельности школы-интерната осуществляется за счет средств бюджета г. Коврова и на основании бюджетной сметы.
При таких установленных по делу фактических обстоятельствах и требованиях законодательства, регулирующих спорные правоотношения, суд исходя из того, что выявленные в МКОУ "Школа-интернат N 1" нарушения санитарного и пожарного законодательства, а также законодательства об охране здоровья обучающихся влекут за собой негативные последствия, заключающиеся в возможности возникновения угрозы здоровью детей, правомерно удовлетворил исковые требования прокурора города Коврова, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, обязав МКОУ "Школа-интернат N 1" выполнить мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений, указав их в резолютивной части решения.
Выводы суда по существу заявленных исковых требований соответствуют требованиям закона и не оспариваются ответчиками.
Вместе с тем, удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд обязал обоих ответчиков провести определенный комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на устранение нарушений законодательства о противодействии терроризму, о защите прав несовершеннолетних, санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства, тогда как администрация города Коврова не обязана выполнять установленный судом комплекс работ, а должна выделить денежные средства на их выполнение.
В этой связи судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда в части возложения на администрацию города Коврова обязанностей по выполнению конкретных работ и обязать ее выделить денежные средства на перечисленные в резолютивной части решения работы, установив при этом ответчику срок для исполнения возложенных обязанностей по финансированию комплекса организационно-технических мероприятий в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, что позволит администрации города Коврова запланировать необходимое финансирование и осуществить его.
Кроме того, судебная коллегия находит заслуживающим внимания довод апелляционной жалобы о необоснованности и неразумности установленного судом трехмесячного срока со дня вступления решения в законную силу для устранения МКОУ "Школа-интернат N 1" выявленных недостатков, поскольку требуется проведение определенного круга мероприятий, связанных с составлением смет, проведением конкурса в целях заключения муниципального контракта на выполнение работ, закупкой материалов для ремонта.
Как усматривается из решения суда, для администрации города Коврова и МКОУ "Школа-интернат N 1" был установлен единый срок для исполнения возложенной судом обязанности - в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Судебной коллегией для администрации города Коврова установлен иной срок исполнения решения, а именно, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Принимая во внимание, что выполнение мероприятий по устранению выявленных недостатков возможно при условии наличия соответствующих денежных средств, срок исполнения решения суда для МКОУ "Школа-интернат N 1" должен быть установлен после выполнения администрацией города Коврова обязанностей по финансированию школьного учреждения.
Таким образом судебная коллегия считает необходимым изменить решение в части установленного судом срока выполнения работ для МКОУ "Школа-интернат N 1", увеличив его до шести месяцев после выполнения администрацией города Коврова обязанностей по финансированию школьного учреждения, что позволит выполнить работы в соответствии с установленным в решении сроком. Устанавливаемый судебной коллегией срок отвечает принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.
Иных оснований для изменения или отмены состоявшегося по делу решения апелляционная жалоба ответчика не содержит.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ковровского городского суда от 22 апреля 2016 года отменить в части возложения на администрацию города Коврова обязанностей по проведению комплекса организационно-технических мероприятий, направленных на устранение нарушений законодательства о противодействии терроризму, о защите прав несовершеннолетних, санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства путем:
установки полного ограждения территории школы забором; приведения в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями внутреннюю отделку в помещениях школы: учебные кабинеты русского языка (2 этаж), химии, черчения, музыки, математики, обслуживающего труда, помещения для хранения чистого белья, уборочного инвентаря, помещение для хранения дезинфицирующих средств и приготовления дезинфицирующих растворов, спальни 2 этажа (N13, 15-20), умывальни и ногомойки (2-3 этаж), комнаты гигиены девочек, игровые 7-го и 9-го классов (3 этаж), душевой и раздевалки при спортзале, коридоры; оборудования туалета для девочек, расположенного на 1 этаже школы, кабинетами и дверями; приведения в работоспособное состояние автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в помещении столовой школы; установки пожарного крана N 10, исключив резкий перегиб пожарного рукава; проведения эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах; выполнения пожарных шкафов из негорючих материалов; оснащений медицинского кабинета школы необходимым медицинским оборудованием и инвентарем в соответствии с Приказом Минздрава России от 5 ноября 2013 года N 822н.
Принять в этой части новое решение, которым обязать администрацию города Коврова выделить денежные средства на финансирование работ по проведению Муниципальным казенным общеобразовательным учреждением основная общеобразовательная школа-интернат N 1 города Коврова комплекса организационно-технических мероприятий, направленных на устранение нарушений законодательства о противодействии терроризму, о защите прав несовершеннолетних, санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда в части срока исполнения Муниципальным казенным общеобразовательным учреждением основная общеобразовательная школа-интернат N 1 города Коврова обязанностей по проведению комплекса организационно-технических мероприятий, направленных на устранение нарушений законодательства о противодействии терроризму, о защите прав несовершеннолетних, санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства, изменить, установив его в течение шести месяцев со дня поступления денежных средств, выделенных на проведение указанных работ.
В остальной части решение Ковровского городского суда от 22 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального казенного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа-интернат N 1 города Коврова - без удовлетворения.
Председательствующий Лепёшин Д.А.
Судьи Гришина Г.Н.
Сергеева С.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.