Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.
и судей Огудиной Л.В., Самылова Ю.В.
при секретаре Пурышевой С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 5 мая 2016 года административное дело по апелляционной жалобе Куровой М. А. на решение Ленинского районного суда г. Владимира от 8 февраля 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Куровой М.В. к территориальному отделению Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в г.Владимир /далее - ТО ФГКУ ЗРУЖО МО РФ в г.Владимир/, Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации /далее - ФГКУ ЗРУЖО МО РФ/, Министерству обороны Российской Федерации /далее - МО РФ/ о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, от **** **** и об обязании принять на данный учет.
Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., судебная коллегия
установила:
Курова М.А. обратилась в суд с административным иском к указанным административным ответчикам, предъявив изложенные выше требования.
В обоснование требований указала, что проходила военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, состояла в браке с военнослужащим К., который составом семьи три человека (он, сын и она / Курова М.А./ был включен в список нуждающихся в жилой площади для обеспечения по избранному месту жительства в ****. В связи с расторжением **** брака К. **** обратился к начальнику 1-го отдела ФГУ ЗРУЖО МО РФ ( ****) с заявлением об изменении состава его семьи, состоящей на учете нуждающихся в жилом помещении. Она была исключена из состава семьи, и супруг с сыном получили жилое помещение по договору социального найма. Приказом Минобороны РФ от **** она уволена в запас, выслуга лет составила более **** лет, жилым помещением по линии Министерства обороны РФ не обеспечена. В **** года она обратилась в ТО ФГКУ ЗРУЖО МО РФ в г.Владимир с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях. Однако решением **** территориального отдела от **** ей отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, так как она не является военнослужащей на момент обращения с заявлением, а также по состоянию на **** имела в собственности недвижимость, которая была ею отчуждена, и не истекло 5 лет с момента совершения сделки, в связи с чем, на момент увольнения у неё отсутствовало право на постановку на учет. Полагала данное решение незаконным, нарушающим её право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и просила обязать ТО ФГКУ ЗРУЖО МО РФ в г.Владимир принять её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.
В судебном заседании административный истец Курова М.А. и её представитель адвокат Кузина Е.В. требования поддержали. Дополнительно пояснили, что наличие стажа военной службы более 20 лет, несение службы в закрытом военном городке, проживание в служебной квартире давало право на получение постоянного жилого помещения. Также указали на отсутствие умысла на ухудшение жилищных условий, так как в **** году после смерти родителей административный истец с сестрой получили в наследство по **** доли каждая в праве на жилое помещение, расположенное по адресу: ****, и во исполнение данного сестре обещания Курова М.А. **** подарила ей свою долю в праве. На дату обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилье с момента сделки истекло пять лет.
Представитель административного ответчика - ТО ФГКУ ЗРУЖО МО РФ в г.Владимир в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором просил в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, по изложенным в оспариваемом решении основаниям.
Административные ответчики - МО РФ и ФГКУ ЗРУЖО МО РФ, заинтересованное лицо - восковая часть **** в суд своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представитель войсковой части не возражал против удовлетворения административного иска.
Судом постановлено оспариваемое решение.
В апелляционной жалобе Курова М.А. просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное, в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права и неприменением закона, подлежащего применению (ст. 53 ЖК РФ). Указывает на отсутствие у неё умысла на ухудшение жилищных условий, истечении 5 лет с момента сделки, о наличии в силу закона права на обеспечение жилым помещением на момент увольнения и в настоящее время, нахождением её в списках нуждающихся в жилых помещениях по месту службы.
В суд апелляционной инстанции представители административных ответчиков и заинтересованного лица не явились, о времени и месте
слушания дела извещены надлежащим образом, ТО ФГКУ ЗРУЖО МО РФ в г.Владимир и МО РФ представили письменные возражения на жалобу. Представитель МО РФ просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Судебной коллегией определено о рассмотрении дела в отсутствие неявившхся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения административного истца Куровой М.А. и её представителя адвоката Кузиной Е.В., поддержавших жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению судебного решения с учетом следующего.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно абз. 3 п. 5 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно", в отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, заявление о постановке на учет и необходимые документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.
Пунктом 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Минобороны РФ от 15.09.2010 N 1289, предусмотрен порядок подачи военнослужащим, имеющим в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа заявления о принятии на данный учет и перечень необходимых документов.
Приказом Минобороны РФ от 03.11.2010 N 1455 (с учетом приказа от 05.04.2011 N 453) уполномоченным органом определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе через Федеральное государственное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, за которым приказом Минобороны РФ от 27.08.2010 N 1135 закреплена Владимирская область.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
По делу установлено, что **** Курова М.А. проходила военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с **** по ****; приказом Министра обороны Российской Федерации от **** **** уволена с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и с **** - исключена из списков личного состава части ****. Общая выслуга лет составила ****.
В настоящее время Курова М.А. является гражданской служащей в войсковой части **** ****.
Курова М.А. с **** состояла в браке К. и проживала по адресу: ****
Также установлено, что Куровой М.А. на основании договора дарения от **** принадлежала **** доля в праве собственности на жилой дом общей площадью **** кв.м (жилой - **** кв.м), расположенный по адресу: ****.
**** Курова М.А. на основании договора дарения передала в собственность сестры В. **** долю в праве собственности на указанный жилой дом, а также земельный участок площадью **** кв.м. **** данный договор прошел регистрацию в Управлении Росреестра по Владимирской области.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части **** от **** **** **** К. с семьей 3 человека (он, супруга Курова М.А. и сын И.) принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту службы для обеспечения жилым помещением по договору социального найма по избранному месту жительства, поставлен на компьютерный учет. Учитывая, что в силу действующего законодательства, когда оба супруга являлись военнослужащими и имели право постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, на этот учет мог быть принят один из них, второй супруг указывался в составе семьи.
Согласно выписки из решения начальника 1-го территориального отдела ФГУ ЗРУЖО МО РФ от **** ****/ТС К. составом семьи 3 человека (он, сын и супруга) принят на учет нуждающихся в жилых помещениях с **** для обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства - ****.
**** брак между Куровой М.А. и К. расторгнут, и **** К. обратился к начальнику 1-го территориального отдела ФГУ ЗРУЖО МО РФ с заявлением о внесении изменений в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, в связи с изменением состава его семьи.
Впоследствии К. и И. были обеспечены жилым помещением по договору социального найма, что не оспаривалось. К. жилым помещением по линии Министерства обороны РФ не обеспечивалась, решения об исключении её из списков нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по избранному месту жительства уполномоченными органами не представлено.
**** Курова М.А. освободила служебное жилое помещение по адресу: ****, предоставленное ранее на её семью из трех человек, и ей предоставлено другое служебное жилое помещение (однокомнатная квартира) по адресу: ****; договор найма служебного жилого помещения заключен ****.
**** Курова М.А. обратилась в ТО ФГКУ ЗРУЖО МО РФ в г.Владимир с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
**** решением начальника территориального отделения ФГКУ ЗРУЖО МО РФ в г.Владимир **** в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении Куровой М.А. отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку представлены документы, не подтверждающие право состоять на этом учете. Указано, что на дату обращения с указанным заявлением она не являлась военнослужащей, в связи с чем право на постановку на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма по линии Министерства обороны Российской Федерации, у неё отсутствует. Дополнительно указано на совершение ею действий по намеренному ухудшению жилищных условий (ст. 53 ЖК РФ), с момента совершения которых на дату увольнения не истекло 5 лет.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении, он должен обратиться с соответствующим заявлением в период прохождения военной службы, что фактически является способом реализации возникшего права.
Поскольку Курова М.А. на момент обращения в **** году с заявлением
о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях утратила статус военнослужащего (исключена из списков личного состава войсковой части в **** году), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности оспариваемого решения от **** **** и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции, принятым исходя из представленных доказательств и заявленных административным истцом требований, при правильном применении норм материального права.
Отклоняя доводы жалобы, судебная коллегия учитывает, что оспариваемое решение от **** принято административным ответчиком в пределах предоставленных полномочий и компетенции, исходя из даты обращения Куровой М.А. ( **** год) и законодательства, действующего на дату обращения, обусловлено отсутствием у неё статуса военнослужащего, и закону не противоречит, прав и законных интересов Куровой М.А. не нарушает. В связи с этим, оснований для признания данного решения незаконным у суда не имелось. Решение суда принято в пределах избранного административным истцом способа защиты права.
Доводы административного истца и её представителя со ссылками на рапорт Куровой М.А. об увольнении и лист беседы от ****, в которых ею ставился вопрос об обеспечении жилым помещением по линии Министерства обороны РФ в качестве условия при увольнении, на отсутствие сведений об отказе в удовлетворении просьбы об оставлении на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении; на письма войсковой части **** от **** и **** о том, что Курова М.А. увольнялась с оставлением в списках части на получение постоянного жилья по избранному месту жительства в ****, и на отсутствие решений о снятии Куровой М.А. с данного учета, могли бы иметь правовое значение при проверке законности решений, принятых в отношении неё до увольнения с военной службы, и рассмотрении требований о предоставлении жилого помещения либо о восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако подобные требования Куровой М.А. перед административными ответчиками в **** году и судом не ставились, и предметом судебной проверки в рамках настоящего дела не являются. В связи с этим решение суда по настоящему делу не препятствует её праву на обращение в суд с избранием иных способов защиты своего права.
Указание в описательной части оспариваемого решения ТО ФГКУ ЗРУЖО МО РФ в г.Владимир от **** нормы права с ошибкой (ст. 52 ЖК РФ вместо ст. 54 ЖК РФ), на что указано в апелляционной жалобе, не влечет признание его незаконным. Отказ в принятии на учет Куровой М.А. в решении мотивирован и есть ссылка на норму п. 2 ст. 54 ЖК РФ.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что суд первой инстанции не принял во внимание доводы административного истца об отсутствии умысла на ухудшение жилищных условий при отчуждении доли в жилом доме сестре и, что с момента совершения этой сделки по состоянию на **** год истекло пять лет, не влечет признание оспариваемого решения от **** незаконным и не является основанием для отмены судебного решения, поскольку выводы суда и административного ответчика относительно ухудшения Куровой М.А. жилищных условий в **** году не являются юридически значимыми в данном конкретном случае, так как основанием для отказа в принятии на учет нуждающихся в **** году является отсутствие у неё статуса военнослужащей на момент обращения с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении.
Довод жалобы о проживании Куровой М.А. в закрытом военном городке, как на самостоятельное основание возникновения права на получение жилого помещения, несостоятелен, поскольку распоряжением Правительства РФ от 11.10.2011 N 1779-р **** исключен из перечня закрытых военных городков. Кроме того, вопрос об обеспечении жилым помещением предметом рассмотрения по настоящему делу не является.
Решение суда первой инстанции вынесено с соблюдением норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения судебного решения, у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 308-309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Владимира от 8 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Куровой М. А. - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи: Л.В. Огудина
Ю.В. Самылов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.