Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.
и судей Огудиной Л.В., Емельяновой О.И.
при секретаре Кудрявовой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 12 мая 2016 года административное дело по апелляционной жалобе Куликовой Н. А. на решение Муромского городского суда Владимирской области от 4 февраля 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Муромского городского прокурора в интересах Куликовой Н.А. к администрации округа Муром Владимирской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении жилого помещения, и возложении обязанности предоставить Куликовой Н.А. на семью из двух человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее **** кв.м, жилой площадью не менее **** кв.м, расположенное во вновь возведенном жилом доме, в черте муниципального образования округ Муром.
Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., судебная коллегия
установила:
Муромский городской прокурор, действующий в интересах Куликовой Н.А., обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации округа Муром, предъявив указанные выше требования.
В обоснование требований, с учетом уточнения иска в порядке ст.46 КАС РФ, указал, что по результатам прокурорской проверки в связи с обращением Куликовой Н.А. по вопросу непредставления ей жилого помещения по договору социального найма установлено, что по договору социального найма ей предоставлено жилое помещение общей площадью **** кв.м (жилой площадью **** кв.м), расположенное по адресу: ****. Данная однокомнатная квартира постановлением главы администрации округа Муром от **** **** была включена в адресный перечень мероприятий долгосрочной целевой программы "Реконструкция и капитальный ремонт жилищного фонда округа Муром на **** годы", однако работы по капитальному ремонту жилого помещения не были завершены. Заключением межведомственной комиссии администрации округа Муром от **** ****, утвержденным постановлением главы администрации округа Муром от **** ****, указанное жилое помещение признано несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и непригодным для проживания; установлен срок для отселения граждан до ****. Постановлением администрации округа Муром от **** **** утвержден протокол жилищной комиссии, в соответствии с которым Куликова Н.А. составом семьи два человека (она и дочь М.) признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и включена в список на предоставление жилого помещения вне очереди. Постановлением администрации округа Муром от **** **** Куликова Н.А. признана малоимущей. Полагал бездействие администрации округа Муром незаконным, поскольку имеющееся по договору социального найма жилое помещение исключает возможность использования его по целевому назначению, срок предоставления жилого помещения, установленный постановлением администрации округа Муром до ****, истек, но по состоянию на **** жилое помещение Куликовой Н.А. не предоставлено, она жилым помещением не обеспечена, чем нарушены её жилищные права. В обоснование необходимости предоставления Куликовой Н.А. равнозначного жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания ссылался на нормы ст. 89 ЖК РФ.
В судебном заседании помощник Муромского городского прокурора Митрофанова Н.В. и административный истец Куликова Н.А. заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица муниципального казенного учреждения (далее - МКУ) "Управление жилищной политики" в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования просил оставить без удовлетворения.
Представитель административного ответчика - администрации округа Муром и заинтересованного лица - муниципального казенного учреждения округа Муром "Муниципальный жилищный фонд" (далее - МКУ "Муниципальный жилищный фонд") Радева В.К. административный иск не признала. Пояснила, что решением жилищной комиссии при администрации округа Муром, утвержденным постановлением администрации округа Муром от **** ****, Куликова Н.А. составом семьи два человека снята с учета нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, исключена из списка претендующих на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с выявлением в представленных ею документах сведений не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет, а именно: на момент подачи заявления о признании малоимущей ( ****) Куликова Н.А. осуществляла трудовую деятельность в ****, но не представила документ о размере полученной заработной платы за расчетный период. Данная информация поступила в МКУ "Управление жилищной политики администрации округа Муром" ****, в связи с чем этот вопрос был вынесен на ближайшее заседание жилищной комиссии - **** и принято указанное выше решение. Полагала, что при рассмотрении вопроса об обеспечении гражданина жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке подлежит исследованию не только нуждаемость указанного гражданина и членов его семьи в жилом помещении, но и их материальное положение. Также указала на отсутствие бездействия административного ответчика в не предоставлении Куликовой Н.А. жилого помещения. Несмотря на установления срока отселения физических лиц до ****, такое отселение с предоставлением других благоустроенных жилых помещений производится органом местного самоуправления с учетом норм жилищного законодательства и правовой позиции Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, то есть с соблюдением общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма - подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении и малоимущности. Поскольку решение о признании Куликовой Н.А. малоимущей и принятии на учет принято на основании недостоверных (неполных) сведений об имевшемся у нее доходе за расчетный период, то правовые основания для обеспечения жилым помещением отсутствовали уже на дату принятия данного решения - ****. Также по состоянию на **** у органа, осуществляющего принятие на учет, имелась информация, подтверждающая наличие оснований для снятия Куликовой Н.А. с учета нуждающихся в жилых помещения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Куликова Н.А. просит отменить решение суда первой инстанции, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права и неправильным определением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что судом не учтено при вынесении решения то обстоятельство, что предоставление гражданам в связи признанием их жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности, в связи с чем признания её малоимущей не требуется. Также указывает, что жилое помещение было утрачено по вине должностных лиц.
В апелляционную инстанцию представители заинтересованных лиц - МКУ "Муниципальный жилищный фонд" и МКУ "Управление жилищной политики" не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Неявка указанных лиц не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения прокурора Бурцева Е.П., административного истца Куликовой Н.А. и её представителя на основании ходатайства Запольской О.В., поддержавших доводы жалобы, возражения на жалобу представителя административного ответчика Радевой В.К., обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании п. 3 ч.1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 37 Постановления от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам необходимо иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом апелляционной инстанции установлено, что Куликова Н.А. на основании договора социального найма жилого помещения от **** **** является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: ****, общей площадью **** кв.м, жилой площадью **** кв.м, состоящего из одной жилой комнаты. По указанному адресу по состоянию на **** года зарегистрированы Куликова Н.А. и её дочь М., **** года рождения.
Постановлением главы округа Муром от **** **** данная квартира включена в адресный перечень мероприятий долгосрочной целевой программы "Реконструкция и капитальный ремонт жилищного фонда округа
Муром на 2013-2015 годы".
**** между Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации округа Муром и наймодателем по договору социального найма - муниципальным унитарным предприятием "Муниципальный центр жилищно-коммунального хозяйства округа Муром" (далее - МУП МЦ ЖКХ) заключен договор о предоставлении субсидий на капитальный ремонт жилищного фонда, находящегося в управлении МУП МЦ ЖКХ.
В установленный договором на проведение работ по капитальному ремонту, заключенному **** между МУП МЦ ЖКХ и муниципальным унитарным предприятием "Ремонтно-эксплуатационное управление ****", срок - до **** работы по капитальному ремонту указанного жилого помещения не были завершены.
Постановлением администрации округа Муром от **** **** полномочиями наймодателя наделено муниципальное бюджетное учреждение округа Муром "Муниципальный жилищный фонд" (с **** - муниципальное казенное учреждение "Муниципальный жилищный фонд").Постановлением администрации округа Муром от **** **** утверждено заключение межведомственной комиссии администрации округа Муром, которым жилое помещение, расположенное по адресу: ****, признано несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, в связи с физическим износом, непригодным для проживания. Срок отселения физических лиц определен до ****.
Решением жилищной комиссии при администрации округа Муром (п. 25 протокола заседания жилищной комиссии от **** ****), утвержденным постановлением администрации округа Муром от **** ****, Куликова Н.А. составом семьи 2 человека (включая дочь - М.) признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и включена в список граждан округа Муром, претендующих на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма.
Постановлением администрации округа Муром от **** **** утверждено решение жилищной комиссии при администрации округа Муром, оформленное протоколом заседания жилищной комиссии **** от ****, о признании Куликовой Н.А. составом семьи 2 человека малоимущей.
Решением жилищной комиссии при администрации о. Муром (п. 10 протокола заседания жилищной комиссии от **** ****), утвержденным постановлением администрации округа Муром от **** ****, Куликова Н.А. составом семьи 2 человека (включая дочь - М.) снята с учета нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и исключена из списка граждан округа Муром, претендующих на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, по основанию, установленному п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Одновременно установлено, что письмом МКУ "Управление жилищной политики" от **** Куликова Н.А. уведомлялась о том, что администрация округа Муром в лице МКУ "Управление жилищной политики" администрации округа Муром обязуется в срок до **** предоставить ей по договору социального найма равнозначное жилое помещение взамен занимаемого жилого помещения, признанного непригодным для проживания.
Также Куликова Н.А. уведомлена о том, что в жилом помещении, расположенном по адресу: ****, которое администрация округа Муром предполагает ей предоставить, в настоящее время проводятся ремонтные работы. По сообщению ООО " ****" от **** **** ремонтные работы по указанному адресу будут выполнены до ****.
Отказывая в удовлетворении административного иска в полном объеме, суд первой инстанции сделал выводы о том, что на момент рассмотрения административного иска бездействие администрации округа Муром по не предоставлению Куликовой Н.А. другого жилого помещения не имеет места, поскольку последняя не признана малоимущей для обеспечения равнозначным жилым помещением по договору социального найма. В связи с этим, суд указал на отсутствие доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов Куликовой Н.А. и оснований для предоставления административному истцу равнозначного жилого помещения.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции с учетом следующего.
Из объяснений Куликовой Н.А. и её представителя в суде апелляционной инстанции, а также материалов дела следует, что она является получателем пенсии по старости и работает **** в ****, её дочь обучалась в ****, получала социальную пенсию по потере кормильца, является молодым специалистом; приобрести другое жилое помещение за свои денежные средства они с дочерью не имеют возможности; длительное время не по своей вине лишена жилого помещения и возможности полноценного проживания, на протяжении 3-х лет проживает у знакомых; в связи с не обеспечением надлежащих условий хранения лишилась всей мебели, части предметов одежды и иных вещей, вывезенных в помещение организации, выполнявшей капитальный ремонт её квартиры. Не соглашаясь с расчетом администрации округа Муром о наличии у Куликовой Н.А. возможности приобретения жилого помещения за счет собственных средств, указали, что этот расчет сделан исходя из двадцатилетнего периода накоплений, тогда как возраст административного истца составляет **** лет, и по срочному трудовому договору ей осталось работать несколько месяцев.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании п.п. 6, 6.1., 8 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
В силу п.2 и п. 3 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Принимая во внимание установленные выше обстоятельства, утрату Куликовой Н.А. по вине собственника муниципального имущества, органа местного самоуправления и иных муниципальных предприятий (учреждений) единственного жилого помещения по адресу: ****, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, неисполнение стороной наймодателя условий договора социального найма, неисполнение органом местного самоуправления обязательств, предусмотренных законодательством и в соответствии с постановлением главы округа Муром от **** ****, определившим срок отселения физических лиц до ****, при том, что до истечения указанного срока истец была признана малоимущей, учитывая, что до настоящего времени другое жилое помещение административному истцу не предоставлено, имеет место длительное нарушение её жилищных прав, истец лишена возможности проживания в жилом помещении с **** года, судебная коллегия полагает, что со стороны административного ответчика допущено бездействие, в том числе по не отселению Куликовой Н.А. из непригодного для проживания жилого помещения.
Довод представителя административного ответчика о прекращении действия договора социального найма противоречит п. 50 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ N 47, согласно которому договоры на жилые помещения, признанные непригодными для проживания, могут быть расторгнуты по требованию любой из сторон договора в судебном порядке в соответствии с законодательством. Доказательств расторжения договора социального найма не представлено
Принимая во внимание положения ст.ст. 86 - 89 ЖК РФ, в силу которых предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер и гарантирует условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением их жилищных условий с точки зрения безопасности, отсутствие у Куликовой Н.А. в настоящее время статуса малоимущей не является препятствием для выполнения органом местного самоуправления в соответствии с постановлением от **** ****, принятым в соответствии со ст. 14 ЖК РФ, п. 49 "Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утверждено постановлением Правительства РФ от **** ****) обязанности по переселению административного истца из признанного непригодным для проживания жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности и предоставленного по договору социального найма, учитывая, что жилое помещение, в которое административный истец должна быть переселена, предоставляется ей не в связи с улучшением жилищных условий в порядке ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, а в качестве компенсации за утраченное жилье.
При этом, поскольку из положений Жилищного кодекса Российской Федерации не следует, что обязательным условием предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в качестве нуждающегося, то снятие **** Куликовой Н.А с учета нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, учитывая, что она лишилась единственного жилого помещения, не является основанием для отказа в удовлетворении требования о предоставлении ей равнозначного жилого помещения.
Кроме того, Куликовой Н.А. вопрос о предоставлении жилого помещения по норме предоставления как малоимущему гражданину, нуждающемуся в жилом помещении, не ставился.
Поскольку имевшееся у административного истца жилое помещение признано непригодным для проживания, другие жилые помещения на праве собственности и по договору социального найма у неё и дочери отсутствуют, на собственные денежные средства приобрести жилое помещение они не имеют возможности, учитывая наличие бездействия административного ответчика, в данном конкретном случае иск прокурора в интересах Куликовой Н.А. об обеспечении её равнозначным жилым помещением на состав семьи 2 человека подлежит удовлетворению. Исходя из приведенных обстоятельств и в силу ст. 227 КАС РФ на администрацию округа Муром необходимо возложить обязанность по предоставлению Куликовой Н.А. на состав семьи 2 человека по договору социального найма равнозначного жилого помещения общей площадью не менее **** кв.м, в том числе жилой не менее **** кв.м, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта и находящегося в черте населенного пункта - ****.
При таких обстоятельствах, с учетом принципов законности и справедливости при разрешении административных дел, решение Муромского городского суда от **** подлежит отмене в связи с неверным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и неправильным применением норм материального права, а требования Муромского городского прокурора в интересах Куликовой Н.А. - удовлетворению.
Доводы прокурора и административного истца о предоставлении жилого помещения только во вновь возведенном жилом доме не основаны на нормах права, доказательств включения Куликовой Н.А. в какую-либо социальную программу суду не представлено. Однако данное обстоятельство не препятствует административному ответчику рассмотреть данный вариант при исполнении судебного решения.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Муромского городского суда Владимирской области от 4 февраля 2016 года отменить и принять по делу новое решение, которым:
административное исковое заявление Муромского городского прокурора в интересах Куликовой Н.А. к администрации округа Муром удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации округа Муром по не отселению Куликовой Н. А. из непригодного для проживания жилого помещения.
Обязать администрацию округа Муром предоставить Куликовой Н. А. на состав семьи 2 человека по договору социального найма равнозначное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям применительно к населенному пункту ****, общей площадью не менее **** кв.м, в том числе жилой - не менее **** кв.м, и находящееся в черте населенного пункта - ****.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи: Л.В. Огудина
О.И. Емельянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.