Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Бзегежевой Н.Ш.
судей - Мерзакановой Р.А. и Соловьёвой О.М.
при секретаре - Беспаловой А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе административного ответчика Федеральной службы исполнения наказания (далее - ФСИН России) на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 19 мая 2016 года, которым постановлено:
"Административный иск Анчокова А.С. к ФСИН России и УФСИН России по Республике Адыгея о признании незаконным бездействия - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ФСИН России в части непринятия в установленный законом срок решения о постановке Анчокова А.С. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, либо об отказе в постановке на указанный учет.
Возложить на ФСИН России обязанность рассмотреть заявление Анчокова А.С. и принять решение о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, либо об отказе в постановке на указанный учет, о принятом решении уведомить Анчокова А.С. в письменном виде в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ФСИН России в пользу Анчокова А.С. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В удовлетворении административного иска к УФСИН России по Республике Адыгея - отказать",
заслушав доклад судьи Соловьёвой О.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Анчоков А.С. обратился в суд с иском к ФСИН России и УФСИН по Республике Адыгея о признании бездействий в части сроков рассмотрения его документов на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилья или строительство жилого помещения незаконными. В обоснование требований указал, что он, подполковник внутренней службы в отставке, проходил службу в Уголовно-исполнительной системе Российской Федерации по РА с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Приказом УФСИН России по РА от ДД.ММ.ГГГГ уволен из органов уголовно-исполнительной системы по пункту "в" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). Общий стаж службы в календарном исчислении составляет "данные изъяты" лет "данные изъяты" месяцев "данные изъяты" дней, в льготном - "данные изъяты" лет, "данные изъяты" месяцев "данные изъяты" дней. ДД.ММ.ГГГГ обратился в УФСИН по РА для рассмотрения вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с предоставлением необходимых документов. ДД.ММ.ГГГГ заседанием комиссии УФСИН России по РА принято решение о направлении пакета документов в ФСИН России для постановки на учет на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Указанные документы были направлены Управлением ФСИН России по РА в ФСИН России ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение требований пункта 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, комиссия ФСИН России не приняла решения о его постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий в 3-месячный срок со дня подачи пакета документов, определенных частью 3 статьи 4 ФЗ РФ от 21.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца. Кроме того, в соответствии с пунктом 23 приказа ФСИН России от 29.08.2013 N 496, выписки из комиссии ФСИН России в течение 10 дней со дня их издания направляются в заинтересованные территориальные подкомиссии. Территориальные подкомиссии не позднее трех рабочих дней со дня получения выписок из решения комиссии ФСИН России доводят их до сведения сотрудников и граждан. Несмотря на это, на протяжении двух лет никаких действий со стороны ФСИН России и УФСИН России по Республике Адыгея по рассмотрению его документов предпринято не было.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 19.05.2016 исковые требования Анчокова А.С. к ФСИН России о признании незаконным бездействия удовлетворены, а в удовлетворении аналогичных исковых требований к УФСИН России по Республике Адыгея - отказано. Суд исходил из того, что ФСИН России допущено бездействие в части непринятия в установленный законом срок решения о постановке Анчокова А.С. на учет для получения единовременной социальной выплаты. Поскольку обязанность по разрешению вопроса о постановке на учет отнесена исключительно к компетенции ФСИН России, то оснований для признания иска в части, адресованной к УФСИН России по Республике Адыгея, у суда не имелось.
Не согласившись с решением, административный ответчик ФСИН России подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 19.05.2016 и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Доводы жалобы сводятся к тому, что увеличение срока рассмотрения документов происходит по причине значительного объема поданных гражданами документов. В соответствии с пунктом 23 "Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N369, единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет, вследствие чего комиссия имеет право рассмотреть документы Анчокова А.С. только в порядке общей очередности, чтобы не нарушить процедуру рассмотрения ранее поданных документов сотрудниками учреждений и органов УИС, а также их законные права и интересы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отклонении жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.
Материалами дела установлено, что Анчоков А.С. проходил службу в Уголовно-исполнительной системе Российской Федерации по РА с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На основании приказа УФСИН России по РА от ДД.ММ.ГГГГ уволен из органов уголовно-исполнительной системы по пункту "в" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). Общий стаж службы в календарном исчислении составляет "данные изъяты" лет "данные изъяты" месяцев "данные изъяты" дней, в льготном - "данные изъяты" лет, "данные изъяты" месяцев "данные изъяты" дней.
В соответствии со статьей 4 Закона N283-ФЗ от 30.12.2012 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы.
Порядок и условия предоставления такой социальной выплаты регламентирован Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N369, Порядком формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденным Приказом ФСИН России от 16.10.2014 N550.
Пунктом 5 указанных Правил установлено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются надлежащим образом заверенные копии необходимых документов, перечисленные в данном пункте, или представлены их оригиналы.
Согласно пункту 7 названных Правил на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных части 3 статьи 4 Закона N283-ФЗ от 30.12.2012, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Согласно пункту 16 раздела 4 Порядка: документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены комиссией в течение 3 месяцев с даты приема (получения указанных документов), отраженной в книге учета заявлений.
ДД.ММ.ГГГГ обратился в УФСИН по РА для рассмотрения вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с предоставлением необходимых документов. ДД.ММ.ГГГГ заседанием комиссии УФСИН России по РА принято решение о направлении пакета документов в ФСИН России для постановки на учет на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Указанные документы были направлены Управлением ФСИН России по РА в ФСИН России ДД.ММ.ГГГГ.
ФСИН России в определенный трехмесячный срок документы для получения единовременной выплаты, поступившие из УФСИН России по Республике Адыгея, не рассмотрены.
Поскольку срок рассмотрения заявления Анчокова А.С. о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты ФСИН России нарушен, вывод суда первой инстанции в указанной части об удовлетворении требований заявителя является правильным и судебная коллегия с ним соглашается.
Поскольку УФСИН России допущено бездействие, выразившееся в несвоевременном рассмотрении заявления Анчокова А.С. и непринятии решения о постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты или отказе в постановке на указанной учет, решение о возложении обязанности рассмотреть документы и сообщить о принятом решении заявителю принято правомерно.
Доводы жалобы относительно того, что при возложении обязанности на директора ФСИН России рассмотреть по существу заявление Анчокова А.С. будут нарушены права иных сотрудников, также подавших аналогичные заявления, что суд вышел за пределы заявленных требований, установив срок исполнения - являются несостоятельными.
В соответствии с частью 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.
Часть вторая статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Приведенными выше нормативными документами установлены и определены сроки рассмотрения комиссией документов для получения выплат, которые существенным образом нарушены, при этом никаких сведений относительно конкретных сроков рассмотрения заявления ответчиком не указано, равно как и не представлены доказательства, подтверждающие уважительность причин по длительному не рассмотрению документов заявителя.
Кроме того, суд возложил обязанность рассмотреть документы в срок, установленный "Правилами предоставления единовременной социальной выплаты ... ".
Согласно положениям частей 1, 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой, главами 24-26.2 настоящего Кодекса и другими федеральными законами. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Часть 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закрепляет право суда выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Суд первой инстанции полно и объективно исследовал материалы дела, правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, правильно установилфактические обстоятельства, верно применил материальный закон; совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая оценка, выводы суда, положенные в основу решения, должным образом мотивированы.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы ФСИН России основаны на неверном толковании действующего законодательства. Решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 19.05.2016 подлежит оставлению без изменения.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьями 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 19 мая 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказания - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись Бзегежева Н.Ш.
Судьи: подпись Мерзаканова Р.А.
подпись Соловьёва О.М.
Копия верна:
судья Верховного суда
Республики Адыгея Соловьёва О.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.