Судебная коллегия по гражданским делам суда Чукотского автономного округа в составе
председательствующего Мирошник Н.Г.,
судей Поляковой О.А., Шепуленко В.В.,
при секретаре Петрове М.А.,
с участием представителя истца по доверенности Харченко И.Б.,
представителей ответчика ГП ЧАО "ЧукотАВИА" по доверенностям Болотиной Е.Л. и Никукаевой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Анадыре гражданское дело по апелляционной жалобе истца Маслова С. В. на решение Анадырского районного суда от 7 июня 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Маслова С. В. к Государственному предприятию Чукотского автономного округа "ЧукотАВИА" об обязании ответчика ГП ЧАО "ЧукотАВИА" производить оплату компенсации за питание при дежурствах по поисково-спасательному обеспечению в размере ста процентов, взыскании суммы недополученной компенсации за питание по поисково-спасательному обеспечению и взыскании компенсации морального вреда отказать".
Заслушав доклад судьи Шепуленко В.В., судебная коллегия
установила:
Маслов С.В. (далее - истец) обратился в Анадырский районный суд с иском к Государственному предприятию Чукотского автономного округа "ЧукотАВИА" (далее - ответчик, ГП ЧАО "ЧукотАВИА") с перечисленными выше требованиями, указав в их обоснование, что работает в ГП ЧАО "ЧукотАВИА" в должности "данные изъяты". В составе экипажа воздушного судна периодически осуществляет дежурства по поисково-спасательному обеспечению (далее - ПСО) или находится в резерве. Пребывание на дежурстве и в резерве происходит в месте жительства. Дежурства осуществляются круглосуточно в течение 12 часов за каждую смену. До 01 марта 2016 года ответчиком время дежурства учитывалось из расчёта 6-ти часов (50% фактического времени дежурства) и компенсация осуществлялась из расчёта трёхразового питания в размере "данные изъяты" рублей за дежурство. Коллективным договором ГП ЧАО "ЧукотАВИА", вступившим в силу 01 марта 2016 года, учитываемое рабочее время за дежурство уменьшено до 3-х часов (из расчета 25% фактического времени дежурства).
25 февраля 2016 года ответчиком утверждено, а с 01 марта 2016 года введено в действие Положение о возмещении расходов за питание членам экипажа воздушных судов авиационной эскадрильи ГП ЧАО "ЧукотАВИА" (далее - Положение), которым порядок компенсации затрат на питание ставится в зависимость от продолжительности рабочего времени. В пункте I "За дежурство по ПСО" Положения указано, что компенсация производится из расчёта 30% суточного рациона (одноразовое питание) в сумме "данные изъяты" рублей, что, по мнению истца, противоречит пункту 4 Порядка обеспечения питанием экипажей воздушных судов гражданской авиации, утвержденного приказом Минтранса РФ от 30 сентября 2002 года N122 "О порядке обеспечения питанием экипажей морских, речных и воздушных судов". Как указывает истец, возмещение расходов на питание при нахождении на дежурстве является социальной гарантией, улучающей положение летного состава, и снижение данной гарантии не допускается исходя из того, что трудовое законодательство не допускает ухудшение положения работника по сравнению с существующими нормами без внесения соответствующих изменений уполномоченным органом.
С учетом последующих уточнений исковых требований, истец просил суд обязать ГП ЧАО "ЧукотАВИА" при дежурствах по поисково-спасательному обеспечению производить выплату компенсации за питание в размере ста процентов; взыскать с ответчика ГП ЧАО "ЧукотАВИА" в пользу истца сумму недополученной компенсации за питание по поисково-спасательному обеспечению в размере "данные изъяты" рублей за период с 1 по 31 марта 2016 года и денежную компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей.
По заявленным требованиям судом первой инстанции постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе на решение суда истец указывает на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, просит решение отменить и вынести новое решение.
В возражениях на апелляционную жалобу истца ответчик ГП ЧАО "ЧукотАВИА" выражает несогласие с изложенными в жалобе доводами, полагая, что решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба - не подлежащей удовлетворению.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения жалобы не ходатайствовал.
Представитель истца по доверенности Харченко И.П. в суде апелляционной инстанции поддержал апелляционную жалобу истца по доводам, изложенным в ней, настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы и отмене решения суда первой инстанции.
Представители ответчика, действующие на основании доверенностей, Болотина Е.П. и Никукаева Н.Н. в суде апелляционной инстанции возражали против удовлетворения апелляционной жалобы истца.
Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, заслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы истца, проверив решение суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции при разрешении дела в целом полно и правильно определены юридически значимые обстоятельства возникшего спора, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, законность и обоснованность которой у коллегии сомнений не вызывает.
Отказывая Маслову С.В. в удовлетворении исковых требований в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что условия Коллективного договора ГП ЧАО "ЧукотАВИА" на 2016 год в части возмещения работодателем членам экипажей воздушных судов расходов на питание при пребывании на дежурстве и в резерве, а также зачета времени пребывания на дежурстве и в резерве в месте жительства в рабочее время в размере 25 процентов не противоречат нормам трудового законодательства, не снижают уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Указанный вывод суда первой инстанции коллегия находит соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела, основанным на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а доводы апелляционной жалобы истца об обратном коллегия признает несостоятельными.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами настоящего дела, с 1 марта 2016 года в ГП ЧАО "ЧукотАВИА" действует Коллективный договор ГП ЧАО "ЧукотАВИА" на 2016 год.
Согласно подпункту "В" пункта 5.1.3. Коллективного договора ГП ЧАО "ЧукотАВИА" на 2016 год администрация обеспечивает нормальный отдых и возмещение расходов на питание членам экипажей ВС в дни дежурства по ПСО в соответствии с приказом Минтранса РФ от 30 сентября 2002 года N122.
В силу пункта 1 Порядка обеспечения питанием экипажей воздушных судов гражданской авиации, утвержденного приказом Минтранса России от 30 сентября 2002 года N122 "О порядке обеспечения питанием экипажей морских, речных и воздушных судов" (далее - Порядок) экипажи воздушных судов в дни полетов и дежурств обеспечиваются эксплуатантом бесплатным питанием. При невозможности обеспечения экипажа бесплатным питанием во внебазовых аэропортах (аэродромах, посадочных площадках) по причине отсутствия специализированных организаций общественного питания допускается возмещение расходов на питание членам экипажа.
При нахождении экипажей воздушных судов в резерве, на дежурствах (поисковые и аварийно-спасательные работы, санитарные задания, лесоохрана) обеспечение питанием производится в зависимости от продолжительности рабочего времени. При продолжительности рабочего времени до 4-х часов, производится обеспечение одноразовым питанием (пункт 4 Порядка). Соответственно, с учетом положений пункта 1 Порядка, при невозможности обеспечения экипажа бесплатным питанием при нахождении в резерве и на дежурствах, компенсация на питание выплачивается исходя из продолжительности рабочего времени.
Поскольку в силу приведенных выше положений Коллективного договора ГП ЧАО "ЧукотАВИА" на 2016 год и Порядка обеспечение питанием членов экипажей воздушных судов поставлено в зависимость от продолжительности их рабочего времени, размер возмещения расходов на питание членам экипажа воздушных судов (компенсация на питание), вопреки утверждениям истца в апелляционной жалобе, также зависит от продолжительности рабочего времени членов экипажа.
Согласно пункту 5 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 21 ноября 2005 года N139 (далее - Положение), рабочее время члена экипажа воздушного судна состоит из времени полетной смены, времени работы на земле между полетными сменами и времени перемещения в качестве пассажира по заданию (распоряжению) работодателя.
В силу подпункта "б" пункта 14 Положения, время работы члена экипажа на земле между полетными сменами включает время дежурства и пребывания в резерве.
Пунктом 24 Положения предусмотрено, что в период времени пребывания на дежурстве и в резерве включается время, в течение которого член экипажа по распоряжению работодателя находится в установленном месте с условиями для отдыха при постоянной готовности к выполнению задания на полет.
При этом время пребывания на дежурстве и в резерве в специально отведенном для этой цели помещении засчитывается в рабочее время полностью, в месте жительства - в размере не менее 25 процентов (пункт 26 Положения).
В силу пункта 3 Положения, его нормы являются обязательными при разработке руководства по производству полетов эксплуатантов, составлении графиков работы членов экипажей и расписаний движения воздушных судов эксплуатантов, а также должны учитываться при разработке эксплуатантом положений, регламентирующих режим работы и отдыха членов экипажей.
В соответствии с пунктом 24 Положения о режиме рабочего и полетного времени экипажей воздушных судов ГП ЧАО "ЧукотАВИА", которое является приложением N10 Коллективного договора ГП ЧАО "ЧукотАВИА" на 2016 год, время пребывания на дежурстве и в резерве проходит в месте жительства. Рабочее время зачитывается в размере - 25 процентов.
Таким образом, нормы Коллективного договора ГП ЧАО "ЧукотАВИА" на 2016 год в части учета рабочего времени экипажей воздушных судов ГП ЧАО "ЧукотАВИА" в период пребывания на дежурстве и в резерве в месте жительства полностью соответствуют приведенному выше Положению об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации, утвержденному приказом Министерства транспорта РФ от 21 ноября 2005 года N139.
Положением о возмещении расходов на питание членам экипажа ВС авиационной эскадрильи ГП ЧАО "ЧукотАВИА", утвержденным генеральным директором ГП ЧАО "ЧукотАВИА" 25 февраля 2016 года, введенным в действие с 1 марта 2016 года, за дежурство по ПСО предписано компенсировать каждому члену экипажа 30% от размера суточного рациона питания (который составляет "данные изъяты" рублей), или "данные изъяты" рублей (одноразовое питание).
Поскольку, как указано выше в настоящем определении, время дежурства и нахождения в резерве члены экипажа ВС ГП ЧАО "ЧукотАВИА" проводят в месте жительства, и оно в рабочее время засчитывается в размере 25% от фактического времени дежурства по графику, то выплата членам экипажа ВС за время такого дежурства или нахождения в резерве компенсации за питание в размере 30% от размера суточного рациона питания полностью соответствует положениям пункта 4 Порядка обеспечения питанием экипажей воздушных судов гражданской авиации, утвержденного приказом Минтранса России от 30 сентября 2002 года N122 "О порядке обеспечения питанием экипажей морских, речных и воздушных судов".
Доводы апелляционной жалобы истца, основанные на ином толковании приведенных в настоящем определении положений Коллективного договора ГП ЧАО "ЧукотАВИА" на 2016 год, Порядка обеспечения питанием экипажей воздушных судов гражданской авиации, утвержденного приказом Минтранса России от 30 сентября 2002 года N122 "О порядке обеспечения питанием экипажей морских, речных и воздушных судов", Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 21 ноября 2005 года, а также Положения о возмещении расходов на питание членам экипажа ВС авиационной эскадрильи ГП ЧАО "ЧукотАВИА", утвержденного генеральным директором ГП ЧАО "ЧукотАВИА" 25 февраля 2016 года, коллегия признает несостоятельными.
Коллегия не входит в обсуждения довода апелляционной жалобы истца относительно оплаты дежурства по ПСО заказчиком - ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации", поскольку указанное обстоятельство, как обоснованно указывает ответчик в возражениях на апелляционную жалобу истца, к предмету спора по настоящему делу не относится.
Обобщая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы истца.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по настоящему делу судебного постановления, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьёй 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Анадырского районного суда от 7 июня 2016 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Маслова С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Г. Мирошник
Судьи О.А. Полякова
В.В. Шепуленко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.